Газета Дело

Кризис разрушает устоявшиеся модели ведения бизнеса, а вместе с ними и сами компании. Но даже во время шторма находятся те, кто не боится начинать новое дело. Корреспондент газеты "Дело" нашел таких предпринимателей в Иркутске и узнал, как они намерены добиваться успеха

"Один кризис не поможет, нужна еще и голова"

В утверждение "кризис -- пора возможностей" в самый его разгар верится с трудом. Корреспондент газеты "Дело" нашел иркутских предпринимателей, start-up которых как раз совпал со временем, когда многие бизнесы терпят неудачу. Почему их проекты будут жизнеспособны, и как кризис влияет на отношение к делу, рассказывают сами предприниматели.

Денис Милюшкин, генеральный директор продюсерского центра "Widelive":

Мы создаем компанию, которая будет оказывать полный спектр услуг в сфере коммуникаций -- аудит маркетинговых задач клиента, разработку рекламных концепций и их реализацию в виде конечных рекламных материалов. В зависимости от задач, используются различные инструменты: традиционная телевизионная, радио- и наружная реклама, PR, в том числе в интернете; новые возможности продвижения, так называемый альтернативный маркетинг.

И хотя мы стартовали чуть раньше, чем сам кризис, мы отдаем себе отчет в том, что закрепляемся на рынке в тот момент, когда клиенты очень сильно сокращают свои рекламные бюджеты. Но считаем, что единственная возможность выжить сейчас, в этих обстоятельствах -- не делать так, как все делали до кризиса. Объясню.

Мне очевидно, что рост рекламного рынка во многом складывался не на эффективности технологий, а попросту на огромном количестве денег, которые клиенты не считали. По этой причине многие рекламные агентства так называемого "полного цикла" часто не могли объяснить своему клиенту, почему та или иная технология будет эффективна именно для него. К сожалению, и способы рекламирования часто выбирались просто по принципу "большей дружбы" с тем или иным исполнителем, специализирующимся на полиграфии или анимации и т.д.

Я не открою ничего нового, если скажу, что сейчас у клиентов происходит переоценка ценностей -- цель рекламной кампании и цена, которую они готовы за нее заплатить, теперь важны как никогда. Исходя из этого и будет происходить выбор партнера для реализации рекламной задачи.

В этих условиях элитные рекламщики ощутимо проигрывают, потому что оценивают свои услуги очень дорого, но при этом не готовы предложить ничего нового. По этой же причине с рынка уйдут непрофессионалы, услуги которых очень дешевы, но малоэффективны.

К нарастающей потребности клиентов экономить мы подошли очень серьезно. К примеру, комплексный подход позволяет экономить 10-30% от стоимости заказа. Также мы оптимизировали работу с исполнителями, организовав разветвленную сеть аутсорсеров -- компаний и отдельных фрилансеров. Под каждый проект можно сформировать отдельную команду, оптимальную по качеству, срокам и стоимости. К примеру, для одного нашего проекта сценарий писался в Москве, киносъемка проводилась в Белоруссии, звук собирался в Питере, а окончательная сборка -- в Иркутске. Выходит дешевле и креативнее.

Проблем тоже достаточно. Та же работа с подрядчиками. Кризис очень четко показывает, чего стоит та или иная компания. Кто-то никак не может адаптироваться к новым условиям: часть компаний просто пропадает из поля зрения, кто-то опускает руки. А кто-то в это же время начинает работать еще лучше. Приходится прикладывать много усилий на поиск новых исполнителей, но в результате остается команда, проверенная в критических условиях.

Одним из наиболее очевидных плюсов открытия бизнеса в условиях кризиса является оживление рынка труда. Освободилось много высококлассных специалистов, и в короткие сроки можно собрать команду уже готовых к работе профессионалов.

Важным для нас оказалось и то, что сумма инвестиций в проект будет значительно меньше, чем это предполагалось до кризиса. Сумму начального капитала не озвучу, процесс инвестирования еще продолжается. Но в перспективе проект должен окупиться через год, при условии сохранения нынешних объемов работы -- 1-2 крупных заказа в месяц. Однако первый год мы будем активно вкладываться в дальнейшее развитие, поэтому окончательно вложения окупятся примерно через 2 года.

В кризис практически бесполезно запускать start-up по образцу и подобию аналогичного действующего бизнеса, пусть даже весьма успешного. Если даже в спокойные времена нельзя войти в одну реку дважды, то во время шторма это не удастся и подавно.

Ну и напоследок позволю себе немного пошутить: только кризис вам не поможет, еще должна быть и голова на плечах.

Юрий Криулин, технический директор ЗАО "Аэроэнерготех":

Наша компания была образована в марте 2008 года как научно-технологическое инновационное малое предприятие. К этому времени мы уже получили первую премию Конкурса инновационных бизнес-идей субъектов малого предпринимательства города Иркутска.

Наш продукт - наукоемкая технология. Мы, конечно же, очень зависим от инвесторов, поэтому кризис для нас не является благоприятным временем. Однако наши инвесторы, а это зарубежные компании, своего решения не изменили, и деньги будут вложены в проект после того, как мы оформим научный патент на изобретение. Сейчас процесс оформление патента находится на завершающей стадии.

Что собой представляет эта технология? Это комбинированная аэродинамическая энергосиловая установка (КАЭС). Она решает проблему дефицита и высокой стоимости энергоресурсов, а также проблему негативного воздействия на окружающую среду деятельности энергогенерирующих предприятий и отработанных газов автотранспорта. КАЭС экономит как минимум 30% потребляемого топлива на автотранспорте и 40-45% -- на железнодорожном электроподвижном составе и электропоездах метрополитена. Аналогичная технология есть в США, но ее эффективность в 2 раза ниже.

Наши посредники по работе с инвесторами оценивают изобретение в $30-50 млн. Однако после оформления патента на технологию стоимость должна увеличиться.

Внедрение технологии КАЭС к 2012 году устойчиво прогнозируется на уровне не менее 10%, что составит порядка $85 млн. По альтернативной энергетике (доля на энергетическом рынке мира не более 5%) доля нашей компании может составить к 2012 году 1,5-2% от всех производителей альтернативной энергии.

К сожалению, российские компании не заинтересованы в подобных "know-how". Тем не менее, мы стараемся найти соинвестора, который хотя бы часть производства этой технологии разместит в России. Но с тем, что это будет зарубежная компания, следует смириться.

По подсчетам Евразийских и Российских патентных поверенных, после того, как деньги будут вложены и производство запущено, уже в 2009 году будет реально выручить до $50 тыс валовой прибыли от производства и продажи КАЭС, а к 2012 году она достигнет $5 млн.

Часть будущих инвестиций мы планируем вложить в следующие разработки: накопленных изобретений достаточно для получения еще 10 патентов в течение 3-5 лет.

Сергей Маяренков, директор ООО "Биозащита":

Мы производим пропитки-антисептики для защиты древесины, кирпича и бетона, а также пропитки для защиты деревянных конструкций от огня. Проект начали выводить на самоокупаемость в начале 2008 года, чуть раньше, чем кризис коснулся российских производственных компаний.

Разработка нашей продукции началась еще раньше: один из преподавателей привел меня, еще студента, к иркутским химикам, которые занимались разработками составов различных пропиток. К 2008 году продукты были уже засертифицированы, начальный капитал для запуска производства -- накоплен, и перед нами не стояло основной проблемы начинающих -- отсутствия финансирования. Поэтому если бы мы вышли на старт осенью 2008 года или позже, это не повлияло бы на решение запускать проект.

Хотя, надо признаться, кризис притормозил запланированные темпы нашего развития. Прогнозируя в 2007 году будущие обороты, я рассчитывал, что на волне общего развития экономики мы без особых усилий выйдем на самоокупаемость. Между тем в конце 2008 года практически все клиенты -- и компании, и частные лица -- стали сокращать расходы. Теперь для достижения обозначенных результатов нам пришлось серьезно взяться за поиск клиентов, агрессивнее продвигать товар. Работы у наших менеджеров по продажам прибавилось.

С другой стороны кризис сыграл нам на руку: импортозамещающие товары стали более востребованы. И российские, и импортные аналоги нашего материала очень дороги. По мере девальвации национальной валюты продукция зарубежных конкурентов стала еще дороже, а наша, соответственно, более востребована. Сейчас задача нашей компании -- занять как можно более серьезную долю на рынке и расширить географию продаж. С последним, думаю, проблем не будет: ведь мы изначально разрабатывали продукцию, которая была бы конкурентоспособна даже с учетом транспортировки по всей России.

Аркадий Семенов, научный директор ООО "Байкал Биосинтез":

Наш проект нельзя назвать чисто коммерческим. Речь идет о создании лекарства для лечения рака. Первые разработки начались еще в восьмидесятых годах группой химиков-ученых в Иркутском институте химии. Изначально поиск было решено вести в области химических веществ природного происхождения, конкретно из сибирских растений. Основная проблема была в том, что большинство разработок преследуют цель убить раковую опухоль с помощью сильнодействующих ядов. Не затронуть при этом здоровые органы невозможно.

Разрешить проблему нам помогли иркутские травники. Николай Симбирцев показал, как успешно лечит больных раком собак с помощью клеток овощного растения, которые совершенно не ядовиты и не действуют непосредственно на опухоль, но придают организму способность самому отторгать болезнетворную ткань. Из этих клеток удалось выделить химическое вещество, которое способно регулировать иммунитет, повышая его до нормы при ослаблении, и наоборот.

Многие не знают, что снижать активность иммунитета необходимо при лечении многих тяжелых болезней. Но в живом организме все взаимосвязано. И для того, чтобы получить максимальный эффект, должны согласованно работать и иммунная система, и гормональная. Травница Елена Лохэ предложила изучить одно сибирское растение, которое, как оказалось, регулирует гормональный статус организма.

Полученные препараты назвали К214 (иммунорегулятор) и баякон (гормонорегулятор). В комплексе они стали мощным средством лечения болезней, причиной которых являются расстройства гормональной и иммунной систем. Таких заболеваний много: рак, доброкачественные опухоли, аллергии, воспалительные процессы, псориаз, болезни щитовидной железы, хронические антибиотикоустойчивые инфекции (туберкулез, гепатит С, остеомиелит) и другие. Важно, что комплекс лекарств не имеет побочных действий.

При этом для воздействия достаточно микроскопически малой дозы каждого препарата (сотые и тысячные доли миллиграмма). Например, прогнозируемая годовая потребность в препарате К214 для России -- 150 грамм. Производство из-за малых лечебных доз не требует больших производственных мощностей. Себестоимость производства препаратов низка, и они могут быть доступны людям с низким уровнем дохода. Вместе с тем коммерческая выгода производства очень высока: если один из каждых десяти нуждающихся в России станет лечиться описанным методом, объем продаж достигнет миллиардов рублей в год.

Но, главное, применение этого комплекса лекарств способно сделать лечение тяжелых заболеваний более эффективным и дешевым, менее травматичным и без неприятных побочных эффектов.

Но это перспективы. А в реальности разработчикам пришлось по ряду причин уйти на "собственные хлеба" из Института химии, где начинались работы и была государственная поддержка, и организовать ООО (сейчас ООО "Байкал Биосинтез"). Но для того, чтобы сделать научную разработку лекарственным препаратом, необходима сертификация в Министерстве здравоохранения и социальной политики. А это требует многомиллионных затрат, которые не под силу небольшой фирме. Попытки привлечь государственные инвестиции увязали в бюрократической трясине; участие в конкурсах, проводимых в поддержку инновационных проектов, не давало результата. Экспертов отпугивала новизна предлагаемых решений, что, в общем-то, понятно: "Новые идеи воспринимаются, когда вымирают носители старых".

По совету и при поддержке Иркутского городского департамента инновационной политики мы представили свой проект на одной из "Ярмарок российских инноваций" в Санкт-Петербурге, которые проводятся раз в два года с целью поиска частных инвесторов для финансирования инновационных рискованных проектов. К проекту был проявлен немалый интерес, и мы поручили "Северо-Западному Центру Венчурных инвестиций" (Санкт-Петербург) продвигать его дальше. Мы посчитали, что поручить дело посреднику дешевле и выгоднее, так как подготовка материалов для тендера -- дело непростое. В свою очередь, Северо-Западный Центр выставил проект на Всероссийский тендер инновационных проектов, в котором, по условиям, могли участвовать крупные инвестиционные компании.

Наша разработка получила одобрение, и московское акционерное общество "Центринвест" приобрело право из выделенных ему бюджетных и привлеченных частных средств финансировать проект. Сейчас наша фирма ведет переговоры по составлению контракта на инвестиции. Контракт предусматривает, что в течение трех лет должны быть завершены все исследования и сертифицированы лекарственные препараты. И к концу этого периода должны быть созданы стартовые условия для производства и реализации комплекса лекарственных средств.

С коммерческой точки зрения реализовать наш start-up можно и сейчас. Поскольку даже в кризисное время нашелся инвестор, готовый финансировать проект в течение длительного срока: на этапе сертификации и на первых этапах производства.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело