Газета Дело

ЭКОНОМИКА. ВТО - и что?

Больше всех от вступления России во Всемирную торговую организацию в Иркутской области выиграют «нефтяники» и потребители. Правда, последние почувствуют эту выгоду только лет через 15.

16 декабря российский рынок официально присоединился ко Всемирной торговой организации (ВТО). Теперь правилами организации регулируется 97% мировой торговли. Правда, по мнению экспертов, Россия последнее десятилетие и так выполняла практически все нормы ВТО, и при этом не пользовалась преимуществами организации. Как эти привилегии отразятся на иркутских предпринимателях и потребителях, выяснял корреспондент газеты «Дело».

«Напомню, что вступление России в ВТО предполагает либерализацию внешней торговли и регулирование торгово-экономических отношений государств-членов. Это значит, что затронуты будут, прежде всего, те отрасли экономики Иркутской области, которые занимаются внешней торговлей, то есть экспортом или импортом товаров или услуг», – замечает доцент кафедры экономической теории и финансов НИ ИрГТУ Георгий Шаламов.

Суть работы ВТО – упрощение внешней торговли и снижение таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. За последние 50 лет ВТО весьма преуспела в этих вопросах: средняя таможенная пошлина снизилась с 40% в середине 40-х годов прошлого века до 4% в середине 90-х.

Напоминая об этом, большинство опрошенных экспертов склонно считать, что от вступления в ВТО в первую очередь выиграют сырьевые отрасли страны и Иркутской области. «Это уже имеющаяся в регионе нефтедобывающая промышленность и нарождающаяся газодобывающая. Выиграет лесной комплекс за счет снижения таможенных пошлин на вывозимый лес и продукты целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности, – уверен Георгий Шаламов. – В весьма сложной ситуации окажется алюминиевая промышленность региона из-за того, что вступление в ВТО – это еще и выравнивание внутренних цен на энергоносители и электроэнергию. Это значит, что цены на энергию в регионе вырастут, а рентабельность производства алюминия, как мы помним, всегда была основана на дешевой электроэнергии ГЭС ангарского каскада».

Примечательно, что все аналитики убеждены, что от перемен не проиграет флагман региональной промышленности НПО «Иркут». «Продукция предприятия всегда была конкурентоспособна на международном рынке вооружений, а совсем недавно, впервые за последние двадцать лет, это предприятие еще и получило крупный заказ от министерства обороны России», – напоминает аналитик отрасли тяжелой промышленности ИК «Expert Group» Андрей Голубев.

А вот перспективы агропромышленного комплекса, по мнению экспертов, не так радужны. Об этом говорит тот факт, что разногласия, например, по импорту мяса и мясной продукции были урегулированы в самом конце переговорного цикла по поводу вступления России в ВТО. «Вообще в ходе переговоров по сельскому хозяйству были согласованы два основных вопроса: максимальный объем государственной поддержки, которую страна-кандидат сможет предоставлять аграриям, и максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения новый член ВТО сможет выделять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта, – напоминает Шаламов. – По первому вопросу нашим переговорщикам удалось зафиксировать величину господдержки на уровне $9 млрд до 2012 года с определенным поэтапным снижением до 2017 года. На самом деле такой господдержки в настоящее время не существует. По моим оценкам, она где-то около $4,5 млрд. Это значит, что правительство закладывает едва ли не двойной запас по господдержке, если складывающаяся после вступления в ВТО ситуация этого потребует».

Аналитики, занимающиеся проблемами вступления России в ВТО, утверждают, что с учетом того, что объем господдержки, который удалось отстоять на переговорах, значительно превышает ее нынешний уровень, сельское хозяйство не должно понести никаких потерь при вступлении в ВТО. Что касается конкретно Иркутской области, то плюсом к данному обстоятельству, как правило, добавляют еще и высокое качество продукции предприятий молочной и мясообрабатывающей промышленности. «Все это позволяет смотреть на будущее агропромышленного комплекса региона с оптимизмом после вступления в ВТО, – считает директор СХПК ‘Усольский свинокомплекс’ Илья Сумароков. – Правда, с одной оговоркой: повышение конкуренции в отрасли обязывает меня и моих коллег неустанно трудиться над модернизацией производства».

Не все участники АПК солидарны с Сумароковым. Управляющий одного из крупных иркутских предприятий в этой отрасли на условиях анонимности признался, что высокая себестоимость местного мяса даже сейчас вынуждает ряд комбинатов доводить долю импортного мяса до 40% в общем объеме переработки и реализации.

К слову, сейчас таможенные пошлины в этой нише составляют 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг квотированной свинины, и 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг сверхквотной. По оценке Национальной мясной ассоциации, только потери федерального бюджета от снижения таможенных пошлин составят $200 млн в год, а общие потери отечественных производителей будут исчисляться суммой до 30 млрд рублей в год. При этом оптовые цены, по расчетам экспертов, упадут на 15 рублей (сейчас они составляют 125-130 рублей за килограмм), чему, возможно, даже порадуются потребители. Но для производителей это будет существенная потеря рентабельности.

Вообще ярые сторонники вступления России в ВТО считают, что выиграют от этого, в первую очередь, потребители, в том числе иркутяне, поскольку на более конкурентном рынке будут снижаться цены и расти качество товаров и услуг. «Экономика страны станет открытой для иностранных фирм с их товарами», – резюмирует ведущий экономист ИК «Финам» Александр Осин.

Но беда отечественной экономики в том, замечают иркутские эксперты, что у нас на рост цен часто влияют внеэкономические факторы. «Вспомним кризис 2008-2009 годов: во всем мире росла безработица, катастрофически падал спрос, а вместе с ними и цены на товары и услуги, а у нас в это время было все то же самое, но цены росли, – приводит факты Шаламов. – С одной стороны, причиной этому были российские монополии, а с другой стороны – коррупция, которая в кризис не только не уменьшилась, а даже возросла, оказывая повышающее влияние на цены». Практика показывает, что даже иностранные фирмы не могут в России защитить себя от коррупции, вторит коллеге Голубев: «Поэтому надежда на снижение цен на товары для населения в Иркутской области весьма призрачна».

К тому же реальные изменения от вступления нашей страны в ВТО станут происходить не раньше, чем через несколько лет после подписания всех документов. 16 декабря прошла министерская встреча организации, на которой наша страна официально стала членом ВТО. Еще несколько месяцев уйдет на ратификацию всей документации. Снятие всех административных преград для доступа на наш рынок иностранных компаний, по экспертным оценкам, займет еще около трех лет. И даже после 2014 года Россия не откажется полностью от существующей сейчас системы поддержки ряда отраслей.

Елена Андюбек, газета «Дело»


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело