Газета Дело

Прокат без преград

Прокат без преград

За последний год (с летнего сезона-2010) спрос на прокат авто в Иркутске вырос примерно на 15%, но на докризисный уровень пока не вернулся. Тем не менее, считают участники рынка, если число "безлошадных" клиентов с водительскими правами будет расти, автопрокатчики поднимут цены до уровня 2008 года -- до 1,5-2,5 тыс руб в сутки вместо нынешних 1-2 тыс руб.

Сейчас в Иркутске работает около 25 компаний, сдающих автомобили различного класса в аренду. "Для сравнения, в 2008 году таких фирм насчитывалось свыше 40, -- рассказывает директор иркутской компании по прокату авто ООО 'Гараж' Артур Виноградов. -- Три года назад банкротились в основном те компании, у которых машины были взяты в кредит или куплены в лизинг".

Владелец салона проката автомобилей ООО "Золотые мили" Сергей Белогальцев с коллегой соглашается, но замечает, что большая часть конкурентов ушла с рынка не в 2008 году, а немного позже -- в 2009: "Возврата просроченных займов банки ждали примерно год. А потом в дело вступили коллекторы, и пошли массовые банкротства".

По оценкам местных игроков, сильнее всего пострадали автосалоны, сдающие в аренду дорогостоящие машины представительского и бизнес-класса. "В первую очередь исчез спрос на всякий эксклюзив -- и по назначению (например, кабриолеты), и по маркам (Ягуар, Кадиллак или Крайслер), -- перечисляет Виноградов. -- В кризис людям пришлось экономить на своих увлечениях. Поэтому во вторую очередь ушел интерес к машинам повышенной проходимости: многие любители джиппинга вынуждены были отказаться от дорогой игрушки".

Примечательно, что падение спроса на дорогие авто в меньшей степени задело лимузины: "К ним интерес упал так же, как и к авто эконом-класса. На различные торжества клиенты по-прежнему берут в прокате лимузины, а не седаны представительского класса, -- объясняет Белогальцев. -- Эти сегменты, да еще, пожалуй, автобусы и особенно микроавтобусы меньше всего пострадали от падения спроса". Если объемы заказов на остальные авто снизились примерно на треть, то в этих сегментах автомобильного рынка спрос "просел" на 10-15%.

В соответствии с этим снижалась и стоимость аренды, замечают игроки. "В 2009 году стоимость проката авто в Иркутске уменьшилась в среднем на 25%, -- говорит Белогальцев. -- С тех пор рынок отыграл не больше 15%". По оценкам собеседников, аренда машины эконом-класса сейчас в Иркутске стоит от 700 руб до 1,7 тыс руб в сутки. При этом машина с механической коробкой передач обойдется дешевле (до 1,4 тыс руб). Авто бизнес-класса -- от 2 до 3 тыс руб в сутки, машина представительского класса -- от 3 до 7 тыс руб в сутки.

Особняком идет прайс на машины, сдающиеся в прокат вместе с услугами водителя: аренда этих авто обычно измеряется в часах, а не в сутках. В Иркутске прокат лимузина стоит от 7 тыс руб. "Это за 3 часа -- обычно такой срок устанавливается как минимальный, а час проката стоит, как минимум, 2,5 тыс руб", -- уточняет Виноградов. Авто представительского класса с водителем обойдется немного дешевле -- от 5,5 тыс руб за 3 часа.

Если клиент хочет сэкономить, для этого есть возможности: например, по тарифу "рабочая неделя" стоимость аренды ниже в среднем на 5-10%. Также в некоторых иркутских компаниях существует тариф "дневной", по которому прокат почти на четверть дешевле.

Интересно, что более 70% авто эконом-класса в иркутских салонах праворульные и старше 7-9 лет. Но еще год назад исключительно праворульные автомобили предлагало 90% автопрокатных фирм в Иркутске, вспоминает Белогальцев: "В последнее время наметилась тенденция к росту доли леворульных автомобилей. Правда, еще ни в одной компании автопарк не состоит на 100% из машин с левым рулем".

Требования к клиенту во всех автосалонах примерно одинаковы: возраст от 22 лет, стаж вождения -- свыше 2 лет. Залог в зависимости от класса автомобиля находится на уровне 10-15 тыс руб. Клиент обязан вернуть автомобиль в том техническом состоянии, в каком его получил. При этом автомобиль должен быть чистым и с тем количеством топлива в баке, которое было при выдаче авто. По умолчанию арендуемый автомобиль запрещено использовать в коммерческих целях -- к примеру, для работы в такси. На легковом авто не допускается перевозка крупных грузов или более пяти пассажиров.

Все сдаваемые в аренду автомобили обязательно застрахованы по КАСКО и ОСАГО, однако если клиент попадет в ДТП по своей вине или просто поцарапает арендуемый автомобиль, компания может удержать какую-то часть или всю сумму залога.

Итоговый пробег машины за время аренды не должен превышать сумму суточных лимитов -- это, как правило, 200 км в сутки. При превышении лимита каждый дополнительный километр оплачивается по стоимости 3-5 руб. Вероятное превышение лучше оговорить заранее, подсказывают владельцы автопрокатов: в этом случае стоимость дополнительных километров будет ниже -- до 1-2 руб. География езды также оговаривается заранее: по умолчанию фирмы обычно согласны на переезды в пределах Иркутской области.

В качестве дополнительной услуги автосалоны предлагают доставку автомобиля к дому клиента: часть компаний согласна делать это бесплатно, некоторые берут от 300 до 800 руб. Однако обычно работает правило: если фирма предоставляет бесплатно какую-то услугу, остальной сервис у нее немного дороже, чем у остальных участников рынка.

Кроме того, фирмы предоставляют и такую услугу, как послепрокатное мытье авто (если клиент не хочет этим заниматься самостоятельно). Но за это придется заплатить, причем больше, чем если бы клиент воспользовался услугами обычной автомойки.

Вернуть автомобиль в принципе можно в любое время и в любом месте в пределах города. Однако за то, что фирма будет высылать шофера в неурочное время в удобное клиенту место, итоговый счет клиента увеличится еще на 0,5-1 тыс руб.

Предварительное бронирование авто -- тоже услуга чаще всего платная. Предварительный заказ иркутские компании оценивают сейчас в 500-700 руб. Только в двух из 10 опрошенных автосалонов услуга бронирования оказалась бесплатной.

По оценке игроков рынка автопроката, многие фирмы уже более 3 лет не повышают стоимость аренды и сопутствующих услуг. "Но если спрос в нынешнем году продолжит расти теми же темпами, что и год назад, логично будет поднять стоимость автопроката до уровня 2008 года", -- замечает Артур Виноградов. Его коллеги также намерены повысить в разгар летнего сезона стоимость аренды авто на 25-30%.

Иван Усольцев

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело