Проблемы представительства при производстве по делам об административных правонарушениях
Должностным лицам Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и ее территориальных органов -- региональных отделений (РО) предоставлено право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг, предусмотренные гл.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Кроме того, должностные лица ФСФР России и РО также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления (глава 19 КоАП РФ).
Учитывая специфику области, в которой осуществляет контроль ФСФР России -- финансовые рынки и их субъекты, основная масса правонарушений совершается юридическими лицами. Практика РО ФСФР России в ВСР показывает, что при составлении протокола об административном правонарушении юридическое лицо, как правило, представляют лица, действующие на основании доверенности. При этом не учитываются специальные требования действующего законодательства РФ.
Необходимо учитывать, что представительство в процессе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренное КоАП РФ, не тождественно представительству по гражданскому законодательству (гл.10 ГК РФ).
Нормы КоАП РФ предусматривают две формы представительства юридического лица:
1) законное представительство, которое осуществляется руководителем юридического лица, а также иным лицом, признанным в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ);
2) представительство, осуществляемое применительно к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитником, а применительно к потерпевшему -- представителем (ст.25.5 КоАП РФ), другими словами, уполномоченное представительство.
Основное отличие представительства законного от уполномоченного состоит в том, что действия законного представителя юридического лица по защите его интересов основаны на законе или учредительных документах, тогда как уполномоченный представитель осуществляет свои функции по защите и представлению интересов юридического лица на основе передачи ему части полномочий и процессуальных прав, удостоверяемой специальным документом (доверенностью либо ордером).
Как уже было сказано, законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В соответствии с ч.1 ст.273 Трудового кодекса РФ, руководителем организации признается физическое лицо, которое в соответствии с Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В ряде случаев полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы решением общего собрания акционеров (общего собрания участников) коммерческой (управляющей) организации либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Таким образом, как законный представитель юридического лица протокол (ст.28.2 КоАП РФ) вправе подписать лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, в частности, являющееся единоличным исполнительным органом юридического лица, либо лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, а также лицо, наделенное такими полномочиями в соответствии с законом.
В соответствии с ч.2 ст.25.4 КоАП РФ полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Таким документом выступает, например, протокол органа управления юридического лица об избрании единоличного исполнительного органа. При этом для удостоверения личности необходимо предоставить соответствующий документ (паспорт).
Рассматривая первую форму представительства юридического лица, целесообразно отметить, что именно законному представителю юридического лица КоАП РФ отводится в производстве по делу об административном правонарушении значительная роль. В частности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, должностное лицо, в производстве которого находится указанное дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (п.4 ст.25.4 КоАП РФ); его объяснения должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, именно ему должны быть разъяснены права и обязанности юридического лица, именно им должен быть подписан протокол об административном правонарушении и именно ему вручается под расписку копия протокола (ст.28.2 КоАП РФ).
Требование о присутствии при совершении всех процессуально значимых действий при производстве по делам об административных правонарушениях законного представителя юридического лица является гарантией защиты данного лица от произвола и позволяет наиболее эффективно осуществлять защиту его интересов.
Из положений ст.28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
В связи с этим на практике неоднократно возникал вопрос о возможности составления протокола об административном правонарушении должностными лицами в отсутствие законного представителя юридического лица и доказательственной силы такого документа. Первоначально решение данного вопроса было предложено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 ≤5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", в соответствии с которым к несущественным недостаткам протокола об административном правонарушении было отнесено составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Окончательно указанная проблема была устранена законодателем с введением Федеральным законом от 24.07.2007 ≤210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в ст.28.2 КоАП РФ части 4.1, содержащей положение о том, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. В таком случае копия протокола направляется юридическому лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Вторая форма представительства в качестве защитника или представителя юридического лица допускается в производстве по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч.4 ст.25.5 КоАП РФ).
В соответствии с п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления соответствующего протокола или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Доверенность представителя юридического лица должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к данному документу гражданским законодательством (ст.ст.185-188 ГК РФ): должны быть соблюдены требования к сроку ее действия, она должна быть выдана за подписью руководителя юридического лица или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
При этом для участия в административном производстве представителя в качестве защитника, обладающего правом знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ, необходимо, чтобы доверенность содержала указание на наличие у данного лица полномочий по представлению юридического лица в органах, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что уполномоченные представители юридического лица правом подписания протокола об административном правонарушении не наделены. Следовательно, при составлении протокола в присутствии представителя юридического лица по доверенности в нем будет сделана отметка о неявке законного представителя юридического лица.
На последующих этапах производства по делам об административных правонарушениях, начиная с момента составления протокола, уполномоченный представитель юридического лица допускается к осуществлению процессуальных действий и реализации прав юридического лица на защиту с учетом полномочий, обозначенных в доверенности.
О.А.Жаркая, специалист юридического отдела РО ФСФР России в ВСР
Материал подготовлен к публикации Сибирским Информационным Агентством (СИА, Иркутск)





SIA.RU: Главное