С начала 2010 года доля спама в иркутском почтовом трафике, рассылаемого местными рекламодателями, выросла в два раза. При этом общий объем почтовой рекламы вырос не так значительно, подсчитали эксперты. Спрос на этот вид рекламы со стороны иркутских предпринимателей во время кризиса сильно вырос, объясняют они. Теперь почти половина ежедневного иркутского спама состоит из местной рекламы.
С начала 2010 года доля иркутского спама в региональном почтовом трафике выросла почти вдвое -- с 24% до 45% от общего объема электронной рекламной рассылки, подсчитали в рекламном агентстве (РА) "Медиаинформ". "То, что объемы местного спама увеличились, видно невооруженным глазом, -- подтверждает директор РА 'Рамина' Дмитрий Таевский. -- И, судя по его характеру, рост произошел в основном за счет местной рекламы".
По подсчетам "Медиаинформа", рейтинг наиболее популярных спам-тематик в сентябре нынешнего года возглавила реклама медицинских товаров и услуг (30,6%). Вторыми следуют рассылки с предложениями элитных товаров (12,7%). Реклама образовательных курсов и семинаров оказалась на третьей строке рейтинга (12,3%), обогнав письма от финансовых мошенников (9,3%) и собственно спамеров, предлагающих свои услуги (7,3%). При этом специалисты агентства отмечают, что некоторые темы остаются спамерской рекламой незамеченными. Как, например, тема подготовки детей к школе в преддверии 1 сентября.
Однако в целом почтовая реклама становится более прицельной. "Уже больше года как иногородние рекламодатели, готовя свои общероссийские рассыльные кампании, стали учитывать географию региона. Теперь такие рассылки заказываются у местных операторов и с текстом, прописанным, к примеру, специально для Иркутска. А раньше одно письмо запускалось ковровой бомбардировкой на всю Россию", -- знают в РА "Энфора".
Иркутский провайдер интернет-связи ОАО "Деловая сеть-Иркутск" ("ДСИ") подтверждает, что список местных IP-адресов, с которых ведется спам-рассылка, в этом году резко увеличился. "Примерно вдвое больше стало местных IP-шников, -- считает системный администратор 'ДСИ' Александр Титаев. -- А вот способы обхода нашей защиты у них не изменились. Поэтому вылавливаем регулярно".
К слову, прямого запрета на массовые рассылки в законодательной базе РФ нет. "Там размыто обозначено, что если получатель письма выразил нежелание получать рекламные письма, то рекламщик обязан это желание учесть и из рассылки его исключить, -- объясняет Титаев. -- Другое дело, что сам получатель редко станет кому-то писать и звонить с требованием отписать его от рассылки. Поэтому самые действенные усилия по защите клиента от спама предпринимают провайдеры, поскольку в ином случае клиент уйдет от него к конкуренту".
Смена игроков
Активность спамеров возросла благодаря кризису, единогласны опрошенные эксперты. "Рекламные бюджеты компаний сокращаются, -- объясняет Таевский. -- И рекламодатель ищет более дешевые способы заявить о себе. В кризис серьезно выросла доля интернет-рекламы вообще, как менее дорогого по сравнению с другими видами рекламы. И спама в том числе".
Спрос, в свою очередь, изменил структуру самого рынка спам-рассылок, а точнее, его операторов. "Как было раньше? Три-четыре студента покупали вскладчину базу адресов и рассылали рекламу в свободное от учебы время", -- говорит Таевский. Сегодня, по словам экспертов, все рассылки контролируются профессиональными игроками. "В основном это рекламные агентства, которые расширили таким образом список своих площадок. Исключительно из-за роста спроса. Поскольку зарабатывать на этом рынке можно только за счет объемов", -- уверен директор медиа-группы "БайкалТелеИнформ" Михаил Дронов.
С коллегой соглашается Дмитрий Таевский: "Заработки на такой рекламе невелики. По крайней мере, так было раньше. Хотя сейчас, с ростом цен, может и стало выгоднее".
Цена-качество
А стоимость спам-рекламы за последнее время действительно выросла. Для сравнения, год-два назад рассылка по базе из 5 миллионов электронных адресов обошлась бы в 10 тыс руб, приводит в пример Дмитрий Таевский. Сегодня иркутские рекламные компании предлагают разослать спам за 20-25 тыс руб, но уже по 200-300 тысячам адресов. "Зато это адреса местные, иркутские и 'живые'", -- уверяют в агентствах.
"Они [рекламные агентства] теперь сами пускают ботов (программы-роботы) и набирают действующую базу из местных е-мейлов, -- говорит Титаев. -- Так даже дешевле: обновлять ее надо регулярно. Плюс защита от наших действий [провайдеров] требует больше денег. Понятно, что студенты этим уже не могут заниматься. А рост трат и увеличение клиентского спроса, само собой, повысили стоимость услуги".
Электронные рассылки при этом стали более креативными и действенными, говорят в рекламных агентствах. "Спамеру становится все труднее обходить защиту, поэтому текст спама все меньше похож на рекламу, -- объясняет Таевский. -- Копирайтерам приходится извращаться все сильнее, создавать более цепляющие заголовки и тексты". Титаев из "ДСИ" подтверждает, что большая часть работ по блокировке спама связана как раз с поиском ключевых слов в заголовке и тексте "писем счастья".
Рост эффективности спам-рассылок отмечают не только агентства, но и сами рекламодатели. "Почти весь 2009 год мы успешно практиковали электронные рассылки, -- признается директор ООО 'Лактовит' Любовь Зайцева. -- В 2008 году спад в продажах был ощутимый, а в 2009-м, как только мы начали рассылать рекламу, спрос [на продукцию] немного повысился. Фактически отдача была такой же, как от двух газет, в которых мы рекламировались раньше".