Иркутские блогеры -- о "шатости", маркетинговых снах и героических женщинах
Мы продолжаем публикацию текстов иркутских блогеров, чьи журналы размещены на ресурсе Livejournal.com. Как всегда, ЖЖ-публика радует тематическим разноообразием и стилистической свободой своих творений. На этот раз в подборке -- неформатный взгляд на рыночные механизмы, жизненные истории со счастливым концом и многое другое.
Игры обмена
Вот расскажу я вам, товарищи экономисты, особенно институционалисты всякие, случай из жизни, час назад со мной произошедший. А вы мне расскажите, как правильно я его должен понимать.
Иду я, значит, через рынок. Настоящий рынок, где бабульки и тетушки торгуют продукцией своих домохозяйств. Это очень важный момент. Это настоящий докапиталистический рынок, живущий по заветам Адама Смита, с самым что ни на есть объективным механизмом ценообразования, когда на цену товара не давят налоги, бренды, расходы на рекламу и пиар, обязательства перед профсоюзами и все такое прочее. То есть все то, что, собственно говоря, не позволяет "капиталистическому рынку" быть настоящим рынком, что подметил еще товарищ Фернан Бродель. Бреду я через рынок, на котором только динамика спроса и предложения. И ничего лишнего.
И хочу я купить груздей соленых. Ну, там под водочку, под картошечку, думаю, многие меня поймут. Гляжу, бабулька продает то, что хочется. Банку соленых груздей.
-- Сколько?
-- 400 рублей.
А неделю назад в 10 метрах от бабульки я у тетушки покупал такую же за 200 рублей. Может, думаю, цены выросли? Все-таки основные грузди распроданы, весна на улице. Однако решаюсь пройти эти 10 метров, посмотреть, как там альтернативная тетушка? А она там. Тоже с банками соленых груздей.
-- Сколько?
-- 200 рублей.
Возвращаюсь к бабульке. Так и так, говорю, сам я из блогеров, не для себя стараюсь, вопрос мне надо вам задать, а ответ народу поведать.
-- Ну, задавай, сынуля.
-- Вот почему у вас четыреста, вы же знаете, что в 10 метрах от вас -- за двести?
-- Потому что у меня цельные, а у нее ломанные, у меня лохматенькие (!), а у нее гладкие...
И "притупил" я очень сильно. Это что получается, что по законам настоящего открытого рынка стопроцентная надбавка в цене идет не за вкус, не за калории, не за витамины, не за внутренние качества продукта, а за его интерфейс? За цельность и лохматость. Это же сколько мы доплачиваем за внешний вид на "капиталистическом рынке"?!
Вот такое вот маленькое экономическое открытие я сделал. Пошел к тетушке, у которой за двести, купил обе банки. Истратил те же четыреста, зато банки две. А на цельность и лохматость мне плевать. Я ими банкетные столы сервировать не собираюсь. Сам съем.
Внешний вид -- он, конечно, важен. Когда грузди цельные и одинаковые -- это, конечно, красиво. Но не в два же раза больше они от этого должны стоить.
Впрочем, теперь я знаю коэффициент внешнего вида, выведенный в кристально-чистых рыночных условиях.
langobard
Великая женщина
Я снимал у них комнату не так давно. Семья многодетная, трое маленьких детей, плюс муж. Центр семьи -- Татьяна. Я смотрел на нее и восхищался. Муж работает неподалеку, охраняет что-то никому не нужное, деньги в дом приносит крошечные, и все хозяйство было на ней. Уборка-стирка-готовка-глажка-поликлиника-детские садики-школа и плюс поиски заработка. То полы где-то моет, то на переписи анкеты разносит, то на арендованной машине продукты подвозит. Комнату в четырехкомнатной квартире жильцам сдает. Я там жил, пока квартиру искал.
Она мне рассказала свою историю. Они строили дом. Муж тогда работал на заводе и хорошо зарабатывал. Потом его сократили или уволили -- в общем, он запил. И пил целый год. А дом так и стоял недостроенным. Денег взять неоткуда.
И тогда Татьяна приняла стратегическое решение -- рожать детей, а на материнский капитал достраивать дом. Иных источников дохода не было и не предвиделось. Родила первую, потом вторую -- теперь, говорит, дом поставили под крышу и осталась только отделка.
Сегодня по пути на работу встретил ее. Татьяна шла с пудовой хозяйственной сумкой в одной руке и с непонятной емкостью в другой. Я не сразу понял, что это такая люлька, но Татьяна покачала ее на весу и застенчиво сказала: "Катериной назвали". В январе родилась.
Великая женщина. Дом они достроят непременно.
vlad-tolstov
Сны бывших курильщиков
Сны бывших курильщиков -- это отдельный тип снов. Классическим "курю во сне" это все не ограничивается. Кстати, бросившие курить двадцать и тридцать лет назад утверждают, что "сны курильщиков" случаются и через такие сроки. Не уверен, что приснившееся сегодня под утро является "сном бывшего курильщика", может быть, это какой-то социокультурный или даже маркетинговый сон.
Мой друг Серега Потапов, который никогда не курил, показывает мне пачку "Беломора". На ней написано большими буквами: "Герои Советского Союза, которые курили Беломор". И какие-то фамилии, изображения лиц.
"Это в каком смысле? Что они умерли от Беломора или что они стали героями потому, что курили Беломор?", -- спрашиваю я во сне. "Это ответ дурацким современным надписям про смерть на куреве", -- отвечает.
langobard
Три изобретения
8 марта задумывалось как "праздник трудящихся женщин". Были времена, когда в странах без передовой текстильной промышленности у женщин было всего три возможности самостоятельного заработка: актриса, прислуга, проститутка.
А потом появились три изобретения, перевернувшие все гендерное устройство рынка труда: печатная машинка, телеграф, телефон... Изобретения, которые создали первые массовые женские профессии. И женщина с самостоятельно заработанными деньгами стала удивлять все меньше и меньше. Ну а дальше понеслось, как по накатанной. Одна за другой "мужская" профессия стремительно конвертировалась в "женскую": медицина, образование, сервис (гостиницы, рестораны), наука, менеджмент, журналистика, государственная служба... Сейчас на очереди -- политика, дипломатия, банковское дело, крупный бизнес и даже органы правопорядка с армией.
Не так много осталось профессиональных сообществ, на профессиональных "сходках" в которых в перерывах случаются очереди в мужской, а не женский туалет.
А начиналось все с печатной машинки, телеграфа и телефона.
Поэтому символ 8 марта хороший дизайнер должен изготовить из сплетения трех этих технических устройств. И обрамить это все тюльпанами -- классическим "восьмимартовским" цветком.
langobard
Проблема задержки заработной платы или "шатость"
В 1696 году селенгинские (забайкальские) казаки (из трех острогов разом -- Удинского, Селенгинского и Ильинского) окончательно посчитали, что Иркутский воевода (Савелов) кидает их с деньгами и хлебом. Казаки на стругах переплыли Байкал, спустились по Ангаре до Иркутска, обложили его осадой. Звучали угрозы сжечь город. Воевода испужался и расплатился.
Именно по модели бунта служилых людей против воеводы происходил "бунташный век" в моих краях. Для обозначения такой фигни -- еще раз повторю, это когда служилые (а не шелупень всякая) против начальника -- применялся тогда отменный термин: "шатость".
Самая известная -- это "Красноярская шатость" 1695 года. В Красноярских туристических буклетах пишут, что среди бунтовщиков был предок Сурикова, который даже где-то нарисовал виденное.
Я же про дела иркутские. Образ забайкальских казаков с пищалями, пушками и знаменами, плывущих через Байкал бить иркутского воеводу, всегда завораживал мое воображение.
У нас в Иркутске в связи с 350-летием собрались кучу памятников наставить. Эх, я бы хотел, чтобы поставили первый и единственный в мире памятник "шатости". Такое слово пропадает, ё-моё, учитывая, что живем мы опять во времена, когда народный бунт маловероятен и всяческие надежды на освежающую конфликтность связываются в основном с возможным конфликтом между нынешними политиками и служилым чиновничеством.
vinniler
На выборах
На выборах веселое: любовалась инструкцией по заполнению бюллетеня (украдкой, потому что синие шторки в кабинках -- прозрачные!) -- насмешило, как нужно правильно ставить галочку, выбрав одного из трех претендентов -- их назвали одинаково -- Кандидатов Кандидат Кандидатович! Остроумно же подошли к делу, перестали плодить в бумажках Ивановых Иванов Ивановичей.
На выборах грустное: пробежала глазами по сочинениям детей на тему "Если бы я был мэром...". В пятом классе дети страдают из-за плохих дорог (можно представить, каково их состояние, если дороги клеймят еще в детском возрасте), в восьмом классе -- "люблю, но не уважаю свою страну" (с аргументацией). Будто просверлили сердце эти фразы. Какие уж тут Кандидатовичи, когда дети не верят в страну.
jejenshina
Пить чай
Читаю забавную книжку "История мира в шести стаканах" -- там о том, как влияли на судьбы человечества пиво, вино, ром (а также вообще крепкий алкоголь), кофе, чай и кока-кола. Много интересных моментов.
Вот этот, например. Англия никак не могла стать великой морской державой, пока не приучилась пить чай. Присутствует скрытая, но несомненная связь: чтобы пить чай, надо вскипятить воду. Кипяченая вода не такая заразная. Чаепития на кораблях английского торгового флота привели к тому, что смертность матросов от цинги резко сократилась. А когда они догадались еще и поить матросиков лимонным соком (про витамин С еще никто не знал, лимонный сок отбивал тухлый вкус солонины), так и вовсе стали непобедимые.
Странно, что ни у Броделя, ни у Блока, ни у кого из английских историков не встречал вот этого допущения: великой Британскую империю, может быть, сделал этот странный обычай -- подвергать питьевую воду термообработке, возводя это в принцип и традицию. Проще говоря, пить чай.
Мнение, впрочем, не претендует. Но заслуживает.
vlad-tolstov
Жизнь с прямой спиной
Когда люди начинают заниматься йогой, одна из самых сложных вещей на начальном этапе -- научиться... сидеть с прямой спиной. Да, очень простая асана -- сесть на пятую точку и выпрямиться: прижать лопатки, выровнять позвоночник, не напрягая при это до боли мышцы и не стискивая челюсти. Ничего сложного. Но...
В 99% случаев люди не могут поначалу просидеть в такой позе даже минуту. Начинает болеть спина, ноги, голова -- все, что есть и все, чего нет. Положение тела кажется неестественным и неудобным. Раздаются мученические вопли в духе "Так сидеть невозможно! Это не по человечески".
Но проходит несколько занятий, и основной дискомфорт исчезает: люди держат спину уже без особых усилий. А постепенно, при регулярной практике, это и вовсе переходит на уровень рефлекса. Сложности на первом этапе вызваны тем, что мы привыкли жить, сидеть и ходить скрючившись и согнувшись -- так, словно перманентно играем в Атлантов и тащим на себе всю тяжесть мира. Плечи закостенели в сутулом положении, и любая попытка вернуть им естественный разворот оборачивается болью. Позвоночник настолько привык быть кривым, что прямое положение его шокирует. Тело начинает кричать "Это больно! Это неестественно!!!"... Дело вполне понятное.
Но я, собственно, не про спину. Просто это очень хорошая аналогия с любым процессом развития и работы надо собой. Как правило, процесс развития заключается не в том, чтобы слепить из себя нечто новое, чем мы не являемся. А всего лишь в том, чтобы обрести себя настоящего и естественного: открыть свои настоящие желания и настоящие эмоции, зажатые и скрюченные глубоко внутри.
А, во-вторых, когда начинаешь распрямляться, расправлять грудь и выправлять спину -- поначалу это кажется болезненным и неестественным. И мозг также будет подавать тревожные сигналы: "боль, опасность, дискомфорт, неестественность!!!". Но, на самом деле, это всего лишь привычка жить согнувшись и скрючившись...
Кстати, сейчас подумала, что ощущение "тяжелой жизни" -- оно тоже отсюда. Надо же как-то оправдывать согбенное положение своей спины: вот мы говорим всяческую чушь про тяжелую жизнь, которая гнобит и давит. Но если жить с прямой спиной, жизнь уже не придавливает сверху вниз. Скорее, просто подталкивает -- как ветер в спину.
shakty





SIA.RU: Главное