Газета Дело

России нужен сильный рубль

Александр Разуваев, директор аналитического департамента ГК Альпари, рассказывает о том, почему он перешел из фондовой отрасли в форекс-индустрию, каковы перспективы российского рубля и насколько серьезны политические риски в России.

- Александр, Вы двенадцать лет работаете в инвестиционной сфере, чем был вызван ваш переход из фондовой отрасли в форекс-индустрию?

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Российский фондовый рынок достиг своего пика в 2006-2007 гг., те цены и тот бизнес сейчас кажутся заоблачными. Например, капитализация Газпрома превышала 300 миллиардов долларов, Роснефти – 100 млрд. События 2008 года изменили мировую экономику и мировые финансы. На российском рынке акций классический фундаментальный анализ сейчас работает далеко не всегда. При этом реальных серьезных покупателей на наши акции нет. И в обозримом будущем, наверное, не будет. Пару лет назад я пытался создать собственный инвестиционный фонд, однако длинных денег для вложений в наши бумаги фактически не было.

Основная ликвидность сейчас на рынке Форекс, там всегда работает фундаментальный анализ, валютные пары, прежде всего, зависят от макроэкономической статистики и действий основных мировых центробанков. Для спекулянтов рынку Форекс фактически нет альтернативы. Впрочем, Альпари – это универсальный финансовый дом, не только международный валютный, но и российский и мировой рынок акций, сырьё, структурированные продукты, обучение для желающих заработать на финансовых рынках.

- У вас остался собственный портфель акций?

Да, у меня остался портфель российских акций. Это, прежде всего, долгосрочные инвестиции, национальные чемпионы своих секторов, дивидендные бумаги. Роснефть, МТС, Аэрофлот и другие. Если наши компании когда-нибудь будут оценены адекватно денежным потокам или нефтяным запасам, то данные бумаги будут фаворитами роста. Плюс это диверсификация личных вложений. Однако рынок акций сейчас намного более рисковый, чем в «нулевые» годы. Экономика стагнирует, прибыли и дивиденды снижаются. Роснефть – приятное исключение. Множество рисков, которые трудно прогнозировать. При этом рублёвые процентные ставки на максимумах. А это значит, что банковские депозиты сейчас, однозначно, не самый плохой выбор.

- Каковы перспективы российского рубля?

Вы знаете, я зарабатываю деньги в России и трачу деньги в России, не вижу никаких причин брать на себя риски чужих экономик. Моя принципиальная позиция – России нужен сильный рубль. Россия не самая продвинутая в плане технологий страна, и без импорта необходимых технологий и оборудования говорить о реальной модернизации экономики невозможно. Только сильный рубль позволит снизить инфляцию. Конечно, нынешний уровень в 6-7% в целом достаточно комфортный. Но не стоит забывать, что инфляция это налог на бедных. Для наименее обеспеченных людей инфляция составляет 20-25%. Ну и, конечно, крепкий рубль любят глобальные инвесторы. Он сильный аргумент в пользу вложений в российские акции и облигации. 

- Экономика России стагнирует, каковы ее перспективы?

С 1999 года мы прошли очень большой путь. Размер нашей экономики в долларовом выражении вырос примерно в десять раз. Аналогичную динамику показали все другие основные индикаторы. Теперь перед нами стоит задача модернизации экономики. По большому счету, у России только три конкурентоспособных сектора: нефтегаз, оборонная и атомная промышленность. Вокруг наших  точек роста существует множество смежных секторов. Именно они должны обеспечить новую занятость и новую российскую экономику. Хотя, конечно, расти темпами, которые были в нулевые годы, мы вряд ли сможем.

- Насколько серьезны политические риски в России?

Мне кажется, что реальных политических рисков в России не существует. Даже во время пика оппозиционной активности в конце 2011 года Путин оставался самым популярным политиком, причём с большим отрывом.

- У вас две авторские интернет-колонки, как Вы все успеваете?

Публицистика – это часть моей жизни, я стараюсь писать еженедельно минимум по одной статье для «Взгляда» и «Финам.инфо». Никакой цензуры и ограничений по темам нет. От макроэкономики, сырья и политики до наследия Льва Гумилева. Примерно год назад мне казалось, что все темы исчерпаны. Но жизнь постоянно даёт новые поводы для статей, мы живем в очень динамичном мире.

- А социальные сети?

Социальные сети в нашей жизни уже в значительной степени заменили традиционные СМИ. Хотя сам я не сторонник инвестиций в данные активы. Мне более интересны вечные ценности: нефть, металлургия, телекоммуникации, электроэнергетика, финансы. Сам я регулярно читаю блоги некоторых  коллег, известных политиков и журналистов. Веду личную страничку на Фэйсбуке (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России). Собственная страничка на Фэйсбуке есть и у нашего аналитического департамента. Фэйсбук, с моей точки зрения, единственная серьёзная социальная сеть, которая подходит и для делового, и для личного общения.

- Сорок лет – это определенный рубеж, что Вы можете сказать, оглядываясь назад, каковы планы на будущее?

Одной фразой сказать сложно.  Мой покойный отец говорил, что хороший характер – это его отсутствие. Скажем так, мне за мою жизнь не стыдно, и это главное. Будущее человек предполагает, а Бог располагает. Честолюбие никогда не было мне чуждо, так что поглядим.

Справка: Александр Разуваев родился в Москве 15 июля 1973 года. В 1996 году окончил с отличием Государственную Академию Управления им. С. Орджоникидзе. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию в Институте Экономики Российской Академии Наук (ИЭ РАН). Работал старшим научным сотрудником ИЭ РАН.

Возглавлял аналитические службы - ФК «Мегатрастойл», Собинбанка, ИК «Галлион Капитал». С мая 2012 года – директор аналитического департамента ГК Альпари.

Колумнист «Взгляда»www.vz.ru и «Финам.инфо»www.finam.info

Личный блог https://www.facebook.com/alexander.razuvaev.1


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело