О том, что нужно для создания успешного бизнеса, что доходнее – торговля спецтехникой или производство и продажа модульного жилья, рассказывает владелец компании «САВА» Владимир Саблин. Бизнесмен с более чем 20-летним опытом делится также формулой успеха, по которой он строит свое дело.
– Что побудило вас открыть собственный бизнес? Деньги? Амбиции? Желание не зависеть от работодателя?
– Еще в советские времена, учась в Киевском инженерно-строительном институте, я был уверен, что обязательно открою собственное дело. В 20 лет уже знал, что назову свою компанию САВА – аббревиатура фамилии-имени-отчества. Для меня это важно – семейная фамилия, имя отца, мое имя. Поэтому и логотип у компании – дерево – символ семейственности, родственных корней.
Я тогда даже еще не знал, чем конкретно будет заниматься моя компания. После аварии на Чернобыльской АЭС а я оказался в Братске, работал на Сибтепломаше. Когда в голодные 90-е годы остался безработным, в службе занятости согласились оплатить мое обучение (учился я в открытом университете Великобритании ЛИНК) при условии, что я организую себе рабочее место и сам выступлю в качестве работодателя. Что в 1993 году я и сделал – зарегистрировал фирму САВА. В этом году 30 апреля компании исполнится ровно 20 лет.
На старт – а на него ушло порядка $5 тыс – заработал до этого. Торговал на рынке, как и многие в то время. Когда уходил оттуда, знакомые не понимали – зачем? Хорошее же место, спокойное и денежное.
– Почему выбрали торговлю бензотехникой? Рынок был не занят?
– Ниша была действительно свободна. Начинали мы с продажи мотоблоков и мотокультиваторов, потом дополнили ассортимент бензопильной техникой. Реализация шла параллельно с обслуживанием агрегатов. Спрос был предсказуем:Иркутская область по лесозапасам одно из первых мест в стране занимает. Но не только на корпоративных клиентов был расчет – большая часть населения на тот момент еще печным отоплением пользовалась. И почти у каждого первого были огород или дача, землю на которых наши люди традиционно обрабатывают сами.
Расчет оказался верен. Правда, сейчас лесная отрасль уже не так актуальна. Поэтому мы больше внимания стали уделять землеобрабатывающему направлению. Кстати, сегодня как раз встречаюсь с одним из первых наших клиентов из Братска – по-моему, у него есть линейка всей нашей продукции – сейчас он покупает очередную новинку.
Постоянные клиенты – это, конечно, фишка этого бизнеса. Поскольку вести клиента нужно постоянно, продажей техники сделка не заканчивается: год от года агрегат обслуживается в сервисной службе компании.
Забавно, как-то наш давний клиент (на сегодняшний день, кстати, один из ведущих банкиров Иркутской области) напомнил мне о «сеансах одновременной игры» в нашем сервисе – по аналогии с сеансами одновременной игры в шахматы, которые проводил Бендер в Васюках. Вот примерно так же в середине 90-х годов наш механик собирал шеренгу клиентов, и они под его присмотром синхронно разбирали, к примеру, мотоблоки. Дело в том, что в разгар сезона – в мае – механика «на всех не хватало», и был выбор – либо вот так чинить свой агрегат самому, либо ждать, пока очередь дойдет. Последний вариант клиентам не подходил: сезон землеобработки у нас короткий, с апреля по июнь. И когда об этих сеансах узнал я, оказалось, что эти тренинги клиентов фирмы более чем устраивают.
– Какие препятствия возникли на старте самого первого бизнеса?
– Извечная проблема стартапов – нехватка денег. Экономить приходилось на всем. И заработать старались тоже на всем. К примеру, доставлял мой партнер товар в Иркутск, а на обратном пути обязательно покупал что-нибудь для продажи в Братске – не ехать же 700 километров «пустым».
В 1995 году мы с моим партнером Сергеем Сычевым зарегистрировали компанию «САВА-Сервис». Фирма занялась сборкой, продажей и установкой мобильных торговых вагончиков. «КУПАВА», может быть, видели – раньше их много было по городу. Потом стали сами производить комплектующие – даже усовершенствовали их, сделали вагончики специально для сибирских условий – с толстой стенкой. Основной рынок сбыта был в Иркутске.
Еще одним препятствием для развития компании был 1998 год – очень непростое время. Тем, кто «варился» на внутреннем рынке, было проще, а у нас были зарубежные поставщики, мы покупали комплектующие за доллары. Когда курс доллара взлетел по отношению к рублю, я и мой партнер оказались в непростой ситуации – долги были сумасшедшие. В итоге, конечно, договорились – партнерам ведь тоже нужны были деньги, они согласились, чтобы мы возвращали долго, частями. В итоге порциями, порциями – но вернули.
Проблему с недостатком финансов мы решили с помощью кредитов. Самый первый заем нам выдал Сбербанк. Кстати, компания наша стала первым заемщиком из юрлиц в братском филиале банка. Помню, ходил за Анатолием Ананьевичем Сизых (он тогда руководил Сбербанком в Братске, потом ушел на повышение в Иркутск) с заявлением на кредит в $10 тысяч, которые нужны были на закуп партии мотоблоков – а он все говорил, что не кредитует банк юридических лиц. Я говорю, ну есть же деньги, почему бы и не дать кредит? В итоге выдали на полгода. И мы быстро пустили деньги в дело: нужно же было успеть купить товар, продать, а потом еще раз пустить вырученное в дело. Помнится, в тот раз удалось как минимум дважды «провернуть» деньги. С тех пор в обороте компании всегда половина средств – заемные. Потом кредитоваться стало уже легче – когда ты имеешь кредитную историю, банки иначе к тебе относятся.
Товары в обороте банки всегда неохотно рассматривают в качестве залога, важно еще нарастить ликвидные активы – недвижимость, например. Поэтому мы делали так: на собственные деньги строили магазин, потом закладывали его в банке, на полученный под него кредит увеличивали оборот. Потом строили склад, потом следующий магазин. Сначала был павильончик площадью 70 «квадратов», потом стали строить магазины по 700 кв.м. Сейчас у нас в собственности 5 торговых точек в трех городах области.
– Весной прошлого года ваша компания выпустила облигационные займы на крупную сумму. Их доходность была сопоставима со стоимостью кредитных денег. Почему сделали выбор в пользу ценных бумаг? Желание попробовать новый инструмент, реальная необходимость (к примеру, лимит по банковским кредитам был «выбран», или отсутствие залогов)?
– Во-первых, для нас это отличный индикатор доверия к нашей компании. По тому, в каком объеме приобретаются облигационные займы компании, понятно, насколько лояльны к ней местные инвесторы. При этом бумаги мы готовим на некрупную сумму. То есть выпуск бумаг, по сути, не для привлечения денег организуется, а чтобы наработать репутацию для будущего IPO. Хорошая кредитная история ведь этого не обеспечит, инвесторам нужна история безупречного гашения компанией долговых обязательств по ценным бумагам. Мы с 2006 года нарабатываем такую историю – запускаем транши. Сначала, пока компания была малоизвестна, мы предлагали более высокую доходность – под 20%, сейчас – уже 18%. Что касается объемов, начинали мы с небольших сумм, сейчас они выросли в разы.
– Распределите по доходности все направления, которыми занимается «САВА» – торговля спецтехникой, производство землеобрабатывающих агрегатов, производство домов для «газовиков и нефтяников».
– Производство, безусловно, менее доходно, требует более длинных и крупных вложений, чем торговля. Дробить по направлениям я бы не стал. Скажу, что в целом рентабельность во всех сегментах составляет от 3% до 10% в месяц. Самая низкая – соответственно, у производства, наивысшая – в торговле.
– Как выглядит ваш обычный рабочий день?
– Каждое утро занимаюсь в спортклубе – сейчас хожу в «Чемпион», потому что он рядом, буквально в 10 минутах от дома. На первую половину дня планирую встречи с партнерами, банками, клиентами в центре города, поскольку не всем удобно ехать к нам офис в Ново-Ленино. Вторая половина дня занята в основном работой с консультантами, которые живут в европейской части страны. В два часа дня у нас обычно проходит совещание. Но сильно я не привязан к кабинету, могу работать из дома, или вообще из любой точки мира – технологии сегодня позволяют управлять бизнесом на расстоянии.
Вообще, думаю, если есть возможность, нужно половину года проводить вне привычной домашней обстановки – путешествовать и генерировать новые идеи. В этом я и вижу свою основную свою задачу: придумывать пути развития компании, искать новые направления. Ну и поддерживать контакты с партнерами: к примеру, сейчас планирую объехать всех поставщиков, договориться об условиях товарных кредитов.
– Дайте совет начинающим предпринимателям. Что нужно для создания успешного бизнеса?
– У Наполеона Хилла – журналиста, проанализировавшего биографии большинства миллиардеров, есть книга «Думай и богатей». Я бы посоветовал всем начинающим предпринимателям ее прочесть. Сам работаю и живу по формуле, которую он вывел: «Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгод всем ее участникам. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха. Я подпишусь под этой формулой, заучу ее наизусть и стану повторять вслух раз в день, будучи абсолютно убежден в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я наконец-то приобрету удачу и уверенность в себе».
Никита Змановских, Газета Дело