Газета Дело

Реальные деньги виртуального бизнеса

Трудно поверить, но такие известные сайты, как Caramba TV, Altergeo.ru, «Наше Радио» обязаны своей безупречной работой иркутской компании «ITSumma», которая шутливо сравнивает себя со службой охраны, «реагирующей уже тогда, когда на тебя кто-то ‘косо’ посмотрел». Дела компания «пошли в гору» в кризисном 2008 году, когда другие фирмы разорялись. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что у руля «ITSumma», имеющей миллионные обороты, стоит молодой, 30-летний бизнесмен. О том, как зарабатывать реальные деньги в виртуальном пространстве и как удержать IT-кадры в Иркутске, Газете Дело рассказал создатель и генеральный директор компании «ITSumma» Евгений Потапов.


Звезда телесериалов и IT-технологии

Компьютеры, технологии… – кому-то эти слова навевают скуку, но не Евгению Потапову, создателю и генеральному директору компании «ITSumma». Еще маленьким мальчиком он стал увлекаться компьютерами. «Помню, как первый раз меня привели в компьютерный класс Международного факультета ИГУ. У меня там тетя работала преподавателем математики. Мне было три года, и мне не было скучно», – вспоминает наш собеседник. Молодая сотрудница кафедры, которая тогда показывала маленькому Жене компьютеры, стала его коллегой, когда он в 15 лет устроился на Международный факультет администрировать их сайт. Это была первая работа Евгения в области интернет-технологий.

«В университете я проработал до 2005 года, а потом меня стало привлекать другое направление, связанное с высокими нагрузками в интернете», – говорит Потапов. Постепенно наш герой стал «обрастать» связями в IT-среде: это были коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Спустя какое-то время Евгений вместе с друзьями сам стал заниматься разработкой сайтов для различных компаний.

2008 год стал поворотным в судьбе Евгения Потапова: «Один мой друг в партнерстве с израильской компанией создал сайт makemebabies.com, где можно было загрузить фото отца и матери и получить фото будущего ребенка». Этот сайт случайно увидела звезда бразильских телесериалов, она загрузила фото – свое и мужа – и получила фотографию ребенка, который был очень похож на того, который у нее уже был. Глубоко пораженная этим, она, отправляясь на популярное ток-шоу, взяла с собой фотографию и рассказала о сайте. За три последующих часа на него зашло более трех миллионов людей. «Сайт делали программисты из Индии, которые славятся тем, что работу выполняют быстро, но, как говорится, тяп-ляп», – смеется Евгений. Сайт стал рушиться, и тогда его создатель обратился за помощью к Евгению Потапову. Иркутский IT-шник два дня не спал, но сайт починил и помог справиться с наплывом посетителей. Израильская компания, благодарная Евгению за работу, предложила ему разработать еще один проект. С этого все и началось.

Успех в год кризиса

Будущий генеральный директор объединил свои усилия еще с двумя друзьями, и они 1 сентября 2008 года открыли компанию «ITSumma». «Название нужно было придумать быстро, я повернулся к полке и увидел книгу ‘Сумма технологий’ Станислава Лема. Так и возникло название компании», – рассказывает Потапов. Первое время «ITSumma» занималась разработкой высоконагруженных сайтов, пока один из клиентов не попросил заняться поддержкой уже имеющегося сайта.

Первоначальный капитал не понадобился – достаточно было того, что зарабатывал сам Евгений. «Когда мы начинали, я трудился программистом в нескольких компаниях на удаленной основе. Деньги, которые получал, тратил на развитие бизнеса – покупку компьютеров, другой техники», – рассказывает создатель «ITSumma».

Первый офис компании, площадью 20 кв.м, снимали в Иркутске-2. Через полгода вмещаться в него перестали, поэтому решили снять офис в этом же здании на верхнем этаже площадью 100 кв.м. «В то время кризис начался, рядом с нами работали ребята, занимающиеся поставкой инструментов для заводов, у них дела шли плохо. А мы – программисты, которые занимаются непонятными для нормального человека вещами, переезжаем в новый офис, и у нас все хорошо. Ирония», – рассказывает Евгений.

Сегодняшний масштаб бизнеса позволяет IT-компании занять полностью верхний этаж офисного здания на окраине города. «Мы оплачиваем своим сотрудникам стоимость дороги на такси до работы и обратно, и так получается даже выгоднее, чем снимать офис в центральной части города, но главное  – то, что мы всей нашей большой командой разместились под одной крышей», – говорит Потапов.

«I need help» – у меня «алерт» 

«Модель нашего бизнеса напоминает  охранное агентство, которое сразу же реагирует, даже если кто-то ‘косо’ посмотрел на вас», – смеется наш собеседник. «Представьте компанию, которая зарабатывает деньги в интернете. Если сайт компании ‘лежит’ продолжительное время или пропадут данные – это крах». Некоторые проблемы могут решить специалисты, например, хостинговой компании, но сложность работы с хостингами заключается в том, что они не могут достаточно оперативно отреагировать на ‘алерт’ (так в «ITSumma» называют инциденты на сервере – прим. ред.).  «Во-первых, нужно самостоятельно сформулировать запрос, а во-вторых, ждать, пока специалист, отвечающий за сектор, в котором произошла проблема, приступит к работе», – говорит Потапов.  «ITSumma» сама отслеживает работу сервера, и, когда на нем обнаруживается проблема, администратор сообщает об этом клиенту и устраняет ее максимально быстро.

«Идеальный клиент для нас тот, у кого хотя бы год ничего не ломается», – делится Евгений. На самом же деле на одного клиента в среднем приходится примерно 10-15 алертов в год. Среди самых распространенных проблем, которые происходят на серверах, Евгений называет плохую «выкладку» программистов, переполненные или вышедшие из строя жесткие диски, проблемы с хостингами.

Сейчас  у «ITSumma»  на поддержке более 1000 серверов, на которые за сутки заходит порядка 120 млн пользователей, а среди клиентов как российские, так и зарубежные компании, например, Caramba TV, Altergeo.ru, Invisible.ru,  «Наше Радио» и другие. «ITSumma» следит за серверами 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, поэтому кроме дневной смены, три дежурных администратора работают и ночью из дома. «Как правило, ребята всегда справляются с теми авариями, которые происходят ночью. Но для подстраховки мы также на контрольной панели администратора создали кнопку ‘I need help’, – рассказывает Потапов. – Когда нажимаешь эту кнопку, специальный алгоритм выбирает, кого из свободных администраторов позвать на подмогу, и отсылает им смс».

Стоимость услуг компании достаточно демократична – техническая поддержка сайта и удаленное администрирование обойдется клиенту всего в 6 тыс. рублей в месяц за один сервер; консалтинг в области высоких нагрузок – в 30 тыс. рублей; устранение неполадок на сайте – в 60 тыс. рублей; помощь в переходе на облачные вычисления – в 60 тыс. рублей.

Для того чтобы компании-клиенту построить схожий уровень технической поддержки, нужно минимум 4 человека в штате и один человек, который мог бы выходить на замену, если кто-то заболел или ушел в отпуск. Если эта компания расположена в столичном городе, то зарплата администратора должна быть около 90 тысяч рублей в месяц. Значит, 450 тысяч рублей ежемесячно придется на это тратить. Далеко не каждый бизнес готов нести такие затраты, тем более, когда есть мы», – смеется Евгений Потапов.

Главное – реакция и стрессоустойчивость

«Наш бизнес сам по себе довольно рискованный, поэтому люди, работающие у нас, должны быть профессионалами своего дела. Мы – этакий спецназ от IT»,  – говорит Евгений. Качество кадров в «ITSumma» играет  ключевую роль. Причем важна не только профподготовка, но и стрессоустойчивость, способность работать в постоянной смене контекста. В компании разработана целая система тестирования администраторов, которая позволяет понять, как быстро сотрудник сможет качественно отреагировать на возникшую проблему.

Одна из самых больших проблем IT в России в целом и в регионах в частности – это «кадровый голод». «Я всегда говорю, что нехватка кадров есть, но, если уж совсем начистоту, то с тех пор, как мы стали достаточно крупной фирмой, искать сотрудников нам не приходится, они находят нас сами», – говорит Потапов. «ITSumma» ценит своих сотрудников, поэтому удерживает уровень заработных плат администраторов высокими: «Мы смотрим среднюю зарплату администратора в Москве, отнимаем от нее стоимость аренды и получаем чуть больше 60 тыс. рублей». Это помогает компании сохранить конкурентное преимущество и предотвратить отток кадров в столичные города. Сейчас в «ITSumma» работает 45 сотрудников.

Больше развития!

Как только число сотрудников компании «ITSumma» перешагнуло отметку 20, Евгений решил, что настало время перестать заниматься администрированием самому, и перестроился на другие задачи. Теперь он сосредоточен на организации рабочего процесса, общается с клиентами, занимается продвижением компании.

«Раньше я работал вместе со всеми и поглядывал за тем, чтобы не возникало никаких проблем. Теперь, когда масштабы дела так выросли, все изменилось, – говорит Потапов, – и из человека, который идет впереди с ‘флагом’ в руке, мне нужно было стать тем, кто организовывает работу так, чтобы никто из процесса не выпал». Чтобы переквалифицироваться из администратора в «управленца», Евгению пришлось буквально заставить себя не перепроверять работу за администраторами, не просматривать серверы и не контролировать каждое действие сотрудников.

Сейчас генеральный директор «ITSumma» больше времени проводит в разъездах по различным конференциям, где общается с клиентами и следит за изменениями в IT-сфере. «Процесс ‘оборачиваемости’ разговора с клиентом в обращение к нам за услугой составляет примерно год, т.е. если на какой-то конференции я поговорил с руководителем компании, которая работает в интернете, то примерно через год он станет нашим клиентом», – детится наш собеседник.

При всем успехе компании Евгений не любит загадывать слишком далеко вперед: «Мы решили для себя, что можем планировать на год. Я, наверное, параноик: считаю, что в хорошем планировании должно быть очень мало риска; у нас есть рисковые проекты, но мы работаем с ними отдельно. Даже год для IT-сферы – это немало: слишком быстро все меняется. Наша стратегическая цель на сегодня – сделать так, чтобы та сфера деятельности, в которой мы работаем, ассоциировалась именно с ‘ITSumma’».

Кристина Дунина,
Газета Дело


Компания «ITSumma»:

  • Основана 1 сентября 2008 года;
  • Штат – 45 сотрудников;
  • Основные услуги: техническая поддержка сайта и удаленное администрирование (6 тыс. руб./ мес.), консалтинг в области высоких нагрузок (30 тыс. руб.), устранение неполадок на сайте (60 тыс. руб.), помощь в переходе на облачные вычисления (60 тыс. руб.).

Количество серверов на обслуживании – более 1000 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело