Для компаний, оказывающих услуги по решению корпоративных и финансовых проблем, кризис -- период благоприятной конъюнктуры. Однако пока прирост заказов почувствовали только коллекторские агентства: спрос на услуги по сбору просроченных долгов резко усилился. Антикризисные управляющие и смежные в этой цепочке оценочные компании и агентства по продаже бизнеса ждут, что спрос на их услуги начнет расти после Нового года.
Верну долг. Дорого
Кризис вернул забытую, казалось бы, за 10 лет проблему массовых неплатежей: заемщики все чаще не могут платить по кредитам, закупщики -- за поставленный товар и т.д. О том, как сильно эта проблема затрагивает региональный бизнес, можно судить по статистике обращений кредиторов в коллекторские агентства. Генеральный директор ООО "Сибирская коллекторская группа" Сергей Беляев подсчитал, что в ноябре поток обращений в его агентство вырос по сравнению с сентябрем на 20%. Структура заказов осталась прежней: 80% -- от юридических лиц, 20% -- от частных кредиторов. Другие коллекторские агентства рапортуют о двукратном увеличении объема работ.
Просьба разобраться с дебиторами исходит в основном от производственных и оптовых компаний. А подавляющая часть должников среди организаций, рассказывают коллекторы, -- розничная торговля (до 80%). Примечательно, но сборщики долгов убеждены: во многих случаях проблема неплатежей вызвана не столько реальными проблемами с ликвидностью, сколько нежеланием платить. До 70% должников просто прикрываются кризисом, считает Беляев. "Деньги есть, но у многих сейчас нет желания платить. Пользуются любой возможностью придержать деньги. Однако после переговоров, проведенных в профессиональном ключе, средства, как правило, находятся".
А вот с должниками, испытывающими настоящие, а не мнимые проблемы с деньгами, стало работать труднее, чем в докризисные времена, признается собеседник. "Сейчас им трудно где-то перехватить даже часть необходимой суммы, -- объясняет коллектор. -- Поэтому такие дела все чаще переходят в судебную стадию, не исключая банкротства задолжника". Коллекторы ожидают, что количество дел, требующих судебного разбирательства, будет только увеличиваться, и готовятся к этому, расширяя штат юристов.
Несмотря на авральные объемы работ, иркутские коллекторы заявляют, что стоимость своих услуг пока не повысили. "Если сумма задолженности небольшая (как правило, должник в этом случае физическое лицо), то вознаграждение агентства составит порядка 20% от возвращенной суммы, -- рассказывает Сергей Беляев. -- Работа с крупными суммами стоит уже 10-15% от размера погашенной задолженности".
Но необходимость защищать свои права возникает не только у тех, кто не может вернуть свои деньги, но и у тех, кто не может их отдать. Спрос на услуги антиколлекторов -- тех, кто защищает интересы должника, также существенно вырос этой осенью. "Поток клиентов резко увеличился уже в октябре, -- отмечает директор агентства правовой защиты "Астрея" Алексей Ненашев. -- При этом сильно обозначился перекос в сторону физических лиц. По крайней мере, в нашей компании". За помощью обращаются в основном люди, потерявшие работу, поэтому с кредиторами приходится договариваться об отсрочке на неопределенный срок. "На такое не каждый банк пойдет, -- признается Ненашев. -- Поэтому, чтобы оттянуть время, дела должников стали чаще решаться через суд, что сильно прибавило работы для специалистов с юридическим образованием".
Эффект замедленного действия
Наплыв клиентов, испытывающих проблемы в связи с кризисом, по всей видимости, ощущают на себе пока только коллекторские агентства. Бизнес-консультанты, напротив, должного внимания со стороны клиентов не получили. Более того, президент некоммерческого партнерства СРО арбитражных управляющих "Байкальская лига" Сергей Решетников полагает, что в регионе почти нет практики антикризисного управления на досудебном этапе, когда испытывающая трудности компания для решения своих проблем нанимает профессиональных консультантов.
"У нас выводом предприятий из состояния кризиса занимаются уже на стадии арбитражного управления", -- знает собеседник. "Пока существенного увеличения работы нет, но в обозримом будущем он неизбежен: в регионе растет число компаний с признаками наступающего банкротства", -- считает он. Эксперт сетует только на то, что "и коммерческие кредиторы, и налоговые органы тянут с обращением в суд до последнего, пока от компании-должника не останется одна вывеска. Поэтому разбирать все чаще приходится совсем запущенные случаи".
Но единичные примеры успешно завершенных дел все же есть, не скрывает Решетников. Одно из последних -- оздоровление "Усть-Кутского автотранспортного предприятия". Перевозчик задолжал своим работникам и государству в виде налогов и сборов более 4 млн руб, на предприятии была введена процедура банкротства. В то же время само государство задолжало организации более 7 млн руб по субсидиям для инвалидов и ветеранов. Арбитражный управляющий Олег Фоминых сумел через суд взыскать дебиторскую задолженность предприятия и погасить кредиторскую -- перед работниками и бюджетом. Предприятие выведено из стадии банкротства и продолжает функционировать.
Все впереди
Количество владельцев, желающих продать свой бизнес, также почти не изменилось, утверждает руководитель консалтинговой компании "Бизнес-Эксперт" Олег Змановских. В сентябре и октябре предложение в Иркутске даже снизилось -- около 25-30 объектов в месяц вместо 30-35 в предыдущие месяцы. Уменьшилось этой осенью и количество реальных сделок купли-продажи бизнеса. По мнению собеседника, "потенциальные покупатели надеются на снижение цен предложений, и в ряде случаев их надежды небезосновательны".
Более того, порядка 50% компаний, выставленных в Иркутске на продажу, -- "мыльные пузыри", которые лопнут без доступного кредитования уже в следующем году, считает Олег Змановских. Учитывая это обстоятельство, он считает необходимым более тщательно отбирать предложения, поступающие в его компанию. "А собственникам жизнеспособных фирм мы не советуем думать сейчас о продаже дела. Время для этого неподходящее, поскольку правила диктует покупатель", -- говорит собеседник.
Рост числа сделок на рынке готового бизнеса мог бы повлиять и на работу оценочных компаний, которые в последнее время не испытывают оптимизма. Все последние годы их бизнес рос не в последнюю очередь за счет объемов банковского кредитования. "В 2008 году оценка залоговых объектов в работе нашей компании занимала до 50% всех заказов, -- констатирует директор ООО "Сибирский независимый центр оценки" Юрий Кензин. -- Сейчас такой оценки практически нет".
Тем не менее, работа у оценщиков появится, уверен Сергей Решетников. "Как только она появится у арбитражных управляющих, -- уточняет он. -- Думаю, необходимость в оценке имущества обанкротившихся компаний в Иркутской области резко увеличится уже в первом квартале следующего года".





SIA.RU: Главное