Франшиза: будьте проще, и к вам потянутся
Российский рынок франшизы выходит из кризиса окрепшим, уверены эксперты. По мнению иркутских предпринимателей, франчайзинг в регионе обеспечивает неопытным бизнесменам небольшой, зато стабильный доход. К тому же многие франчайзеры в последние два года серьезно снизили плату за возможность присоединиться к своему бренду. Неудивительно, что некоторые предприниматели в переломный момент предпочли открыть бизнес по обкатанной схеме вместо того, чтобы набивать собственные шишки.
При нуле единица -- уже серьезный рост
Полтора-два года назад многие россияне оказались в непростой ситуации -- лишившись работы, они были вынуждены искать иные источники дохода. Кто-то отправился на биржу труда, а кто-то впервые в жизни решился заняться собственным бизнесом. А поскольку начинать с нуля -- дело трудное, многие из предпринимателей-дебютантов пошли проторенным путем -- купили франшизу. "Действительно, на рынке труда оказались активные, предприимчивые люди, но продуманных планов по созданию бизнеса у них не было, как не было и опыта предпринимательства, а также средств на первоначальный капитал", -- рассказывает директор ОГУ "Центр занятости населения г.Иркутска" Вера Татарникова.
Ставка на предсказуемые бизнес-схемы оказалась верной. Как выяснилось, в кризис новые франчайзинговые компании в России выживают в шесть-восемь раз чаще, чем обычные, отмечает президент "Российской ассоциации развития франчайзинга" (РАФР) Александр Майлер. "И это по самым осторожным оценкам, -- предупреждает Майлер. -- Плюс, кроме надежности франчайзингового бизнеса, в кризис подтвердилось отсутствие его зависимости от географии".
Около 80% франшиз в России предлагаются франчайзерами Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга. Однако в 2009-2010гг., по данным РАФР, франчайзинг сильно активизировался и в регионах. "Впрочем, точные данные по территориям отсутствуют, -- признается Майлер. -- Не в последнюю очередь потому, что из-за волокиты с регистрацией договоров коммерческой концессии к ней прибегают далеко не все предприниматели. Кроме того, многие компании называют себя франшизными только потому, что просто планируют заняться франчайзингом или слово иностранное понравилось. По разным оценкам, франшиз в России от 300 до 900. Но по вышеуказанным причинам их реальное количество, на мой взгляд, не превышает 500".
По подсчетам консалтинговой компании ЗАО "Бизнес" (специализируется на сделках по продаже бизнеса с 1998 года), в Иркутске количество действующих франшиз сейчас не превышает 20. "Причем за два кризисных года число компаний, работающих в городе по франшизе, выросло на целых 100%, -- отмечает директор ЗАО 'Бизнес' Сергей Григорьев. -- Однако если посмотреть на абсолютные показатели -- впечатляет не так сильно: получается всего десяток новых стартапов за два года". Тем не менее, эксперт считает эти показатели для регионального рынка франшизы очень успешными. Для сравнения, в 2007-2008гг., по данным Григорьева, на рынке стартапов соотношение собственных бизнес-проектов к франшизам составляло в Иркутске 15 к 1. В 2009-2010гг. это соотношение изменилось на 1 к 1.
Примечательно, что три компании из десяти недавно открывшихся созданы по отечественным франшизам: "Красный куб", "Техносила" и "Планета суши". По мнению Григорьева, это достаточно неплохо, так как обычно российские франшизы считаются высокорискованными, поскольку средний срок их жизни составляет 2-3 года. И раньше инвесторы, как правило, предпочитали заплатить больше, но "подключиться" к западной сети. Почему стратегия изменилась -- из-за снижения сумм, которые инвесторы в состоянии потрать на покупку, или из-за роста устойчивости российских брендов -- эксперты не знают.
Примечательно, что с ростом числа франчайзи их соотношение по отраслям за прошедшие два года в Иркутске почти не изменилось. Так, по данным Григорьева, первое место занимает торговля -- 55% франшиз работает именно в этом секторе. 32% франшиз приходится на предприятия общепита. На третьем месте ниша бытовых услуг -- 13%.
Новички предпочитают подешевле
Особый спрос, по словам Григорьева, на недорогие франшизы общей стоимостью до 1 млн руб. "Именно в этом сегменте, где общий объем инвестиций не превышает $30 тыс, с удовольствием работают новички", -- отмечает собеседник газеты "Дело".
По словам руководителя юридической компании "Бизнес-Консалт" (специализируется на лицензировании и сертификации бизнеса) Олега Мокрецова, средняя стоимость франшиз, которые в последнее время приобретали его клиенты, составляет 400 тыс руб. "В основном это торговля товаром эконом-класса, -- поясняет Мокрецов. -- Как правило, дешевые сувениры, предметы интерьера, бижутерия и женская одежда недорогих брендов". Аналогичные данные и у Сергея Григорьева: "Цена единицы товара у большинства новых иркутских франшиз -- в диапазоне от 50 до 300 рублей. Зарабатывают на оборотах".
Иркутянка Ольга Власюк, открывшая год назад бутик украшений под вывеской британской сети "Queen", подтверждает, что франшизу выбирала исходя из объема требующихся инвестиций. "Сначала я отобрала все варианты, в условиях которых не значилось приобретение дорогостоящего оборудования. По этой причине отсеялось несколько интересных медицинских центров и лабораторий, -- рассказывает Ольга. -- Из оставшихся выбрала франшизы с низким паушальным взносом (единовременная плата за право присоединения к бизнесу франчайзера и использования его товарного знака на оговоренной территории, -- прим. СИА) -- не больше 5 тыс евро. Затем отбросила варианты с роялти (периодические выплаты вознаграждения франчайзеру за использование прав и на поддержку деятельности сети, -- прим. СИА). И осталось всего две франшизы".
В итоге Ольга все-таки отказалась и от них, поскольку и тот и другой вариант предполагали серьезные ограничения. В одном -- кабальные условия выхода из договора: к примеру, невозможность продать бизнес без согласия франчайзера и в дальнейшем запрет на занятие аналогичным бизнесом в течение трех лет. В другом предложении требования владельца сети к оформлению кофеен были такими сложными и многоступенчатыми, что необходимые на это затраты превышали стоимость самой франшизы в 2 раза.
В конце концов бизнес-вумен выбрала франшизу с небольшим роялти. "У 'Queen' роялти составляет 2% от выручки, необходимо также отчислять на рекламу 3% от оборота ежемесячно, -- перечисляет Ольга Власюк. -- Но в абсолютных показателях получается дешевле, чем в упомянутых двух франшизах без роялти. Кстати, та сеть кофеен с высокими требованиями к оформлению сейчас -- год спустя -- отказалась от этих жестких условий".
Кризис смягчает нравы
Как выяснилось, упомянутая сеть кофеен -- не единственный франчайзер, смягчивший условия присоединения к своему бизнесу. По подсчетам президента РАФР Александра Майлера, зарубежные и российские франчайзеры за последние два года снизили объем необходимых инвестиций, включая паушальный взнос, роялти и траты на открытие зала, закупку товара, в среднем на треть. При этом многие, по словам Сергея Григорьева, совсем отменили одну из комиссий -- роялти или паушальный взнос.
Смягчение касается не только взносов, говорит еще одна иркутская предпринимательница Ольга Литвинова (работает по франшизе с американской сетью "Fashion Jeans"): "К примеру, отменяют обязательные объемы закупа товара или уже не требуют покупать оборудование у поставщика франчайзера. Сейчас все чаще эти вопросы оставляют на наше усмотрение".
По словам иркутских франчайзи, в кризис их перестал волновать еще один риск -- что собственник не продлит договор. "Раньше такие ситуации часто возникали при работе с недорогими брендами, в случаях, когда соглашение заключается на короткий срок -- один-два года, -- объясняет Ольга Власюк. -- К этому моменту предприниматель еще толком не встал на ноги, а франчайзер по каким-то своим причинам уже хочет изменить ранее оговоренные условия или вообще не хочет продлевать договор. К примеру, франчайзер видит, что дела у вас пошли неплохо, и после истечения договора не продлевает его, а открывает собственную точку на вашем месте. У меня так получилось в 2007 году с одной известной российской одежной маркой".
Не без риска
Несмотря на значительные послабления франчайзеров и снижение затрат на покупку права присоединиться к известным брендам, эксперты все же просят не приравнивать приобретение франшизы к безрисковым инвестициям.
"Коммерсант приобретает готовую бизнес-модель с отработанными технологиями с уже завоеванной долей на рынке. Это, конечно, уменьшает предпринимательский риск, но совсем его не ликвидирует, -- предупреждает Григорьев. -- Огромное количество факторов, помимо качества франшизы, будут влиять на бизнес: конкретный город, численность населения, уровень доходов, менталитет, арендные ставки на недвижимость. Предложение может быть превосходным, но не пойдет в конкретном городе или даже торговом центре". Такой бизнес скорее подходит тем, кто не умеет или не знает, как наладить контакты с поставщиками, самостоятельно разработать маркетинговую стратегию, логистику и обучить персонал, считают опрошенные эксперты.
"Я удивляюсь, когда предприниматели воспринимают расчеты франчайзера по затратам и окупаемости как единственно верные, -- говорит один из франчайзи. -- Нужно взять предложенную франчайзером схему и пересчитать ее с учетом всех местных особенностей. Что за город, столько стоит аренда недвижимости, какой уровень зарплат, стоимость рекламы. В Усть-Илимске, к примеру, у меня все сошлось: как сказали, так и вышло. Но когда я зашел с этим бизнесом в Ангарск, высокие цены на аренду сильно изменили бизнес-план: затраты резко увеличились. Этим летом мне пришлось закрыть торговую точку в Ангарске".
Бизнес-планы пишутся, как правило, с позиции продавца франшизы, задача которого -- показать максимально короткий срок окупаемости при минимальных затратах, предупреждают опытные франчайзи. Сейчас, когда собственники сильно заинтересованы в расширении своей сети с минимальными вложениями, то есть путем продажи франшизы, сроки окупаемости проекта в предложениях сильно сократились, констатируют эксперты. "На данный момент можно встретить предложение франшизы с окупаемостью якобы в полгода-год. Однако реальный срок окупаемости большинства проектов составляет от трех до пяти лет", -- предостерегает Ольга Власюк.
Она уверена, что на изучение рентабельности бизнес-схемы нельзя жалеть времени -- это очень важный момент в организации дела: "Я пытаюсь понять, что меня ожидает. Около месяца я веду переговоры по телефону и электронной почте, наведываюсь в филиалы или торговые точки собственника и других франчайзи. Был опыт, когда я начинала вести переговоры, присматривалась, и в итоге франчайзер отказывался от сделки -- видимо, я была слишком дотошна. Но я уверена -- это только к лучшему".
Эксперты советуют: при покупке франшизы еще до подписания договора следует поговорить с теми, кто ею уже пользуется, попросить контакты этих людей у хозяина бренда. Если он отказывается предоставить данные о франчайзи или последние не особо охотно делятся своими успехами -- это серьезный повод задуматься, а стоит ли покупать такую франшизу.





SIA.RU: Главное