Газета Дело

ДОХОДНОЕ МЕСТО. Почем манулы для народа?

Леопарды, крокодилы, диковинные змеи и бесчисленное количество видов редких тараканов -- таких питомцев можно встретить в домах у иркутян. Мода на необычную живность продолжается не первый год. Откуда в регионе берется такая экзотика, сколько стоит для покупателя и какой "навар" приносит продавцу, выяснял корреспондент газеты "Дело".
 

"Нет, беспородными котятами мы, конечно, тоже готовы заняться. Но к нам за этим никто не приходит. И платить, как за тигра, к сожалению, не хотят. А так бы хорошо -- зверь-то беспроблемный", -- шутит частный торговец редкими животными Ренат Дзигоев. Основу его бизнеса составляет доставка в регион совсем небезопасного зверья: Ренат специализируется на хищниках из семейства кошачьих. Его стараниями в Иркутск завезены леопард, рысь, оцелот, кошки породы суматранская и китайская, популярные сейчас манулы (степные коты).

У каждого из продавцов своя специализация: кто-то привозит только парнокопытных, кто-то успешно торгует полуводными млекопитающими. "На чужую территорию никто не лезет, -- рассказывает профессиональный торговец редкими видами птиц Людмила Н. -- Я, допустим, ни за что не возьму заказ на кого-то, кроме пернатых".

По словам собеседников, основная проблема в "зверином" бизнесе -- найти надежного поставщика, который не подсунет "неликвид", а при необходимости согласится на оплату по доставке или даже после продажи живности. К примеру, Людмиле, когда она только-только начинала свой бизнес, поставщики дважды "подсовывали" больных попугаев: "Птицы умерли у меня на руках. Причем, эти проколы произошли буквально один за другим, -- делится собеседница. -- И после мне пришлось компенсировать потери, заново собирать оборотные средства. Можно сказать, была вынуждена второй раз искать первоначальный капитал для дела".

Сейчас в Иркутске действует около 15 официально зарегистрированных питомников, 20 магазинов, торгующих животными (в том числе экзотичными) и с десяток частных торговцев, продающих редкое зверье "из-под полы". Причем, если экзотика в магазинах -- это в лучшем случае необычные породы кошек и грызунов, то подпольные продавцы поставляют более редкий товар: каракалов, тапиров, каланов.

Проблема номер два в бизнесе на экзотичных животных -- это сложности ухода и содержания питомцев. "Не всегда 'черный' продавец может позволить себе вольер, в котором будет комфортно той же капибаре. Вернее, позволить-то может, но не факт, что захочет", -- замечает директор зоомагазина "Экзот" Елизавета Рыбникова.

Плохие условия содержания "экзотов", несоблюдение всех условий карантина и, как следствие, серьезные заболевания, которыми страдают животные -- главная опасность, с которой сталкивается покупатель, обратившийся к подпольному торговцу, говорят владельцы легальных зоомагазинов. "В прошлом году инфекционный гепатит в Иркутск привез с собой лемур, -- сообщает специалист зоомагазина 'Котофей' Анатолий Рыжков. -- Немало животных болеет чумой".

Между тем бытует мнение, что болезни животных для человека неопасны. "Обычно это заболевания, связанные с непривычным кормом и содержанием экзотических животных в домашних условиях, которые сильно отличаются от их естественной среды обитания", -- говорит ветеринар-инфекционист из зооклиники "Ай-Болит" Роман Семиусов.

Как говорят ветеринары, большинство "экзотов" в Иркутске гибнет не по причине "запущенности" болезни: некоторые редкие заболевания здесь просто не могут вылечить из-за отсутствия опыта работы с редкими животными. К примеру, в одной из местных клиник признались, что готовы принять лис, хорьков, соболей, обезьян, лемуров, мышей, енотов, ежей, опоссумов, мангустов и даже некоторые виды ядовитых змей. А животных, не входящих в этот список, медики даже осматривать не возьмутся.

Впрочем, несмотря на достаточно высокие требования по правильному содержанию экзотических животных, "падеж небольшой", радуются опрошенные участники рынка. "Из всех особей, которых можно отнести к разряду редких (а таких в город завозится ежегодно до 150 штук), погибает не более 15", -- приводит цифры Рыбникова.

С коллегой не согласен Роман Семиусов: "150 'экзотов' в год -- это официальные данные, а нелегально привозят еще столько же, если не больше". По его подсчетам, на рынке "крутится" до 50 млн руб в год. Из них в "чистые" доходы торговцев уходит на менее 25 млн руб. "Накрутка в 100% -- это самый минимум. Чаще всего для продавца живность обходится в сумму не более 35% от продажной стоимости зверя", -- признается Ренат Дзигоев.

Представители магазинов указывают куда более скромную доходность -- 50% и меньше. "К примеру, лемур у нас стоит около 50 тыс руб, -- приводит пример один из владельцев зоомагазина на условиях анонимности. -- Нам он обошелся в 22 тыс руб, а если сюда приплюсовать дополнительные расходы (аренда магазина, зарплата продавцам, траты на содержание животного) -- получится не меньше 35 тыс руб".

Понятное дело, стоимость экзотических питомцев в магазинах и при покупке "с рук" тоже различается. Допустим, манул для покупателя в магазине будет стоить 80 тыс руб, частный привозчик попросит не больше 70 тыс руб. Крокодила согласны привезти за 100 и 85 тыс руб соответственно. Чем дешевле животное, тем меньше разница в цене: хорька в магазине отдадут за 5 тыс руб, "из-под полы" -- за 4,5 тыс руб.

Животных особо редких видов в магазинах найти сложно: спрос на них невелик, а риск потерять деньги большой, да и возни много. Поэтому магазины опасаются выполнять сложные индивидуальные заказы. "Боятся, что клиент сорвется, -- объясняет Людмила Н. -- У нас, вольных торговцев, это тоже не редкость. Как-то пропал покупатель, заказавший сокола. Птичка жила у меня полгода, пока не нашли ей нового хозяина".

Дзигоев подтверждает, что проблема "сорвавшихся" клиентов всегда актуальна для этого нестандартного бизнеса. "В последний момент испугался, передумал -- такое случается в 3 случаях из 10, -- констатирует торговец. -- Поэтому я всегда беру предоплату, покрывающую мои расходы -- 30-50% от конечной стоимости заказа".

Мария Фаизова, газета "Дело"


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело