В Москве с начала года не открылось ни одного нового торгового центра. Но, как говорят эксперты, это на руку владельцам действующих объектов: чем меньше конкуренции, тем выше заполняемость ТЦ. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Иркутске. Количество пустующих площадей в торгово-развлекательных центрах сокращается.
Стройка «заморожена»
Первый квартал 2017 года стал самым провальным для рынка торговой недвижимости Москвы, заявили эксперты. Как сообщил «КоммерсантЪ», с января по март в Москве и Подмосковье не было введено в эксплуатацию ни одного торгового центра.
Многие проекты сегодня заморожены, причем большинство из них – на «бумажной стадии». Кризис заставил девелоперов отказаться от выхода на стройку и подождать лучших времен. По данным аналитиков международной брокерской компании Colliers International, в «замороженном» состоянии сегодня находятся 1,5 млн квадратных метров торговых площадей в столице.
Плюсы есть
Объем прироста новых торговых площадей сокращается уже третий год подряд, но, как отмечают эксперты, эта ситуация даже на руку девелоперам и собственникам уже действующих объектов. Логика проста: чем меньше конкуренции, тем меньше пустующих площадей.
По оценкам аналитиков, если темпы строительства останутся на том же уровне, что сейчас, то уровень вакантости в ТРЦ сократится. «Уже через два года уровень свободных площадей не превысит 3%, как это было до кризиса», – прогнозируют эксперты.
Вернуться к докризисным показателям помогут не только сниженные темпы ввода новых площадей, но и возрастающая активность ритейлеров. Рубль укрепляется, инфляция снижается – все это позитивно сказывается на настроении потребителей и продавцов.
А как в Иркутске?
В нашем городе отмечаются похожие тенденции. Эпоха «гигантомании» закончилась, на рынок выходят лишь небольшие торговые центры районного формата. Большого прироста новых качественных площадей не наблюдается. И действующим торговым центрам это явно идет на пользу.
Так, по словам управляющего ТРК «КомсоМОЛЛ» Виталия Аникина, с начала 2016 года было сдано более 16 тысяч квадратных метров торговых площадей: «По состоянию на 1 января 2016 года наполненность составляла 52%, на текущий момент – 82%».
Читайте также:
В ТРЦ «Сильвер Молл» с заполняемостью тоже все отлично. «Она почти полная, сейчас уже формируется лист ожидания», – рассказала руководитель управляющей компании Юлия Козлова.
Виталий Аникин отметил рост спроса на торговые площади. «На отдельные помещения наблюдается конкуренция между потенциальными арендаторами, – поделился он. – Что касается «федералов», то у них интерес к торговому центру также растет, сейчас ведутся переговоры с двумя-тремя компаниями».
По словам участников рынка, многие ритейлеры сегодня предпочитают места в ТРЦ традиционному стрит-ритейлу. Это предприятия общественного питания, компании, торгующие одеждой в стиле casual, косметикой, кондитерскими изделиями, цветами.
Елена Демидова,
Газета Дело