Газета Дело

Люди-ящерицы. Зачем иркутский бизнесмен Николай Лобусов лазит по скалам?

«Скалолазание – это увлекательная игра, – говорит Николай Лобусов, основатель завода натяжных потолков Nouvel. – Игрок в ней – один. И играет он против себя самого. Когда ты лезешь, тебе всегда тяжело и страшно. Но в этом и есть драйв». С чего началось его увлечение скалами, что такое боулдеринг и какие чувства испытываешь на высоте 50-этажного дома?

«Полез – и не смог»

Своим увлечением скалолазанием Николай Лобусов в некотором роде обязан другому хобби – парусному спорту. С конца девяностых бизнесмен регулярно ходит в регаты рулевым. «Когда стоишь на руле, ты пассивен. Ты ничего, по сути, не делаешь: рулишь, пьешь и ешь. Так за годы яхтинга я постепенно превратился в 118-килограммового джентльмена», – смеется он.

В 2008 году наш герой с женой отправился в Таиланд. Супруга к этому моменту уже активно занималась скалолазанием – и привела Николая на скалы. Однако, как признается Лобусов, затащить наверх 118 килограммов оказалось делом непростым. Жена полезла куда лучше его! «Это меня задело за живое, – признается Николай. – Я прямо там, в Таиланде, интенсивно занялся скалолазанием. Кожа на ладонях не выдерживала, превращалась в мясо, но я обматывал руки пластырем – и снова лез».

За две недели изнурительных тренировок бизнесмен сбросил 10 килограммов. И потом уже больше не набрал вес, потому что окончательно и бесповоротно «заболел» скалолазанием и, вернувшись в Иркутск, продолжил тренироваться. Причем не только на скалодромах (один из которых находится в Политехе, другой – в Ремесленном училище на Рабочего Штаба): «Нужно следить за состоянием организма в целом, – поясняет Лобусов. – Ограничивать себя в еде, больше бегать, тренировать пальцы, качать мышцы. Потом, когда выезжаешь на реальные скалы, видишь результаты своих тренировок: смог пролезть более сложный маршрут – отлично! Это как контрольная работа».

«Лазить страшно – и в этом кайф»

В отличие от простого фитнеса, в скалолазании каждый раз есть цель. Нужно пролезть конкретный маршрут: «И это всегда тяжело, всегда – преодоление. И физическое, и эмоциональное. Есть движения, которые, кажется, просто невозможно сделать. Орешь иногда от того, как это тяжело, но жмешь до конца. За счет того, что работаешь на пределе, у тебя и прогресс идет».

Сложность маршрутов, по словам Николая, можно повышать практически бесконечно. Сам он уже достиг 7-го уровня. «Потолком» же являются маршруты класса «9а». «В понимании обычного человека на таких скалах просто не за что зацепиться. Нужно превратиться в ящерицу, чтобы пролезть маршрут. Но такие люди-ящерицы – скалолазы мирового уровня – есть».

Николай себя «человеком-ящерицей» не считает и честно признается: лазить очень страшно. «И в этом кайф, – убежден он. – В Турции, например, мы как-то лазили с нижней страховкой 38 метров наверх. Маршрут разбит на короткие участки, от одного болта до другого – от двух до трех метров. Пролез, прощелкнул веревку в карабин – ползешь до следующей точки страховки. И когда ты уже почти долез, но еще не ‘вщелкнулся’ в новый болт – становится очень страшно. Особенно если участок трудный и угроза срыва велика. Если сорвешься, то лететь вниз придется 5-6 метров. Конечно, ничего ужасного с тобой не случится – ниже оттяжки не упадешь (напарник тебя держит), повиснешь на веревке, плавно упрешься ногами в стену. Но, во-первых, это обидно – пролезть 6 метров и сорваться. А во-вторых, падать правда страшно».

«От Олхинского плато до Таиланда»

Скалолазных точек – скальников с «пробитыми» маршрутами, присверленными точками страховки – по всему миру очень много. Николай с супругой уже побывали в Турции, Греции, Италии. В январе обычно ездят в любимый иркутскими скалолазами Таиланд. «Там есть местечко – провинция Краби. Скалы, обрывающиеся в море, – красивые, как в ‘Аватаре’. Тепло, солнечно – одно удовольствие там лазить».

Есть интересные маршруты и в России: в Красноярске, Карелии, Крыму. Да и в родной Иркутской области немало хороших скал. В часе езды от города, например, – Олхинское плато: скальники Витязь, Фараон, Ворона, Крепость. «Можно хоть среди недели сорваться и поехать вечером полазить, – говорит Николай. – Устроить себе очередную ‘контрольную работу’».

Держать себя в тонусе помогают и соревнования. Скалолазы обычно сражаются в трех дисциплинах – на скорость (трасса простая, нужно долезть быстрее противника), на трудность (очень сложная трасса, выигрывает тот, кто долез выше остальных) и боулдеринг (невысокое лазание, серия коротких – 6-8 перехватов – и предельно сложных трасс; никакой страховки при этом не используется: пролез – упал на мат). Николай предпочитает трассы «на трудность» на природных скалах и боулдеринг – на скалодроме.

«Жить на высоте»

Большим испытанием для скалолазов является и преодоление так называемого мультипитча – скального маршрута протяженностью больше одной веревки, разбитого на несколько вертикальных отрезков (питчей), между которыми скалолазы устраивают «страховочные станции».

«Долазишь до станции, встаешь на самостраховку, напарник приходит, встает рядышком – страхует тебя, пока ты лезешь до следующей станции, – рассказывает Николай. – Так пролазите несколько веревок. Высота может доходить до километра. Целый день работаешь на скале, живешь на высоте. Красота! Но нужно постоянно думать о том, что потеря страховки исключена, и все, чем ты пользуешься, должно быть крепко-накрепко привязано к тебе: оттяжки, мешочек с магнезией, бутылка с водой, шоколадка для перекуса».

Пока самая большая вертикаль, «взятая» Николаем, – 150-метровая скала в Таиланде (высота 50-этажного дома). Страх высоты, убежден бизнесмен, может преодолеть каждый. «Если ты боишься высоты, это ограничивает уровень твоей свободы. Тебе страшно летать на самолете, ты не можешь прыгнуть с парашютом или пройти по канату. Слишком много ‘нельзя’. Нужно преодолеть эту боязнь, научиться жить на высоте, работать на ней и получать от нее удовольствие».

«Важно быть в движении. Иначе диван ‘съест’»

С точки зрения финансовых вложений скалолазание – хобби очень демократичное и доступное, говорит Николай Лобусов: «Обязательно нужны скальные тапки, страховочная обвязка – веревка и оттяжки. Комплект оттяжек из 15 штук, например, стоит от 6 до 15 тысяч рублей. Причем комплект можно купить один на двоих с напарником. Так что затраты – минимальные, с горными лыжами, например, не сравнить».

Какой-то особенной экипировки для скалолазания не понадобится: подойдет любая одежда, в которой удобно двигаться. А если покоряешь скалу в какой-нибудь южной стране, то там и вовсе лучше лазить в одних штанах: чтобы корпус был открыт и пот быстрее испарялся.

Заняться же этим спортом может каждый – независимо от пола, возраста и массы тела. Главное – много работать и не сдаваться, если не получилось с первого раза (а так довольно часто и бывает).

Спорт закаляет характер и меняет отношение к жизни. Николай Лобусов испытал это на себе: «Когда ты более живой и подвижный человек, тебе все не лень: ты раньше встаешь, больше успеваешь сделать. Важно все время быть в движении, получать эмоции от жизни. Иначе диван ‘съест’. И тогда – прощай, здоровье. Никакие таблетки тебя не вылечат так, как это сделает спорт. Будь то бег, плавание, велосипед, лыжи или скалолазание».

 

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Стиль жизни":
Все материалы сюжета (26)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело