Газета Дело

В кризис у ломбардов появились VIP-клиенты

На дне

В кризис у ломбардов появились VIP-клиенты

Ежегодно через иркутские ломбарды проходит 20-25 млн руб, оценивают участники рынка. Однако в прошлом году обороты ломбардного кредитования в Иркутске выросли на 50% до 30-40 млн руб благодаря притоку клиентов, которым в кредитах отказывали банки. При этом прирост начался еще с осени 2008 года, как только на финансовом рынке образовался дефицит денег, уточняет директор одного из иркутских ломбардов, работающего на рынке с 2006 года, Андрей Владимиров (фамилия и имя изменены).

По оценке Центробанка России, ломбардный рынок в целом по России в 2009 году вырос только на 18%, но иркутские ростовщики с этой оценкой не согласны. Владимиров говорит, что рынок вырос не столько за счет притока клиентов, сколько за счет увеличения количества игроков: по его словам, число ломбардов в городе за 2009 год удвоилось.

"Действительно, еще в 2007-2008 годах в Иркутске насчитывалось от силы 25 ломбардов. Сейчас их 45-50, -- соглашается директор сети ломбардов "Бартоломеу" (работает с 2002 года) Жанна Вдовенко. -- Однако новички не охватили весь кризисный прирост. Большинство из них так и не сумели обрасти достаточным количеством клиентов. Каждый третий новый ломбард уже закрыт".

Деятельность ломбардов в России регулируется законом N249-ФЗ "О ломбардах". Единого регулятора на рынке нет, однако крупные сделки контролирует Росфинмониторинг, перед которым ломбарды обязаны отчитываться, если принимают в залог драгметаллы, ювелирные изделия и другие ценности на сумму свыше 600 тыс руб.

В 2009 году, по данным службы, в России действовало около 5 тысяч ломбардов. По данным Центробанка, 90% ломбардных залогов составляют ювелирные изделия, а ставки кредитования достигают 25% в месяц.

Десять опрошенных руководителей иркутских и ангарских ломбардов сообщили газете "Дело", что не имеют в своей базе залогов дороже 600 тыс руб, а пятеро из них, сообщившие о наличии имущества стоимостью свыше 300 тыс руб, признались, что специально контролируют стоимость принимаемого имущества, чтобы она не превышала 600 тыс руб. "Иначе придется оповещать Росфинмониторинг, -- объясняет Владимиров. -- А это кипа бумаг по каждому такому залогу".

На злобу дня

Динамика ломбардного рынка находится в противофазе с банковским, повторяют эксперты: когда банки сокращают кредитование граждан, ломбарды его увеличивают. "И в этой ситуации у ломбардов неограниченная свобода действий: ставки могут быть сколь угодно высоки -- населению все равно больше негде занять", -- откровенен Владимиров. "Но кое-что нас все-таки ограничивает, -- не соглашается директор сети ломбардов "Фавор+" (работает с 2003 года) Елена Трифонова, -- Например, конкуренция". Впрочем, она оговаривается: в кризис ломбарды все же существенно подняли ставки.

В среднем, по словам опрошенных участников рынка, в 2008-2009гг. иркутские ломбарды подняли ставки с 17% до 25% в месяц. "На пике денежного недостатка -- в начале 2009 года -- ставки были повыше, и до 30% [в месяц] доходили, -- знает Жанна Вдовенко. -- Причем самые высокие были у новых фирм. Видимо, таким образом они хоть как-то пытались заработать -- если не на обороте, то за счет максимальной маржи". Старожилы рынка, по ее опыту, накручивали меньше, но все же возможности увеличить доходность своего бизнеса не упустили -- как минимум, наполовину ставки подняли.

Оценка залогов в кризис тоже изменилась. "До ажиотажа мы оценивали сумму займа в 70% от рыночной стоимости залога, -- говорит Жанна Вдовенко. -- Сейчас выше 50% редко поднимаемся". Сами залоги также изменились. По оценке Вдовенко, средняя стоимость залогов выросла на 20%. "Допустим, в начале 2008 года средний залог из драгметалла стоил 5 тысяч рублей, сейчас -- 6 тысяч [рублей]", -- приводит пример Вдовенко.

По словам остальных владельцев ломбардов, выросла не только стоимость закладываемых вещей -- появились новые виды залогов. "К примеру, автомобили в благополучные времена в ломбарде вообще не закладывали, -- вспоминает Владимиров. -- Авто можно заложить и в банке. Сейчас расплодились автоломбарды, специализирующиеся именно на залоге машин". Действительно, из 51 компании, входящих в рубрику "Ломбарды" в местной поисковой системе, 13 отмечены именно как автоломбарды.

Удорожание залоговых вещей связано, конечно, со сменой клиентской базы, объясняют профучастники. "Не будем скрывать, основная клиентура ломбардов далеко не самая обеспеченная: приходят, как правило, пенсионеры, студенты и люди, любящие 'погулять', -- перечисляет Вдовенко. -- В кризис к нам пошли вполне благопристойные тетеньки и дяденьки 40-50 лет. Они-то и приносят самые качественные залоги. Они и выкупают их чаще всего".

К слову, аналог банковской просрочки -- объем невыкупленных залогов -- у ломбардов в кризис тоже значительно вырос. По разным оценкам, теперь не выкупается от 40% до 60% положенного в ломбард имущества. "Для сравнения, в 2008 году соотношение выкупленных/невыкупленных вещей в нашем ломбарде составляло 80 к 20, в 2009 году -- уже 50 к 50, -- приводит цифры Владимиров. -- В 2010 году, кстати, показатель вернулся на докризисный уровень".

"Бизнес ломбарда рентабелен, если объем невыкупленных вещей не превышает 25%", -- говорит Вдовенко. Тем не менее, ломбарды испытывают несопоставимо меньше проблем с реализацией залогов по кредитам, чем банки. "Залоги ломбардов более ликвидны, да и реализовать их легче, в то время как банкам, у которых в обеспечении находится недвижимость, транспорт и оборудование, приходится значительно сложнее", -- отмечает Трифонова из "Фавор+".

Владимиров с коллегой согласен, но замечает, что большинству ломбардов ситуация с невыкупами даже пошла на пользу. "Золото-то росло в цене: с 450 рублей за грамм оно выросло до 580 [руб/грамм]. С высшей пробой разница еще заметнее, -- радуется он. -- Поэтому я не переживал -- пережидал время в золоте, превратить его в кэш особенно не стремился. Тем более, что нам не нужно формировать резервы на возможные потери по ссудам, которые в прошлом году съедали у банков столько прибыли".

Условия по сроку хранения залогов ломбарды тоже ужесточили: многие ограничили срок одним месяцем, хотя раньше залог мог лежать в ломбарде до полугода. Также некоторые убрали право выкупа заемщиком залога по истечении срока хранения. "Последнее условие немного странно, -- замечает Владимиров. -- Но факт. Предположу, что таким образом они хотят припугнуть клиента, чтобы быстрее выкупил, либо выбивают себе право оставить понравившуюся вещь".

Движение вспять

Сегодня банки вновь стараются нарастить кредитные портфели, и эксперты предполагают, что это уже свернуло объемы ломбардного рынка до прежних размеров. Сами ростовщики расходятся во мнениях.

"У нас объемы остались на кризисном уровне, -- заявляет Вдовенко. -- Мы даже сами искусственно ограничиваем обороты: отказались, к примеру, от залогов в виде техники без документов. Мало того, что она может оказаться ворованной, так еще и реализуется плохо". Но собеседница признается, что многим ее коллегам уже с конца 2009 года пришлось снизить ставки до 20% в месяц, чтобы выдержать конкуренцию с банками.

Некоторые ростовщики и вовсе заявляют, что в кризис их обороты выросли на 50%, а в 2010 году снизились существенно больше -- в 2 раза. В этом на условиях анонимности признались трое из десяти опрошенных владельцев ломбардов.

Тем не менее, двое знакомых корреспонденту газеты "Дело" предпринимателей заявили, что несмотря на готовность банков кредитовать, вынуждены сотрудничать с ломбардами: "Банки, предлагающие привлекательные ставки -- до 20% годовых -- 'ипэшников' по-прежнему не воспринимают. А какой смысл связываться с банком, если сумма вопроса невелика, а деньги нужны на короткий срок. Тем более, что из документов ломбарду нужен только паспорт".


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело