Милена Волкова, детский сад «Маруся»:
«Частный детский сад – это колоссальные вложения»
«Маруся – веселая, любознательная девочка, фантазерка и выдумщица. Она с удовольствием учится быть взрослой, а мы ей в этом помогаем!», – гласит сайт этого частного садика. У «Маруси» есть «большой брат» – компания «Сибавиастрой». Почему без него было бы непросто? Каковы основные затраты на открытие детсада? Каково будущее рынка? Об этом беседуем с учредителем «Маруси» Миленой Волковой.
– Милена Евгеньевна, несмотря на все меры, предпринимаемые правительством для решения проблемы с нехваткой мест в детских садах, вопрос по-прежнему актуален. Большой спрос требует развития рынка частных детских садов. Как долго еще эта тема будет оставаться острой?
– На мой взгляд, еще долго. Строительство детсада – отдельно стоящего здания, по всем нормам и правилам, на 150-200 детей – обходится государству в круглую сумму (порядка 150 миллионов рублей). Нехитрая арифметика при известной статистике очередей в детские сады показывает, что ликвидация очереди потребует колоссальных затрат.
А для развития рынка частных детских учреждений недостаточно только желания увлеченных своим делом людей – педагогов, специалистов дошкольного образования: им нужна серьезная поддержка государства, разработанная под них нормативно-правовая база, субсидии, дотации, компенсирование родительской платы. Потребуется ряд решений федерального и регионального уровня.
Государству еще нужно очень хорошо постараться, чтобы дать толчок в развитии частных детских садов. Я говорю именно о частных лицензированных садиках, не беру в расчет маленькие, приквартирные ИП.
– Как возникла идея открыть «Марусю»?
– Это было несколько лет назад. Компания ОАО «Сибавиастрой» построила жилой комплекс в микрорайоне Солнечном – ЖК «Дом на проспекте». И когда встал вопрос – как распорядиться фондом офисных помещений – в голову пришла мысль о создании частного детского сада. Хотелось сделать наш ЖК более привлекательным. Дело это было интересное и очень нужное. Наши желания и возможности совпали. Тогда все, конечно, представлялось проще, чем оказалось (смеется).
– Дорогое удовольствие?
– И хлопотное. В нашем случае «Маруся» – это исключительно частные инвестиции. На первом этапе мы подготовили Проект, соответствующий всем нормативным требованиям, согласованный с Роспотребнадзором и Роспожнадзором: электрика, вентиляция, водоснабжение, канализация и, наконец, дизайн-проект. Это были наши первые затраты.
После создания Проекта мы въехали в это помещение – последовали ремонтные работы, отделка, закупка оборудования.
– А площадь под садик изначально была определена?
– Да, чуть больше четырехсот квадратов. Все расчеты выстраивались под эту площадь. Помещение пришлось приспосабливать. Оставались конструктивные особенности здания: некоторые перегородки и коммуникации мы не могли перенести. Пришлось поломать голову.
– Какие еще были расходы?
– Чуть позже мы взяли в аренду у города землю под детскую прогулочную площадку, занимались ее обустройством: огородили, поставили беседки, сделали дорожки и даже построили маленький хозяйственный склад, у Горзеленхоза заказали насаждения, установили игровое оборудование фирмы «Ксил». Это тоже потребовало больших финансовых вложений.
Но с настоящими трудностями мы столкнулись при подборе квалифицированных кадров, педагогов…
– Почему?
– Лицензированный частный детсад – это высокие требования: и со стороны администрации, и со стороны родителей. Человек должен быть хорошо воспитан, образован, быть профессионалом, обладать хорошим вкусом во всем. Важна эрудиция в разных вопросах – ведь чтобы ответить на детские «почему», нужно очень многое знать и уметь самому. И главное – педагог, воспитатель должен уметь играть с детьми: только играя, ребенок эмоционально познает мир, получает знания, учится строить отношения. Таких специалистов найти непросто.
– В «Марусе» работают педагоги с опытом или молодежь вы тоже берете?
– Есть и те, и другие. Люди разных поколений друг друга дополняют, это идеальный союз. Один смотрит на другого: старший учится у младшего, младший – у старшего. Молодежь современна, у нее свое видение, легкость, творчество, а у преподавателей старшего поколения есть опыт и знания.
– В чем, по вашему мнению, слагаемые успеха частного детского сада?
– Частные сады – разные, у каждого своя атмосфера, свой потребитель. Кому-то подходит «Маруся», кому-то – «Лунный мишка», «АЗБУКА», «Семь звезд» и так далее. Но есть три кита, на которых держится любой частный детсад, – это образование, питание и безопасность.
– Как вы рекламировали свой детский сад?
– Затраты на рекламу «Маруси» мы несли недолго, первые несколько месяцев. Первым делом разместили баннер в микрорайоне Солнечном, создали свой сайт, разместили макеты в иркутских журналах, которые, по нашему мнению, читают НАШИ родители. Дальше начало работать «сарафанное радио»: те, кто нас знал, кто верил нам, стали советовать «Марусю» друзьям.
– Частный детский сад – это не просто бизнес. Это образовательные услуги. Трудно было получить Лицензию?
– Особых сложностей мы не испытали. С нашей стороны работали грамотные специалисты, хорошо знающие свое дело, и результат не заставил себя долго ждать. Требования к лицензированию не безумны, точно так же, как и требования Роспотребнадзора, Роспожнадзора. Это годами разработанные правила, может, они слегка заскорузлые, может, есть какие-то перекосы, но все решаемо. Все инстанции отнеслись к нам с пониманием, помогали и консультировали.
– Какова ценовая политика «Маруси»?
– Есть ежемесячная плата – она постоянна. И есть оплата за каждый день. Эта формула вышла из того, чтобы возмещать родителям те дни, когда дети не посещают детский сад.
– То есть, если родители заплатили за месяц, а ребенок две недели болел и не ходил…
– Идет перерасчет на следующий месяц, все очень просто.
– В чем «фишки» «Маруси»?
– Мы стараемся не отставать от новых тенденций в образовании. В 2012 году посетили международную образовательную выставку в Германии, после чего приняли решение внедрить билингвальное образование в нашем детсаду. Ближайший такой сад, по нашим данным, только в Красноярске. В группе с детьми работают два педагога: один говорит на русском, второй на английском. Помимо этого ведутся уроки академического английского. Еще у «Маруси» есть свой автобус, полностью приспособленный для перевозки детей. Это позволяет сделать пребывание малышей в детсаду еще более ярким и насыщенным.
– Нередко родители встают на очередь в муниципальный детский сад и, пока очередь не подошла, ходят в частный. Многие ли, когда подходит очередь, уходят?
– В первый год от нас в муниципальные детские сады ушло три человека. Больше мы с этим не сталкивались. Наблюдаем даже обратную картину. Три дня проходили в муниципальный садик – заболели, три дня проходили – заболели – многие родители после этого решают отвести ребенка в частный детский сад.
Наш садик очень камерный, всего на 35 мест. А у нас уже очередь выстроилась, порядка 100 человек.
– Раз все идет так успешно, не планируете ли открыть другие точки в городе?
– Планируем… если хватит сил и возможностей. Надо понимать, что это колоссальные вложения, миллионы рублей, подбор педагогов…
– Я правильно понимаю, что частный детский сад как самостоятельный бизнес, без «большого брата», каким для «Маруси» является «Сибавиастрой», не рентабелен?
– Мы ни разу не делали садик без «большого брата», даже не пытались. Да я и не рискнула бы.
– Но если предположить?
– Думаю, да, рентабельность крайне низкая. К сожалению, не у всех есть такие «большие друзья», готовые вложиться в садик. Спонсорство и благотворительность – это не те механизмы, которые должны включаться в этом случае. Хотя и такие вливания «не помешают». Решая проблему снижения дефицита мест в системе дошкольного образования без государственных мудрых решений на данном этапе не обойтись.
– Каковы перспективы рынка? Губернатор обещает в этом году построить в регионе 35 новых садиков. Как это отразится на частных садах?
– Я думаю, тот, кто имеет своего клиента, без него не останется. В первую очередь пострадают именно небольшие приквартирные сады, без прогулочных площадок. А имиджевые, крупные, лицензионные останутся. Потому что они уже заработали авторитет, своего потребителя. Я думаю, что у частных детских садов есть будущее. У родителей должно быть право выбора. Многие у нас в городе могут позволить себе платить больше, чем полторы тысячи рублей, и получать за это соответствующие услуги.
Анна Масленникова,
Газета Дело