Газета Дело

Эдуард Борисов: «Авторынок ищет дно»

Серьезным спадом начал 2015 год иркутский авторынок: продажи новых автомобилей упали в среднем на 40%. Однако, как считает Эдуард Борисов, бизнесмен и эксперт по авто- и моторитейлу, говорить о наступлении «мертвого» сезона пока рано. Какие марки чувствуют себя лучше остальных и почему? Когда рынок нащупает «дно» и начнет восстанавливаться? Почему Иркутску не нужно 40 брендов? На эти и другие вопросы эксперт рынка ответил Газете Дело.

«Рынок не умирает, просто ищет дно»

Эдуард, интервью с вами в Газете Дело в августе 2014-го вышло под заголовком «Нас пугают, но нам не страшно». Теперь – страшно?

– (смеется) Да нет, не страшно. У нас выбор небольшой – до конца стоять. Рынок же не умирает, просто ищет дно. А на этом дне выживут те, кто найдет возможность продержаться в это неспокойное время. У нас в «Агат-Авто» бренды достаточно сильные, справимся.

В прошлом году вы говорили, что Иркутск чувствует себя несколько лучше общероссийского рынка. Тенденция эта сохранилась?

– Нет, лучше общероссийского рынка мы себя сегодня точно не чувствуем. По итогам первых двух месяцев мы упали процентов на 40. Спад серьезный, ошеломляющий, я бы даже сказал. У многих брендов снижение продаж вообще произошло на 70-75%.

«Мертвый» сезон наступил на иркутском авторынке?

– Так категорично я бы не стал говорить.

Вместо 2,5 тысяч автомобилей за два месяца продали полторы тысячи – это не «мертвый» сезон, просто снижение. Для кого-то – катастрофическое, для кого-то – существенное. Конечно, «черный вторник» сказался: многие, кто планировал покупать машину в первом квартале 2015 года, сделали это в декабре.

Неужели в этом году совсем никто не вырос?

– Почему, есть такие. KIA, например, по сравнению с прошлым годом, прибавил. Hyundai снизился – но ненамного совсем. Держатся «корейцы», одним словом. По традиции, лучше остальных чувствуют себя премиальные бренды. Audi, BMW упали, но не сильно. Land Rover хорошо продается. По Infiniti на 10% сократились продажи. Зато всех удивил Mercedes. Вырос процентов на 20-25 по итогам января-февраля.

Отголоски декабря?

– Наверное. Много, видимо, в декабре контрактов было, которые сейчас «выстреливают».

Но почему именно Mercedes?

– Нравится он людям, вот и все. Не для всех, правда, такая покупка была осмысленной. Некоторые говорят: «Вот купил я Мерседес в декабре, продаю теперь старый, только он что-то не продается. И зачем я новый брал? Цену, вроде, обещали поднять в два раза – а она процентов на 30 выросла… Стоит теперь этот Мерседес в гараже… Ну, зато деньги пристроены». И таких людей в Иркутске много. Город у нас все-таки не бедный.

А российские бренды какие результаты показывают?

– ВАЗ тоже упал, процентов на 30. В среднем – меньше других, все-таки ценовая категория у него другая. А если бы не появился на рынке новый бренд Datsun, то ВАЗ еще меньше провалился бы. Datsun – сильный конкурент, по цене ненамного дороже, а с точки зрения потребительских свойств интересен.

«Недоступность кредитов и дорогое  КАСКО отпугивают покупателей»

В апреле была возобновлена программа льготного автокредитования. Поможет ли это рынку?

– Поможет – тем, кто не сильно упал. Недоступность кредитов, конечно, отпугивала многих покупателей.

А подорожавшее каско?

– То, что происходит на рынке автострахования, вообще никакому описанию не поддается. Паника какая-то у страховых компаний: деньги кончились – поднимем тарифы! Несерьезно это. Конечно, они привыкли работать на растущем рынке. На падающем – практически никто не готов жить. Поэтому и задирают ценники по каско, и это, конечно, тоже создает дополнительное ограничение для продаж автомобилей.

«Высокие проценты по кредиту – ладно, как-нибудь переживу», – думает потенциальный покупатель. Но тут ему говорят, что, условно, вместо 30 тысяч по каско, на которые он рассчитывал, ему нужно заплатить 80. Он думает: «Я не готов такие деньги платить за каско», а банк говорит: «Я не готов тебе без каско выдать кредит». И все, сделка не состоялась. И такое – сплошь и рядом.

С апреля еще и по ОСАГО тарифы выросли…

– Да. Много сегодня факторов, которые жизнь автомобилиста делают дороже. И это многих останавливает. Налоги, бензин, каско, ОСАГО – действительно, не каждый сегодня может позволить себе машину. Проблема еще и в том, что многие покупают автомобиль не по средствам. Это тоже неправильно. Ты хочешь авто за миллион, а реально у тебя есть возможности на 500 тысяч. Так умерь аппетиты! Зачем загонять себя? Зачем рисковать?

«К концу года мы увидим другой рынок»

Какие проблемы стоят сегодня перед дилерами?

– Дорогие кредиты, прежде всего. Пусть продажи упали на 40% – ты мог бы с этим справиться, использовать какие-то свои инструментарии, маркетинг пустить в ход. Но когда у тебя одновременно и доходы снижаются – потому что продажи провалились – и расходы растут – потому что банк пересмотрел условия кредитного договора – получаются «ножницы», из которых очень сложно «выскочить». Дилерам, которые сидят на кредитах и у кого резко сократились продажи, сегодня хуже всего. И они, конечно, сейчас ищут выходы из этой ситуации.

И какие могут быть выходы?

– Вплоть до выставления бизнеса на продажу. Есть уже такие факты в Иркутске. Не у всех все получается, но сделки купли-продажи все-таки происходят.

Начинаются процессы слияния-поглощения на рынке?

– Это закономерно. Вся экономика на этом построена, и автобизнес не исключение. К концу года мы увидим другой рынок в Иркутске, я думаю. Некоторые бренды и вовсе уйдут с рынка: кому хочется работать в убыток.

Этакая «зачистка» произойдет?

– Ну да. Сейчас в Иркутске порядка 40 брендов. Может, 30 останется. На самом деле, это было бы хорошо для всех.

Когда брендов много, клиент бегает от одного дилера к другому, ему трудно сделать выбор. Доходная составляющая «размазывается». Если посмотреть, то на всех развитых рынках присутствует ограниченное количество брендов – 10-15. К нам же в Россию пришли все, кто только мог, потому что рынок хорошо рос и казался перспективным.

Бренды уже начинают уходить из страны. Решение General Motors было первой ласточкой?

– На самом деле, новость о решении GM не была ни шокирующей, ни сенсационной. Было ясно, что бренд присутствует на местных рынках скорее номинально. Ради чего? Чтобы просто быть? И содержать при этом дистрибьюторскую сеть, склады… То, что дистрибьютор принял для себя это решение, – понятно.

Кто уйдет следующим? На кого ставите?

– Трудно делать прогнозы. Все зависит от того, какая у бренда сеть, какие затраты он несет на сегодняшний день. У некоторых – только маленький дистрибьюторский офис, складов почти нет – они могут до последнего сидеть. Некоторые говорят, что Ford уйдет – но он уже слишком глубоко «завяз» в России. Так что вряд ли.

«Рынок провалится на 40%»

В конце прошлого года многие боялись, что автомобили подорожают в два раза. На сколько процентов на самом деле выросли цены?

– До 30%. Большего роста я, вроде, не видел. Дистрибьюторы сдерживают рост цен за счет своей маржи, за счет внутренних резервов, потому что понимают, что сильный рост стоимости может совсем оттолкнуть покупателей.

Наоборот, все стараются какие-то выходы искать. Запускают свои кредитные программы, беспроцентные рассрочки. Пересматривают модельные ряды. Ассортиментная линейка сегодня очень здорово сужается у многих брендов. Это понятно: курс изменился процентов на 50-55, а цены – только на 30. Некоторые дорогие модели к нам совсем пока не везут: слишком велики потери дистрибьютора.

Ситуация на рынке новых автомобилей как влияет на вторичный рынок?

– «Вторичка» хорошо себя чувствует. Многие клиенты, которые не могут позволить себе новый автомобиль, обратили внимание на «вторичку». Тем более, предложение там растет, ассортимент становится разнообразнее, достаточно свежие машины продаются – и годовалые, и двух-трехгодичные. На этом рынке достаточно активно можно сегодня работать.

А вообще, мне кажется, шок уже прошел. Люди начинают привыкать к новым ценам, к новой реальности.

То есть скоро рынок начнет восстанавливаться?

– Не знаю, скоро ли.

Не думаю, что дно уже рынком пройдено. Резких провалов каких-то ждать уже не стоит, а катиться мы еще будем – до лета, наверное.

Минпромторг прогнозировал, что по итогам года рынок может упасть на 50%. Но, благодаря господдержке, как считают власти, снижение составит 24%. Вы этот оптимизм разделяете?

– Нет. В декабре еще я думал, что падение в 2015 году будет процентов 25. А сейчас более консервативно смотрю на вещи. Думаю, процентов на 40 провалится рынок. Сильно он все-таки был перегрет. Есть еще один вариант развития событий – рынок упадет на 30%, но значительно уменьшится средний чек.

Многие люди, которые даже могут позволить себе покупку машины, задумаются: «А зачем? Давайте подождем, будем более рационально относиться к своим возможностям». Люди разбаловали дилеров, регулярно меняя машины, рост рынка был слишком бурным, такой перегрев очень вреден для экономики. 

А иркутский рынок, по вашим прогнозам, с какими результатами закончит год?

– В прошлом году мы продали порядка 17 тысяч легковых машин в Иркутске. Если в этом году продадим 10 тысяч – это будет уже неплохо.

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (89)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело