С начала 2013 года вступил в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, который коснется всех видов пассажирских перевозок, за исключением легкового такси. Мы попросили иркутских экспертов разъяснить нюансы закона и оценить, к чему приведет его применение, а непосредственных участников рынка – рассказать, как они выбирали страховую компанию в связи с ростом страховых тарифов.
Семен Пологузов, юрист ООО «АвтоЦентр»:
– Согласно закону, при причинении вреда жизни пассажира перевозчик должен выплатить 2,025 млн. руб., вреда здоровью пассажира – 2 млн. руб., имуществу – 23 тыс. рублей.
Министерство финансов предлагает два уровня тарифов – без учета и с учетом возможного изменения объема ответственности страховщика. Максимальные тарифы устанавливаются для морского транспорта (страховая премия предлагается в размере 22,48-45,25 руб. на одного пассажира). Далее идут авиаперевозки (с премией в 9,87-19,87 руб.), международные и междугородние автобусы, пригородные автобусы, поезда дальнего следования. Страховая премия для перевозок городским транспортом определена в размере 0,15-0,87 руб., страхование пассажиров пригородных поездов и внеуличного транспорта обойдется в 0,07-0,15 руб. на человека.
Предполагаю, что частные компании, скорее всего, переложат издержки на пассажиров – страховка просто будет включена в стоимость билета. Государственным компаниям, обеспечивающим практически весь железнодорожный и городской транспорт, сделать это будет уже сложнее, поскольку тарифы там жестко регламентируются правительством региона.
К слову, часть страховой премии в стоимости билета для пассажира любого вида транспорта в России относительно невелика и составляет не более 1%. Размер премии при страховании составит 3% от цены билета. Потому изменение цен не может быть существенным, так же как и увеличение суммы страховой выплаты.
При этом благодаря минимальному увеличению стоимости проезда, пассажиры всех видов транспорта в случае возникновения вреда имуществу, здоровью или жизни получат возможность получения адекватной страховой суммы, гарантированной государством. Таким образом, страхование гражданской ответственности перевозчиков позволит защищать интересы пассажиров существенно лучше, и это сделает рынок пассажироперевозок более цивилизованным.
В России, кстати, установленные размеры страховых выплат пока значительно ниже международных. Размер страховых выплат в 2 миллиона рублей вполне адекватен. Такую же сумму государство выплачивает сегодня пострадавшим от стихийных бедствий, и примерно такой же размер помощи выделили в Европе семьям погибших членов экипажа круизного судна Costa Concordia.
Но российские страховики вряд ли воспримут нововведение с энтузиазмом. Если они не развивали эту идею самостоятельно, значит, она не достаточно рентабельна и послужит лишь дополнительной нагрузкой на страховые компании. Кроме того, обязательность страхования повлечет за собой жесткий контроль над тарифной политикой компаний, что также будет сковывать игроков этого рынка.
Сергей Калянов, частный предприниматель, занимающийся пассажироперевозками:
– Моя нынешняя страховая компания уже «подсуетилась» и предложила тариф на следующий год с учетом нового закона. Я всегда покупаю КАСКО, так как машина часто ночует во дворе, да и работа у нее опасная (смеется).
То есть я-то плачу «по полной», у других может дешевле выйти. Так вот новый тариф оказался на треть дороже – 47 тыс руб вместо 35. По логике и стоимость проезда должна вырасти соразмерно – не впрямую, конечно, ведь в расходах статья страхования занимает от силы 10%. Получается, поднять цены надо процента на 3 – то есть на 36 копеек. Но что-то мне подсказывает, что коллеги под этим предлогом потребуют тарифы хотя бы на рубль поднять. А там и до круглой красивой цифры в 15 рублей – недалеко.
Кирилл Забунов, совладелец ООО «Пробег» (таксопарк маршрутных такси):
– Мне, слава Богу, заниматься этим придется еще не скоро – страховка моих маршруток заканчивается в середине года. А все важные документы, как водится, «читаются-смотрятся» в последний день последнего месяца. Поэтому я сам пока закон не читал, но мои коллеги – уже. Они же «промониторили» и рынок страховых услуг – уже называют пару компаний, у которых тарифы на страховку пассажиров дешевле, чем у остальных.
Но я еще окончательный выбор не сделал: говорят, тарифы, как и исполнение закона, будет контролировать Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – кто знает, может, это приведет к их уменьшению.
Будет ли дорожать проезд в маршрутках? Конечно. По подсчетам моих товарищей, уже «рассчитавших» стоимость новой страховки, рентабельность бизнеса останется прежней, если стоимость проезда поднять до 15 рублей.
Я, как человек, который сам периодически ездит на маршрутках, считаю эту стоимость приемлемой. Конечно, никогда и никому не нравится, если услуга и товар становятся дороже. Но «сделают ли погоду» три рубля?
Никита Змановских, Газета Дело