Ставки по кредитной линии или по депозитам, вежливый персонал или широкая сеть филиалов? Иркутские предприниматели признаются, какие факторы оказались для них ключевыми при выборе банка.
Алексей Веретенко, собственник центра авторазбора и запчастей «Авто»: |
Роман Селезнев, управляющий салона оптики «Окулист»: |
Александр Емельянов, директор цеха по производству корпусной мебели ИП Емельянов: |
Алексей Веретенко, собственник центра авторазбора и запчастей «Авто»:
– Для меня важно не только то, насколько привлекательные условия банк предлагает, но и то, как он их исполняет. Бывало (не знаю, как сейчас), ставка по кредиту одна, а на деле, с учетом всяких дополнительных процентов – на 1-2 процентных пункта выше. Поэтому я к чересчур заманчивым предложениям отношусь скептически. И проверенных партнеров не «бросаю». По-прежнему сотрудничаю с Промсвязьбанком, Сбербанком и Райффайзенбанком.
Роман Селезнев, управляющий салона оптики «Окулист»:
– Кредитные деньги меня не привлекают. В своей частной жизни я от них точно не завишу. Но вот на бизнес брать приходится. Иногда нужно покрыть кассовые разрывы, иногда более серьезные суммы – на покупку магазина, например. В этом смысле компания до сих пор сотрудничает со Сбербанком и банком ВТБ. Есть опыт работы с Райффайзенбанком и НОМОСом. На всякий случай всегда лучше иметь запасной вариант. А еще лучше – несколько вариантов. За займом я сразу обращаюсь, минимум, в два банка: откажут в одном, в другом – одобрят.
Когда не удается взять кредит – а такое было в кризис – мы обращались к лизинговой компании. Или когда (кстати, тоже во время кризиса) банки подняли ставки по уже выданным кредитам. Выяснили, что покупка в лизинг полна плюсов – первоначальный взнос не требуется, НДС возвращается, а платежи по лизингу исключаются из налогооблагаемой базы. Кроме того, в тот момент, когда банки стали повышать ставки по кредитам, лизинговые компании этого еще не делали (или делали не так активно) – помню, что в 2009 году лизинг оказался даже дешевле. В более жирные времена это, конечно, не так.
Александр Емельянов, директор цеха по производству корпусной мебели ИП Емельянов:
– Мне эстетическая составляющая неважна. Корпоративные цвета банка, интересные логотипы, сотрудники в единой форме – меня это мало трогает. Понятно, что должно быть чисто и не обшарпано – и довольно, решает другое – широта услуг, их качество и стоимость. Ну, еще отношение сотрудников. Если твоя жалоба «канула в Лету» – это знак. Знак, что нужно искать другой банк. Так было у меня с одним очень известным банком, который в ответ на мое заявление о потере 50 тысяч рублей через банкомат (сбой системы) спустил дело на тормозах. После повторной жалобы через знакомых, работающих в этом банке, меня наконец-то провели к сотрудникам службы безопасности. В их кабинете я провел впустую незабываемые четыре часа: сначала мы долго искали запись с камеры наблюдения у злополучного банкомата, затем пытались опознать меня (найти по времени не удалось – оказались сбиты настройки времени), а после выяснилось, что того, как я вношу купюры, вообще не видно. Не тем боком встал у банкомата. Смешно, не правда ли? Только я не привык смеяться, когда дело касается потери моих денег. Сейчас сотрудничаю с другим банком – ВТБ24. Пока вполне доволен
Выше я рассказал о своем личном опыте работы с банками. Корпоративный банк у нас – Дальневосточный. Мы стали клиентом банка, когда нас, тогда еще мелких и начинающих, банк поддержал – выдал кредит, потом открыл кредитную линию. С тех пор мы все счета держим в этом банке, зарплатный проект тоже «привязали» к нему. Многие наши сотрудники кредитуются и открывают вклады в этом банке. Он нас не подводил в кризис – реструктуризировал заем, не повышал ставки по уже открытой кредитной линии. А мы в свою очередь не смотрим по сторонам в поисках банка с более привлекательными ставками по кредитам бизнесу или депозитам.