Опросы ФОМ для Банка России 2–12 августа зафиксировали снижение инфляционных ожиданий граждан на ближайший год с 13,4% в июле (максимум с ноября 2016 года) до 12,5% в августе 2021 года.
Основная причина снижения инфляционных ожиданий – сезонное снижение цен на плоды и овощи, о чем респонденты говорили чаще, чем в июле. Также они реже называли в числе наиболее подорожавших товаров яйца, сахар, рыбу, крупы и макароны. Однако в августе опрошенные чаще указывали на сильное подорожание стройматериалов и услуг ЖКХ (последнее – после июльской плановой индексации тарифов).
Как и ранее, в опросах ФОМ динамика инфляционных ожиданий части населения, имеющей сбережения, отличается от основной, декларирующей отсутствие сбережений (в данном случае речь идет скорее о саморепрезентации опрошенных, лишь коррелирующей с наличием сбережений, и, возможно, о различном восприятии личного финансового положения). В группе «со сбережениями» снижение инфляционных ожиданий выражено (снижение с июльских 14,1% наблюдаемой инфляции и 11,4% ожиданий ее через год до 13,5% наблюдаемой и 10,6% предсказываемой), в группе «без сбережений» немного выросли оценки текущей инфляции (до 18,3% в августе с 18% в июле), но также немного снизились ожидания предсказываемой через год (с 14,7% в июле до 14% в августе).
В свою очередь, баланс ответов предприятий чуть улучшился – ожидаемый ими в течение трех месяцев прирост цен составил 3,8% в годовом выражении, но остается в два раза больше августа 2020 года – 1,9%. ЦБ отмечает, что в компаниях видят снижение роста издержек, но и спроса, основным же драйвером роста отпускных цен они называют удорожание топлива.
Отдельно Банк России описывает ситуацию в строительстве – там как раз увеличение издержек привело к росту ценовых ожиданий, а оценки спроса, напротив, ухудшились. Это, как полагает Банк России, «привело к более сдержанному переносу издержек в цены». На предприятиях транспорта и в услугах оптимизм по спросу вырос, что и способствовало росту ценовых ожиданий.
И наконец, ценовые ожидания в торговле снижаются, как отмечают в Банке России, второй месяц подряд. Там ожидания спроса и товарооборота улучшаются, но фактическая оценка спроса в августе 2021 года была несколько хуже, чем в предыдущие месяцы,– это, в частности, способствовало некоторому снижению ценовых ожиданий у компаний, торгующих автомобилями (впервые с начала года). В торговле, где существенно лучше, чем в среде населения, умеют рассчитывать будущую инфляцию, на ближайшие три месяца ожидают рост цен (в рознице) темпами 6% год к году. В августе 2020 года аналогичные оценки составили 4,1%, и это совпало с фактически наблюдавшейся инфляцией.
Опросы ЦБ проводились еще до объявления президентом Владимиром Путиным дополнительных сентябрьских выплат пенсионерам (10 тыс. руб.), которые будут предварять выборы в Госдуму, а также на порядок меньших с точки зрения общего объема выплат военнослужащим. Вопрос о том, как именно новые выплаты будут влиять на совокупный спрос и на инфляционные ожидания, прямого ответа сейчас не имеет – и интереснее всего, как уже объявленные выплаты для семей с детьми отразились и отразятся в ближайшие месяцы на инфляционных ожиданиях и на реальном приросте цен.
Читайте также:
Часть аналитиков, в том числе в госструктурах, уверены в том, что «семейные» выплаты, также составившие 10 тыс. руб., уже отразились и в инфляции, и в ожиданиях. По оценкам Минэкономики, в годовом выражении инфляция к 23 августа ускорилась до 6,68% против 6,5% во многом благодаря выплатам семьям с детьми школьного возраста. На неделе с 14 по 23 августа, по оценкам Росстата, инфляция составила 0,1%. Это «заметно превышает сезонную норму (максимум за пять лет)», отмечает Дмитрий Полевой из «Локо-Инвест». «Ускорение есть и в продовольственных товарах, и в непродовольственных, причем явно заметны эффекты от выплат на школьников по соответствующим товарам»,– говорит он.
Дмитрий Бутрин, Алексей Шаповалов