У каждого, кто пришел в бизнес, был свой путь: часто – непростой, порой – удивительный и парадоксальный. Так случилось и в жизни Инги Муниной. Возглавляющая сегодня одно из самых успешных event-агентств Иркутска, Инга должна была стать … врачом-педиатром.
Могла стать врачом, но не стала
«Я выросла в медицинской семье, и с детства у меня была одна цель – стать доктором, – рассказывает Инга Мунина. – Я с большим удовольствием поступила в мединститут, прошла ординатуру, но когда в конце девяностых учеба закончилась, оказалось, что ситуация в медицине просто аховая: работы нет, зарплаты – копеечные».
К счастью, в это же время активно развивался семейный бизнес – сеть аптек «Авиценна». Инга начала работать там еще будучи студенткой. После окончания института она отказалась от идеи быть врачом и осталась в «Авиценне».
«Вскоре я возглавила отдел маркетинга, – продолжает наша собеседница, – тогда поняла, что знаний, полученных за 8 лет обучения в мединституте, для работы в бизнесе мне недостаточно. Нужно было разбираться в менеджменте, маркетинге, управлении персоналом и ресурсами – я получила второе высшее образование, в Международном институте менеджмента, посещала семинары и конференции, впитывала в себя знания, как губка».
Хочешь сделать хорошо – сделай сам
С организацией и оформлением праздников Инга Мунина впервые столкнулась по долгу службы в «Авиценне». Аптечная сеть часто проводила корпоративные мероприятия, конференции, семинары, и их организация ложилась на плечи сотрудников отдела маркетинга. Именно тогда Инга и познакомилась с зарождающейся event-сферой в Иркутске.
«К юбилею аптеки нужно было оформить все филиалы, – вспоминает Инга. – Звоню в одну компанию, во вторую, в третью – везде получаю какие-то невнятные, вялые ответы. Я разозлилась и решила, что мы сами справимся. Поехала в Москву, там за неделю прошла обучение по декору, закупила необходимые материалы – и мы все оформили сами, хорошо и в срок».
После этого Инга решила продолжить заниматься оформлением – предлагая услугу другим компаниям. Этот рынок в Иркутске был практически пуст, уровень предлагаемых услуг – невысокий. «Поэтому, предложив хороший сервис, мы достаточно быстро нашли крупных корпоративных клиентов, заняли свою нишу», – рассказывает Мунина.
Со временем, однако, сидеть на двух стульях становилось все сложнее: новое дело, развиваясь и набирая обороты, отнимало все больше времени и ресурсов, нужно было сделать выбор – остаться в «Авиценне» или полностью уйти в event-сферу. «Решение далось непросто, – признается Инга, – Конечно, ‘Авиценна’ – это большая, надежная, стабильная компания, но в ней я все-таки была частью системы, а мне хотелось делать что-то самой, от начала до конца, отвечать за результат». В 2003 году Инга Мунина уволилась из «Авиценны» и зарегистрировала ООО «Агентство «Аврора».
Огромных стартовых капиталов на раскрутку бизнеса не потребовалось. Первые вложения ушли на аренду офиса (площадью 60 квадратов), его ремонт, покупку оргтехники, подключение интернета, телефона, рекламу и продвижение. «Если перевести в сегодняшние деньги, то на все ушло не больше миллиона рублей», – говорит Инга.
Аврора – несущая свет и радость
«Ни к какому крейсеру наше название отношения не имеет, – смеется наша собеседница. – Аврора – это древнегреческая богиня утренней зари, приносящая свет, радость, тепло, озаряющая начало нового дня. Мы очень быстро остановились именно на этом варианте, когда выбирали название для агентства. Я понимала, что мы вряд ли ограничимся одним направлением в работе. ‘Аврора’ – универсальное название, под этим брендом можно было предлагать разные услуги».
Новое направление не заставило себя долго ждать. Клиенты, обращавшиеся в агентство за услугами оформления, постоянно интересовались и вопросами организации праздников: к кому обратиться, как лучше сделать? Как говорит Инга, обращаться тогда, в начале 2000-х, в Иркутске было практически не к кому. Этот сегмент event-сферы был практически не развит. «Ведущего на мероприятие можно было найти только в газете объявлений. ‘Веселый тамада, заводной баянист’ – вот что тогда предлагал рынок, – смеется Мунина. – Я поняла, что этим можно и нужно заниматься».
Офис был, команда тоже. Единственное, чего не хватало, – знаний. Инга Мунина снова села за студенческую скамью, успешно окончив первую в России школу event-менеджеров в Москве.
По словам Инги, главной проблемой на первых порах было объяснить заказчикам, чем занимается «Аврора». Люди уже привыкли к существованию рекламных, туристических и даже похоронных агентств, но что такое агентство по организации праздников, не понимали. «Они меня слушали, слушали и потом говорили: ‘Я понял, вы – тамада!’. Я говорила, что это не так, и начинала объяснять заново – что мы занимаемся всеми составляющими мероприятия, от разработки концепции до полного воплощения… Медленно, но верно мы формировали эту культуру по организации мероприятий».
Ставка на корпоративный сегмент
Большая часть клиентов «Авроры», порядка 80%, – это корпоративные заказчики. Так сложилось исторически, говорит Инга. «Мы начали работать именно в этом сегменте, предлагая организацию корпоративных праздников, деловых мероприятий, частные в то время даже не рассматривали. Но тогда, 10 лет назад, не было таких шикарных свадеб, юбилеев, дней рождения, не было такой культуры праздников, как сейчас».
Сегодня же на торжестве все большее внимание уделяется не угощениям, а декору, наполнению программы. Состоятельные люди приглашают на свои праздники артистов, стараются сделать более красивое и интересное оформление. «Расходы на декор свадеб, например, могут доходить до сотен тысяч рублей, а на все торжество в целом – до миллиона. Разумеется, такие крупные заказы нам интересны», – говорит предпринимательница.
По словам Инги Муниной, экономические кризисы здорово сказываются на работе агентства. Например, в прошлом году многим госкомпаниям запретили проводить корпоративы, и некоторые мероприятия были отменены буквально за две недели до срока.
«В этом году мы тоже не наблюдали традиционного роста в первом полугодии. Как будто все затаились и чего-то ждали. Крупных корпоративных мероприятий практически не было. Лишь в мае началось какое-то оживление», – рассказывает Инга.
Подрядчики-монополисты
Event-бизнес невозможно делать в одиночку: у организации десятки подрядчиков – артисты, ведущие, звукооператоры, режиссеры, оформители… К подбору партнеров Инга Мунина подходит с особой тщательностью: ведь от их работы во многом зависит репутация «Авроры». Качество услуг, сервис, обязательность и ответственность – вот требования, выдвигаемые к подрядчикам.
«Представители event-сферы заинтересованы в том, чтобы подрядчиков в каждом сегменте рынка было больше, – отмечает Инга. – К сожалению, далеко не в каждом сегменте у нас есть выбор – и это одна из главных проблем иркутского рынка. Если есть у нас в городе, к примеру, только один зал, который может вместить 600 человек, я в любом случае пойду к ним, какой бы ценник они ни выставили. Это монополизм».
Сегодня стратегия «Авроры» – наращивание собственных ресурсов. Многие годы Инга Мунина не забирала ни копейки прибыли – все вкладывала в развитие бизнеса. Сегодня у «Авроры» уже есть собственный отдел оформления, техническое обеспечение – световое, звуковое, проекционное, собственная служба кейтеринга. «Этой стратегии будет придерживаться и дальше», – говорит Инга.
«Подушка безопасности» и желание работать
Как говорит Инга Мунина, event-рынок в Иркутске сегодня не насыщен. Поэтому начинающим предпринимателям вполне можно попробовать свои силы в этом бизнесе. Если начинать с организации частных мероприятий, то больших стартовых капиталов не потребуется: можно обойтись без офиса, приобрести лишь необходимую оргтехнику. Главное в этом деле – голова, креативное мышление.
«На что я не пожалела бы денег – так это на обучение, – советует предпринимательница. – В Иркутске семинары по организации праздников не проводятся, нужно ехать в Москву, Питер. 50-100 тысяч рублей на это точно уйдет. Зато будет возможность посмотреть на уровень мероприятий, понять, к чему нужно стремиться».
Главное, по словам Муниной, не застрять на этой ступени – наработав опыт, портфолио, перейти на уровень более серьезного бизнеса. Здесь уже понадобятся более солидные капиталы: аренда офиса, зарплата сотрудников, покупка оборудования – все это требует денег: «Важно иметь финансовую подушку безопасности. В event-отрасли – то пусто, то густо. Вот на период ‘пусто’ и нужен такой запас».
В остальном же Инга советует ничего не бояться, идти к своей цели и постоянно развиваться: «В конце концов, работайте бесплатно – нарабатывайте портфолио. Потом портфолио будет работать на вас».
Анна Масленникова,
Газета Дело