Газета Дело

Александра Макарова, ВТБ: «От среднего бизнеса никто не отказывается»

«Кредитные каникулы», взятые корпоративными клиентами в начале года, закончились. В третьем квартале предприятия вновь проявили интерес к банковским ресурсам, рассказала руководитель дирекции ВТБ по Иркутской области Александра Макарова. Почему вернулся спрос? Будет ли банк кредитовать средний бизнес? Чем текущий кризис сложнее предыдущего? И чего ждать от 2016 года? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем интервью.

«Аппетит» к кредитам вернулся

Александра Анатольевна, в первом полугодии 2015 года кредитование бизнеса замерло. Компании предпочитали гасить старые кредиты, а новые оформляли крайне редко: экономическая ситуация была нестабильной, а ставки по кредитам – высокими. Как ситуация изменилась во втором полугодии?

– Действительно, в I и II кварталах мы наблюдали снижение спроса на заемные ресурсы. Пока в начале года правительство корректировало бюджет, принимая решения о том, какие отрасли будут в приоритете, а какие направления будут «урезаны», многие компании замерли в ожидании. Да и ставки по кредитам, после повышения ключевой ставки ЦБ, как вы верно отметили, были настолько высоки, что компаниям не по силам было брать даже «короткие» кредиты, я уже не говорю об инвестиционных.

Во втором полугодии ситуация изменилась. Так, в III квартале портфель кредитов клиентов ВТБ в Иркутске вырос более чем на 2,5 млрд рублей и достиг на 1 октября отметки в 13,5 млрд рублей. Это на 12% больше по сравнению с показателями на аналогичную дату прошлого года и на 9% больше показателей начала года.

Кредиты, в том числе инвестиционные, стали доступнее, и предприятия региона снова начали проявлять к ним интерес. Причем кредитуются не только существующие клиенты, но и новые. С начала года в числе наших заемщиков появилось девять новых компаний.

Кто сегодня активнее берет кредиты – крупные предприятия или средний бизнес? За счет кого, в первую очередь, вырос кредитный портфель?

– Прирост идет, прежде всего, по крупному бизнесу. В этом году мы выдали несколько крупных кредитов недропользователям. Что касается среднего бизнеса, то в этом сегменте происходит, скорее, замещение: мы приросли новыми клиентами, но часть старых клиентов, качественное состояние которых перестало удовлетворять банк, вышли из кредитного портфеля.

РБК, цитируя вашего президента Андрея Костина, писал, что ВТБ вообще не будет кредитовать средний бизнес…

– Эту цитату вырвали из контекста. Конечно, имелось в виду совсем другое, и от кредитования среднего бизнеса никто не собирается отказываться – более половины кредитного портфеля ВТБ в Иркутске (7,1 млрд рублей) сегодня приходится именно на этот, стратегически важный для нас, сегмент. Другое дело, что сами представители среднего бизнеса не нуждаются сейчас в заемных средствах так, как прежде. Данный сегмент работает, прежде всего, в сфере торговли. Сегодня, когда потребление серьезно упало, ритейл сам не готов брать дополнительные оборотные средства и увеличивать кредитную нагрузку.

Многие банки сегодня отмечают рост просроченной задолженности. Как обстоят дела с «просрочкой» у клиентов ВТБ в Иркутске?

– Банк ВТБ всегда предъявлял серьезные требования к заемщикам, и сегодняшняя ситуация доказывает, что наша политика – верная.

Не стану скрывать, есть предприятия, которые сегодня находятся в зоне риска, испытывают определенные трудности в обслуживании кредитов. Причем некоторые из них еще в прошлом году были вполне благополучными заемщиками, но ситуация в экономике изменилась…

Кто, например?

– Как я уже отметила, есть трудности у торговых ритейлеров. Непросто автодилерам – в первую очередь, продающим автомобили среднего и премиум-класса. Феерические результаты, которые автодилеры показали в конце прошлого года, исчерпали весь отложенный спрос. Люди, которые планировали приобрести новые автомобили в 2015 или 2016 году, наблюдая за ростом курса валют, тогда решили не затягивать с покупкой. Первые пять месяцев текущего года были для автодилеров, конечно, очень трудными. Сейчас спрос начал понемногу восстанавливаться.

Насколько сегодня для банка важна отраслевая принадлежность клиента? Есть, например, стереотип, что строителей сейчас вообще не кредитуют…

– Это неправда. Строителей кредитуют, но только тех, кто имеет стабильное финансовое состояние, и в тех объемах, которые они могут подтвердить. Мы, например, в текущем году выдали кредит ГК «Восток-Центр» на строительство детского сада в Пивоварихе. При нашем финансовом участии компания «Сибавиастрой» завершает  строительство «Театрального квартала» и микрорайона «Союз». Есть еще клиенты, строящие жилье и объекты соцкультбыта в муниципалитетах.

Конечно, есть отрасли, которые сегодня в большем приоритете. В первую очередь, это экспортеры. Курсы валют выросли, и компании, занимающиеся экспортом, чувствуют себя значительно лучше. Те же предприятия лесной отрасли, например, сегодня «на коне». Но говорить, что все абсолютно импортеры «просели», тоже нельзя. У нас есть клиент, занимающийся импортом химического сырья для самых разных отраслей промышленности. Несмотря на кризис, у этой группы компаний значительно выросли объемы ввозимой продукции.

Так что дело не только и не столько в отрасли, сколько в умении грамотно и качественно вести свой бизнес.

Гарантии и курс «на Восток»

Гарантийный портфель банка тоже продолжает расти?

– Да, портфель документарных сделок – гарантий и аккредитивов – на 1 октября составил 2,4 млрд рублей, увеличившись на 45% по сравнению с результатом на аналогичную дату прошлого года. С начала года мы выдали более ста гарантий. Причем львиная доля – 95 гарантий – пришлась на II и III кварталы.

В начале года была естественная пауза: из-за кризиса правительство определялось с  приоритетами, решало, какие национальные программы и проекты будет поддерживать, тендеры и конкурсы практически не проводились. Так что вся активность сместилась на второе полугодие, когда приоритеты были расставлены и, собственно, начался строительный сезон.

Кстати, самые объемные гарантийные сделки приходятся на строительные и дорожно-строительные организации, гарантом которых по контрактам  ВТБ выступает перед бенефициарами разных уровней.

Как чувствует себя направление внешнеэкономической деятельности? Санкции повлияли на взаимоотношения иркутских предприятий с зарубежными партнерами?

– Удивительно, но, невзирая на кризис и санкции, мы в этом году наблюдаем большой прирост по внешнеэкономической деятельности. За истекший период банком ВТБ в Иркутске зарегистрировано рекордное число внешнеторговых операций – более 5 тысяч. Оборот, который мы обслужили, – 5,2 млрд в рублевом эквиваленте. Конечно, стало меньше внешнеторговых операций с Европой и США, однако и с партнерами в странах, поддержавших или инициировавших санкции, наши клиенты продолжают работать.

Курс «на Восток» продолжается?

– Да, Китай остается лидером. Только с января по сентябрь мы открыли предприятиям Приангарья 95 паспортов сделок с партнерами в КНР (включая нематериковый Китай – Тайвань и Гонконг). Количество крупных внешнеторговых сделок с Китаем выросло на 65% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.

Интересно и то, что количество безналичных конверсионных операций в долларах США сокращается, а в юанях – растет. И количество, и объемы операций валютной пары рубль-юань за год выросли в три раза.

Одним словом, иркутские предприятия реагируют на события на международных рынках, адаптируются к меняющимся экономическим условиям. И это правильно: сегодня, как никогда, важно быть гибким и мобильным.

Останутся сильнейшие

Герман Греф не так давно заявил, что текущий кризис – самый сложный за последние 20 лет для банковской сферы. У главы ВТБ Андрея Костина другая точка зрения. Да и представители регулятора никаких признаков кризиса не видят. А вы как оцениваете текущую ситуацию?

– Я думаю, что государственным банкам сегодня проще: работать, когда у тебя за спиной есть господдержка, легче. Мелким коммерческим банкам, конечно, труднее. Но я бы обратила внимание на клиентов: им сейчас реально тяжело. Если в предыдущий кризис банкротство многих предприятий было искусственным – многие просто воспользовались ситуацией и объявили дефолт, то сейчас бизнесу действительно трудно. Особенно среднему, который занимался перепродажей, торговлей: люди стали в принципе меньше покупать.

Как долго продлятся эти непростые времена?

– Думаю, что до марта ситуация принципиально не изменится. Будет тяжело. Потом, надеюсь, ситуация в экономике начнет стабилизироваться. Но конец этого года и начало следующего будут непростыми – как для предприятий, так и для банков.

В экономике все взаимосвязано: не бывает отдельно трудностей у клиента и отдельно – у банка. Мы со своей стороны сегодня делаем все возможное, чтобы не допустить возможных дефолтов компаний.

Что касается кредитной активности, то предполагаю, что в первом квартале 2016 года будет некая пауза. Как и в текущем году, компании, работающие с госзаказами, будут ждать решений правительства.

С каким настроением вы смотрите в 2016 год?

– Мы работаем только с крупным и средним бизнесом. Несмотря ни на какие трудности, было бы утопией считать, что крупный и средний бизнес умрет. Как и в любой кризис, на рынке останутся финансово стабильные компании. С ними и будет работать банк ВТБ в 2016 году.

Иван Рудых,
Газета Дело




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело