Газета Дело

Как совмещает фрирайд и парусный спорт директор территориального офиса Росбанка Сергей Антоненко 

Еще 15-20 лет назад россияне воспринимали сноубординг как проявление экстремальной молодежной субкультуры, интересной и понятной лишь безбашенным неформалам. Теперь этим видом спорта занимаются не только подростки, но и вполне солидные люди. Сергей Антоненко, директор территориального  офиса Росбанка в Иркутске, рассказал Газете Дело о том, как впервые встал на доску, как совмещает поездки в горы с управлением банком, а еще – про летнюю альтернативу фрирайду – парусный спорт.

Начало в горах

Работа директора крупного банка, по признанию Сергея Антоненко, с одной стороны рутинная: управление процессами и выполнение планов продаж. С другой – необходимость постоянного решения сложных задач и большая ответственность требуют очень много энергии и так или иначе связаны со стрессом. Поэтому периодически ему необходима хорошая встряска: кардинальная смена обстановки и деятельности. Таким способом перезарядки для Сергея стало давнее увлечение сноубордом.

Так случилось, что впервые на доску он встал не на учебном склоне, а на горной целине. «В студенчестве я занимался альпинизмом. Мне нравятся горы, снег, и сноуборд очень органично туда вписался. Как сейчас помню, это было в 2001 году во время альпинистких сборов в Восточных Саянах, я взял с собой доску,  удачно встретил там ангарчан со сноубордами, и кое-чему у них поучился», – рассказывает Сергей Антоненко.

Тонкости экипировки

«Так все и началось: первая доска, вторая, с каждым разом покупал все более профессиональное снаряжение. Сейчас, конечно, не так активно катаюсь, как 10 лет назад, но стараюсь выбраться несколько раз за сезон и поучаствовать в небольших экспедициях».

Сергей рассказывает, что в этом году попробовал сплитборд. Это разборная доска, которую можно использовать как лыжи с камусом для пешего подъема на вершины. «Спортивная индустрия постоянно совершенствуется, отвечая потребностям и новым трендам этого вида спорта, и сегодня уже трудно представить активно катающихся вне трасс без скитурного снаряжения. Вертолет – все-таки дорого, а пешком – неэффективно».

На вопрос о том, насколько затратно заниматься сноубордингом, Сергей отвечает, что все зависит от того, где и как часто катается человек: «Тем, кто выбирает внетрассовое катание в горах, это обходится дороже: требуются специальные сноуборды, облегченное снаряжение и прочие аксессуары. В среднем комплект обойдется в 100 тысяч рублей».

Экономить Сергей не советует: экипировка едва ли не самая важная из составляющих безопасности сноубордиста. «Хорошее снаряжение и экипировка позволяют чувствовать себя достаточно комфортно на склоне. Но безопасность при катании в горах, помимо экипировки и снаряжения, – это знание района катания, наличие радиосвязи, работа в группе, и самое главное – голова на плечах».

При этом экстремалом себя Сергей не считает: «Я просто катаюсь в свое удовольствие, отдыхаю в горах».

Катается Сергей Антоненко в основном в Прибайкалье – можно чаще вырваться в горы, например, на выходных. Основные места,  где фрирайдеры предпочитают рассекать снежную массу: Мамай и южные отроги Хамар-Дабана, Баргузинский хребет и перевал Даван на Севере. «На мой взгляд, наши горы отлично подходят для занятий сноубордингом: много снега, интересные рельефы, приемлемые климатические условия и длинный сезон, доступное расстояние – не нужно большие собирать целые экспедиции, чтобы покататься». 

Палуба как альтернатива доске 

Фрирайдом в Сибири можно заниматься с октября по май, но что же делать между весной и осенью? Сергей Антоненко снова выбрал адреналин и скорость – парусный спорт! С середины июня по конец сентября он еженедельно тренируется в хождении под парусами и участвует в различных соревнованиях. 

«В Иркутске достаточно активная парусная жизнь, – рассказывает Сергей. – У нас есть Федерация парусного спорта, где много энтузиастов. Около трех лет назад несколько опытных спортсменов создали школу парусного спорта в Иркутске, обучают всех желающих. Парусный спорт сейчас доступен для широкой аудитории». 

Именно в Байкальский парусной школе год назад Сергей окончил базовый теоретический курс и следом – практический. 

«Я попал в экипаж легендарной яхты ‘Ласточка’, там и остался. Все любители парусного спорта ее знают!». 

Для читателей, незнакомых с этой сферой, поясним: «Ласточка» – это одна из самых известных лодок в своем классе, которая является победителем практически всех парусных регат в Иркутске, благодаря слаженному экипажу, капитану и самой яхте. 

Многофункциональный экипаж 

Действительно, если сноуборд – одиночный вид спорта, то гонки под парусами выполняются исключительно в команде. 

По словам Сергея, экипаж обычно состоит из пяти-шести человек. Самый главный среди них – капитан, он же обычно и рулевой, все остальные беспрекословно ему подчиняются. У каждого своя роль и обязанности на лодке, но все должны уметь справляться со всем – чтобы не сплоховать в случае форс-мажора.

В парусном спорте нет изнурительных физических нагрузок, но многое зависит от слаженности действий и их осознанности. Потому львиная доля успеха в регатах – в стратегии. Парусный спорт – это новый круг общения спортивных и очень интересных людей особого склада, интеллектуалов и, разумеется, романтиков. 

В команде есть баковый, который стоит на носу (баке) и отвечает за работу в этой части: установку/уборку спинакера (тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, – прим. ред.) или геннакера (парус с высоким шкотовым углом, асимметричный спинакер, – прим. ред.) и помогает  в постановке генуи (большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту, – прим. ред.). Еще есть шкотовые, которые отвечают за настройку парусов, выполняют повороты со стакселем (передний треугольный парус, используемый при лавировке – хождению против ветра, – прим. ред.). Здесь-то и пригодились Сергею приобретенные в юности навыки альпинизма. 

«Я в основном был «шкотовым», но также пробовал себя и в других ролях. Везде интересно. Сложнее всего научиться стоять на руле: рулевой отвечает за работу всей команды, и, в конечном счете, за результат. Он не только лодкой управляет, но и командой, так что это и спорт, и менеджмент, и много чего еще. Парусный спорт – это и про дружбу история». 

Всем этим премудростям, говорит Сергей, можно научиться в Байкальской парусной школе. Записаться в нее может любой желающий: нет особых ограничений, гендерных, или возрастных. Главное – желание и готовность учиться. Курс обучения стоит 60 тысяч рублей в год. Тренировки на воде в школе проходят два раза в неделю – это великолепная практика, а зимой яхтсмены учат теорию, сложную, но нужную.   

90% успеха - команда 

Потребность в экипаже сейчас существует у всех судовладельцев. «Люди приходят в спорт, люди уходят, а лодки остаются, – поясняет Сергей Антоненко. – И чтобы судна не простаивали, на них набирают команду и предоставляют в пользование для тренировок и гонок. На команду возлагаются расходы по содержанию лодки. Сами судовладельцы также могут быть членами экипажа. Так что парусный спорт – это не история ограниченного круга, напротив, все рады появлению новых яхтсменов-любителей». 

Яхта «Ласточка», под парусом которой в составе команды ходит Сергей, принадлежит одному из руководителей Федерации парусного спорта Иркутской области. 

«Я достаточно активный участник гонок, прошлым летом наша команда завоевала много наград:  выиграли 'Бархатную осень' и 'Ангарские хутора'. Кроме того, каждый четверг проходят 'четверговки': яхты выходят в акваторию Иркутского водохранилища, чтобы посоревноваться в еженедельной гонке – в них мы тоже побеждали, а по итогам сезона стали первыми, – делится банкир. – По итогам навигации 2016 года я выполнил третий разряд по парусному спорту, это хорошее достижение для новичка». 

Результат гонки, по мнению Сергея Антоненко, во многом зависит от вовлеченности экипажа в процесс: «От команды зависит чуть ли не 90%. Остальное – за снаряжением. Но даже самая лучшая, дорогая и новая лодка не поможет вам выиграть регату, если  не продумана тактика и нет слаженности в команде». 

Сергей уверен: парусный вид спорта – один из самых интересных, ведь он сочетает в себе несочетаемое: «Вода и природа – успокаивают, стабилизируют. Участие в гонке – это адреналин, азарт, нервное напряжение и постоянная работа мозга. Тут и основы менеджмента: стрессовые переговоры, стратегическое планирование, умение повести команду за собой. И, конечно, это отличный способ уйти от обыденности, снять стресс. А потом свежим и обновленным вернуться к своей работе». 

Екатерина Бутина,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Стиль жизни":
Все материалы сюжета (26)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело