Газета Дело

"Без регулирования рынка обойтись невозможно. Не будет управления — не будет и цивилизованной экономики"

4 декабря исполнилось 15 лет со дня образования Региональных отделений Федеральной службы по финансовым рынкам. Об итогах работы службы, о новых задачах, а также о том, какие функции исполняет сегодня это ведомство, корреспондент газеты "Дело" Виталий Ярков беседует с заместителем руководителя Регионального Отделения ФСФР России в Восточно-Сибирском регионе (РО ФСФР в ВСР) Тамарой Поповой.

Тамара Иннокентьевна, насколько я понимаю, ФСФР является ровесницей российского фондового рынка. Можно ли подвести какие-то итоги 15-летия работы РО ФСФР в ВСР?

Реально современному российскому фондовому рынку исполняется все же не 15, а 20 лет, потому что его формирование началось в 1991 году, когда были приняты и закон, и указы президента, касающиеся приватизации предприятий. Именно в этот период был принят первый нормативный документ, посвященный выпуску и обращению ценных бумаг -- "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", утвержденное Постановлением Правительства РСФСР. То есть рождением рынка можно считать начало акционирования предприятий. Но я еще раз подчеркиваю, что речь идет о современном фондовом рынке, потому что еще в дореволюционной России фондовый рынок уже существовал, и довольно серьезный.

В 1994 году была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. Комиссия была органом коллегиальным -- в ее состав входили представители из разных органов власти, и все ее решения носили рекомендательный характер. То есть это были не приказы, не постановления, а лишь рекомендательные документы.

Нормативных документов у нас тогда было очень мало. Единого государственного органа, который бы регулировал деятельность на фондовом рынке, не было. Архивы, сохранившиеся с того времени, более чем наглядно убеждают: разница между тем, что было, и тем, что мы сейчас имеем в своей работе - огромная. Мы, на местах в регионах, старались найти какие-то границы, чтобы соблюсти интересы всех участников рынка, порой буквально на ходу создавали новые положения о ценных бумагах, разрабатывали схемы работы. В общем, подходили к вопросу творчески.

В каждом субъекте РФ создавались свои комиссии по ценным бумагам. Таким образом, возникло 89 комиссий по ценным бумагам - по комиссии на каждый субъект. Обычно они входили в составы комитетов по управлению государственным имуществом. В этот период отсутствовала единая концепция развития рынка ценных бумаг, законодательная база, разрастался скандал с обманутыми вкладчиками, а произвол "карманных регистраторов" стал одним из препятствий для прихода на российский рынок иностранных инвесторов.

В 1996 году Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). А вышедшие в этом же году Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах" стали двумя основополагающими документами, которые, по существу, расставили все точки над i, а также определили всю нашу дальнейшую работу. Конечно, эти законы потом дорабатывались, в них вносились необходимые изменения. В Законе "О рынке ценных бумаг" была статья, в которой указывалось, что Комиссия по ценным бумагам является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Следует отметить, что начальный этап формирования фондового рынка характеризовался не только нарушением прав инвесторов, но и отсутствием законодательства, регулирующего процесс выпуска ценных бумаг. Поэтому одним из первых решений ФКЦБ явились разработка и принятие нормативных актов, регулирующих процесс регистрации выпусков ценных бумаг. На протяжении последующих 15 лет в Стандарты эмиссии неоднократно вносились изменения, связанные, в первую очередь, с совершенствованием законодательства в области рынка ценных бумаг. На сегодняшний день Стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, предусмотрено снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг.

Со временем социальная и экономическая роль финансового рынка в России значительно возросла, расширились и функции регулирующего органа. В марте 2004 года была образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой были переданы функции ФКЦБ, а также функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков Министерства труда и социального развития, функции по контролю деятельности бирж Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов. А в марте 2011 года к ФСФР была присоединена Федеральная служба страхового надзора.

Возвращаясь к истории создания ФСФР, следует упомянуть, что в том же 1996 году российскими законодателями было определено, что у Комиссии по ценным бумагам должны быть региональные органы. Однако создание 89 региональных отделений было очень накладным для федерального бюджета, и в результате появилось лишь 15 отделений, которые, по сути, были межрегиональными.

Конечно, было очень сложно работать. В регионах нужно было собрать архивы всех акционерных обществ. А ведь эти архивы еще нужно было обработать, привести в соответствие с законодательством. Документы-то приходилось собирать серьезные.

Не задумывались об открытии музея истории РО ФСФР?

Да, это было бы, наверное, интересно. За все это время у нас накопилось множество документов с различного рода положениями, которые мы писали, порой, не имея еще никакого закона. Некоторые из них уже пожелтели:

Кроме того, в тот период выпускалось множество суррогатов ценных бумаг, потому что самим акционерным обществам, как и нам, тоже приходилось заниматься творчеством. Это сегодня все процедуры, связанные с нашей деятельностью, определены нормативными документами, а раньше в АО брали обычную бумагу, писали на ней, что это акция, либо -- сертификат, и: подписывали. Трудно было в тот период говорить о цивилизованном фондовом рынке.

Тем не менее, фондовый рынок мы создали. Оглядываясь иногда назад и оценивая итоги нашей работы, я задаюсь вопросом: неужели мы смогли все это сделать за какие-то 15 лет?

Можно ли назвать сегодняшний российский фондовый рынок цивилизованным, соответствующим всем международным стандартам?

Сегодня я могу однозначно утверждать, что в России фондовый рынок стал цивилизованным. Потому что у нас есть законы и все необходимые нормативные документы, которые определяют любую деятельность на рынке ценных бумаг, есть регуляторы рынка, проводится лицензирование. Я не говорю, что у нас все идеально -- есть еще много проблем, в России и сейчас пока далеко не самая высокая финансовая культура. Поэтому повышение финансовой грамотности населения и определено в "Стратегии 2020" одной из важнейших задач. Мы можем издавать сколько угодно новых законов, но у наших людей творческая мысль, направленная на создание различных мошеннических схем, работает тоже очень хорошо. Государство не защитит граждан от собственной готовности быть обманутыми, от желания быстрых денег.

Так называемые "финансовые пирамиды" появились еще в начале 90-х, и в тот период они успешно пользовались доверчивостью населения, не привыкшего к появлению негосударственных финансовых организаций. И не вина людей в том, что они были тогда обмануты. Но ведь пирамиды есть и сейчас. Нельзя сказать, что они работают абсолютно незаконно, потому что зачастую выбирают ту форму работы, которая не подпадает под те или иные нормативные акты. Мы много обсуждали этот вопрос на разных уровнях и приходили к пониманию, что нам всем необходимы более четкие законодательные акты, где было бы указано: если организация работает с финансами, то она должна получить соответствующую лицензию, а ее деятельность должна контролироваться.

Однако пока пирамиды выбирают такие ниши, где наши функции ограничены. При этом договоры они составляют с клиентами очень "умные", ведь там сейчас работают люди образованные. Это в "Хопер-Инвесте" когда-то работали люди, не имеющие ни юридического, ни экономического образования. Сегодня в подобных организациях работают юристы, умеющие грамотно составить договор, чтобы потом к ним нельзя было придраться. Другая беда, что люди, которые несут в такие пирамиды свои деньги, не умеют этот договор прочитать и не хотят понять, что 35% дохода не возьмутся ниоткуда.

Много ли нарушений вы выявляете в ходе проверок акционерных обществ?

Мы проводим в год порядка 60 плановых проверок. Еще бывают и внеплановые проверки, осуществляемые по жалобам акционеров. Об общем количестве нарушений сказать сложно. Бывает так, что на одном АО мы выявляем до 15-30 нарушений за одну проверку, после чего выдаем предписания об их устранении. Но это вовсе не означает, что акционерные общества плохо работают. Ведь наша сегодняшняя работа заключается не в том, чтобы поймать на чем-то АО, наказать нарушителей, помешать их работе. Чаще всего наши предписания направлены на то, чтобы они привели свою деятельность в соответствие с законодательством.

Тамара Иннокентьевна, каким образом РО ФСФР сегодня ведет борьбу с фирмами-однодневками?

Это серьезный вопрос. Общества с ограниченной ответственностью (ООО) не входят в нашу компетенцию. Именно ООО создаются чаще всего для каких-то единовременных нужд. Что касается проблем с акционерными обществами, то они имели место, пока не были отработаны четкие механизмы взаимодействия с налоговыми органами, которые раньше не всегда давали нам полную, своевременную информацию о зарегистрированных юридических лицах. В настоящее время, если в течение месяца вновь образованные АО не подают документы на регистрацию выпуска ценных бумаг, мы принимаем меры, определенные законодательством.

В последнее время довольно активно обсуждается необходимость раскрытия информации акционерными обществами. Насколько это возможно в условиях, когда бизнес стремится "не высовываться"?

Знаете, ситуации на фондовом рынке бывают разные. Сейчас в России существует достаточно серьезная система раскрытия информации. И надо понимать, что направлена она прежде всего на повышение "прозрачности" акционерных обществ. Для чего, в первую очередь, это нужно? Представьте, что вы -- инвестор, который собирается вложить свои деньги в АО: И если от вас при этом скрывают какую-то важную информацию, например, держат в тайне сведения об аффилированных лицах, то у вас неизбежно появятся подозрения. Захотите ли вы быть инвестором такого АО?

Конечно, мы все хотели бы, чтобы наш финансовый рынок был на уровне международных стандартов. Тема раскрытия информации актуальна для тех, кто хочет, чтобы их деньги реально работали. И я уверена, что придет время, когда АО будут сами заинтересованы в этом.

Фондовый рынок в России состоялся. Можно долго рассуждать о том, нужно ли было государству вмешиваться во внутренние дела акционерных обществ. Но жизнь показала, что без государственного вмешательства, без регулирования рынка, в том числе и с участием ФСФР, обойтись невозможно. Не будет управления, порядка, не будет и цивилизованной экономики. В этом я вижу необходимость нашей работы в ФСФР.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело