Елена Синева уверена, что спортзал семейного формата может выйти на рентабельность в 20% уже спустя полгода после запуска. Для этого, по ее подсчетам, достаточно 80 постоянных клиентов в месяц. Спортзал Елены с гармоничным названием «Инь-ян» по плану должен выйти на эти показатели в октябре нынешнего года.
Спортклуб Елена Синева открыла всего три месяца назад, однако дело уже развивается с опережением – клуб продает в среднем 40 абонементов в месяц. Чтобы зал приносил прибыль на уровне 20%, предпринимательнице нужно увеличить количество постоянных клиентов вдвое. Этой цели Елена планирует достичь в октябре 2013 года.
– Это с учетом низкого сезона летом, когда народ разъезжается по курортам и дачам. Если бы не сезонное падение, на эти показатели можно было бы выйти уже через пару месяцев, – уверена предпринимательница.
Сама Елена «в спорте» со студенческих времен, а тренерской работой занимается с 2009 года. «До открытия клуба я была заместителем директора и совладелицей компании, занимающейся охранными системами. Еще раньше получила образование психолога, а до этого закончила исторический факультет Иркутского госуниверситета, – вспоминает Елена. – В свое время серьезно занималась айкидо, получила 1 дан и, как ни странно, серьезные проблемы со здоровьем. У айкидо свои проблемные места – восстанавливалась у разных специалистов: это была и йога, и цигун, и много что еще…». Со временем Елене стало ясно, что спорт занимает столько времени, что пора уже превращать его в основной вид деятельности.
На запуск в марте этого года предпринимательнице понадобилось 400 тыс. руб. и залы нужной площади в хорошем густонаселенном районе. «Я понимала, что конкурировать с федеральными сетями типа ‘Gold gym’ или ‘World gym’ не получится, поэтому мои клиенты – те, кто живет поблизости и не хочет подолгу добираться в спортзал, – объясняет Синева. – При этом место должно быть не просто в спальном районе, а на перекрестке нескольких жилых комплексов. Дело в том, что людей, которые считают, что хоть каким-то одним видом спорта надо обязательно заниматься не так много – один на 10 или даже 20 человек. Поэтому я могла рассчитывать, что в мой спортзал придет от силы 5-10% живущих поблизости».
С таким расчетом Елена и остановила свой выбор на новостройке по ул. Депутатская. «Кроме того, что многоквартирных домов поблизости много, рядом еще и несколько остановок общественного транспорта. Место оказалось очень удачным с точки зрения ‘людского трафика’, – радуется Елена. – И залы меня сразу порадовали: все новое, с ремонтом, окна большие».
Площадь залов также имеет большое значение, добавляет Елена. «На занятиях айкидо нужна большая высота потолков и в целом площадь зала от 60 квадратов. Иначе боккеном (деревянный меч для тренировок) как следует не размахнешься, – объясняет собеседница. – На йоге комфортно, когда на каждого занимающегося приходится не меньше 4 квадратных метров. В целом группу больше 10 человек я не набираю – иначе за каждым не успеваю следить должным образом. Поэтому второй зал на 50 кв.м меня тоже вполне устроил».
В целом при выходе на 20%-ную прибыль на арендные платежи у Елены будет уходить порядка 40% всего дохода (сейчас эта доля намного больше). Еще 10% – на рекламу, и 30-40% (в зависимости от наполняемости групп) – на зарплату инструкторам. «Пока помогает то, что занятия по йоге веду я сама. А так у нас работают еще семь тренеров: по айкидо, фитнесу, карате киокушинкай, инструктор по рисованию и по детскому фитнесу, инструктор по стрейчингу и по стриппластике».
Найти хороших и обязательных инструкторов – один из важнейших моментов, по мнению Елены. «Для меня было странно, когда без предупреждения не вышла на очередное занятие тренер по фитнесу. Сейчас ищем нового. Потом тренер по брейк-дансу неожиданно уехал на соревнования, хотя группа на его занятия как раз сформировалась до отказа, – жалуется Синева. – Не скажу, что прямо все инструкторы отличаются необязательностью, но человеческий фактор в этом деле нельзя сбрасывать со счетов».
Осенью Елена планирует увеличить штат и ввести в расписание студии еще 3 направления. «Федерация тхэквондо уже пообещала мне тренера. Также у нас будут занятия по хапкидо и киокушинкай, – делится Синева. – И очень интересный курс по самообороне, будем набирать группы и для женщин, и для мужчин. Ведь не всем интересны единоборства, зато многие хотели бы уметь постоять за себя в опасной ситуации».
А вот от тренажеров Елена собирается избавляться. «Для них просто нет места – нужен дополнительный зал. Изначально я купила тренажеры, а еще татами для зала единоборств у чудесного производителя в Новосибирске. И платформы для стэп-аэробики. Признаюсь, поскольку сама я в аэробике не специалист – в выборе последних ошиблась: платформы оказались слишком скользкими, и я с большим трудом договорилась об их возврате», – рассказывает собеседница.
Промах с платформами не единственный: огромные зеркала в зале для йоги повесили таким образом, что сидящего человека не видно. «Сама, конечно, виновата. Не подумала и неправильно показала рабочим, на каком уровне вешать. Да и сама ошибку осознала, когда уже первое занятие полным ходом шло», – смеясь, вспоминает Елена.
Вообще предприниматель каждую минуту должен быть внимателен, замечает собеседница – даже в мелочах. К примеру, завесили на время баннер спортклуба на здании – поток клиентов снизился. Самыми эффективными для спортклуба семейного формата Елена считает три направления в рекламе: баннеры рядом с самим заведением, листовки, которые раздают промоутеры, и группы в соцсетях. «Бесплатным, если не учитывать время, проведенное в интернете, можно считать продвижение через социальные сети, – говорит Синева. – Хотя промоутеры – тоже недорого: рекламные листовки я печатаю на рабочем принтере, час работы одного промоутера стоит всего 100 руб.».
Что касается стоимости занятий в «Инь-ян», для взрослых по абонементу одно занятие стоит 200 руб. за час. Разовое – выходит дороже: 250 руб. за час. «Кроме экономической выгоды при покупке абонемента, есть и психологическая, – говорит предпринимательница. – Я своим подопечным сразу говорю: оплатите лучше занятия вперед, это стимулирует не пропускать тренировки. Ведь в этом случае вы теряете деньги (я даже специально ‘пугаю’ – говорю, что при пропуске деньги ‘сгорают’ и не возвращаются), а если занятие еще не оплачено – будете себя дома успокаивать, потакая лени – мол, не пойду сегодня, зато сэкономлю».
По наблюдениям собеседницы, на занятия клуба в большинстве своем ходят женщины. «Соотношение примерно 80 на 20. Да, перекос сильный даже на занятиях айкидо. Я, предвидя это, женскую раздевалку сразу побольше сделала, – признается Елена. – Большая активность женского пола, к слову, не самое печальное соцоткрытие для меня. Заметила, что на многие занятия мамы приходят с детками просто потому, что дома их не с кем оставить – растят их без пап. Мы, кстати, на любое занятие охотно приглашаем мам и пап с детьми: пока родители занимаются – дети в соседнем зале, к примеру, рисуют».
Наблюдая такой тренд, Елена даже придумала специальную программу «Суббота вместе», когда дети и взрослые приходят вместе и занимаются в разных залах поочередно. Обходится это дешевле – 600 рублей за полдня за обоих, при этом стоимость можно списать из «маминого абонемента», а не платить деньгами (как многие и делают). Увидев большой спрос на такие семейные программы, Елена добавила несколько занятий по рисованию в будние дни.
«Да, у нас есть и учитель рисования. Разносторонняя программа получилась, – смеется Синева. – А я просто объединила все, что сама очень сильно люблю – айкидо, йога, рисование…».
В ближайших планах у предпринимательницы – сделать полноценную душевую в спортзале. «Ну и мелкий косметический ремонт, – добавляет собеседница. – Это, конечно, из неизбежного. А в более долгосрочных планах – открытие второго зала в Свердловском районе, где-нибудь в Академгородке. С одной стороны, если открывать – то как раз на другом берегу. С другой – сама живу в этом районе, будет очень удобно».
Мария Фаизова, Газета Дело