Шоп-туризм (от англ. shop – магазин) возник в России в начале 90-х, его основная цель — покупка товаров для последующей продажи или для себя со значительным дисконтом. Явление стало прямым следствием достаточно высоких цен внутри страны на одежду, обувь, мебель и продукты питания. Сейчас мотивацией к шоп-туризму служит не только цена, но и ассортимент, обстоятельства покупки. Так, шоп-туры за шубами в Грецию, вопреки колебаниям курса евро, пользуются успехом из-за разнообразия предложения и высокого уровня сервиса.
В Иркутске профессиональный интерес коммерсантов и внимание частных покупателей традиционно смещены в сторону Китая (как крупнейшую зону производства). Вместе с тем растет количество шоп-туристов в Европу за покупками «для себя». Покупателей, а чаще — покупательниц, привлекает уверенность в качестве товара, более высокий уровень шоппинга, а также возможность совместить его с развлечениями, экскурсиями, пляжным отдыхом. В отдельное направление за последние пару лет «выбились» шоп-туры за мебелью, сантехникой и всевозможными интерьерными аксессуарами.
Уже сейчас вокруг шоп-туров создана целая инфраструктура обслуживания туристов за рубежом. В условиях высокой конкуренции агенты часто работают за комиссию от фабрик, магазинов, оптовых центров, не нагружая расходами самих клиентов. Иркутский рынок шоп-туризма не так развит, тем не менее, операторы обслуживают туристов (организация перелета, прохождения таможни, доставка товара на территории России) за невысокую сумму, 5-10% от стоимости купленного (без учета «растаможки»).
Шубы
Сказать сразу, в какой стране лучше купить шубу, туроператоры не решились. «Многое зависит от предпочтений самой покупательницы. За шубками даже в разные города одной и той же страны – Китая – едут с различными целями», – поясняет директор туристической компании «Байкал Бизнес Тур» Наталья Полуэктова. По ее словам, в Маньчжурию отправляются за самыми дешевыми экземплярами, в Гуанчжоу – за качественными шубами, но банальных фасонов, из не самых редких мехов. Харбин – место с самыми безупречными меховыми изделиями во всем Китае, там встречаются и совершенно нестандартные модели. Стоят такие экземпляры дороже «маньчжурских», но и сэкономить на самых дорогих моделях можно серьезнее. К примеру, «дорогая» шуба в Харбине обойдется в 90 тыс руб, а в Иркутске – минимум в 150 тыс руб. «Стандартная» шуба – в 50 тыс руб против 70 тыс руб. Больше трех шуб в Китае брать бессмысленно – за третью (которая считается уже приобретенной в коммерческих целях) покупателю насчитают «полную» таможенную пошлину, что съест экономию на всех трех сделках.
Однако самые лучшие скорняки (специалисты по выделке мехов из шкур и шитью меховых изделий), как известно, живут в Греции. «В этой стране и выделка шкур самая качественная – лазерная, что увеличивает срок жизни шубы на 5-7 лет и делает ее по сравнению с шубами российской или китайской выделки просто невесомой. И шкуры подбирают лучше, и меха встречаются более экзотичные: помимо хорошей норки, есть шубы из бобра, лис, в том числе чернобурок, шиншилл, – перечисляет Полуэктова. – И условия тура очень заманчивые». Греческие фабрики в поисках покупателя организуют специальные «шуб-туры», в рамках которых за недельную путевку в Грецию (перелет, трансфер, проживание в 3-4-звездочной гостинице, питание и визу) клиент должен заплатить всего 50 евро. Но при условии, что купит шубу не дешевле 700 евро (на вторую купленную шубу можно к тому же получить скидку до 50%). Если клиенту ничего не приглянется, путевка обойдется ему в 400 евро.
Бренды и не очень. Одежда
С покупками одежды ситуация более однозначная. В Китай, по словам директора иркутского офиса компании «БайкалЭкспресс» Сергея Шатунова, едут в основном коммерсанты, зарабатывающие на перепродаже одежды, или те, кто собирается «одеть себя за очень недорого». «И те, и другие покупают самые дешевые вещи в Маньчжурии, – рассказывает Шатунов. – Разве что последние выбирают вещи покачественнее».
За хорошей одеждой «для себя» иркутяне все же стремятся в Европу, подтверждает Наталья Полуэктова. «В межсезонье – весна, осень – в Италии и Франции можно встретить распродажи брендовых марок уровня Chanel или Dior, Armani или Eremenegildo Zegna. В это время скидки могут доходить до 90% от первоначальной стоимости», – знает Наталья.
Прицельно в межсезонье в Рим и Париж едут, как правило, частные покупатели, замечает собеседница. Владельцы модных бутиков, по словам Полуэктовой, «закупаются» в европейских магазинах круглогодично: для оптовых покупателей скидки всегда составят необходимые 30%.
Правда, увозить за одну поездку больше 20 кг товара операторы не рекомендуют – иначе придется платить таможенную пошлину. «Это может свести на ‘нет’ ту экономию в 30-50%, которая получается даже с учетом трат на перелет и проживание», – предупреждают в компании «Байкал Бизнес Тур».
Мебель и остальная «начинка» для домашнего и делового интерьера
Гуанчжоу, по признаниям турагентов – мекка мебельного шоппинга. «И не только в сравнении с другими городами Китая, – уверяют в ’Байкал Бизнес Тур’. – Здесь несколько десятков выставочных центров площадью в сотни тысяч квадратных метров, на которых свои товары выставляют все фабрики страны. Мебель для дома, квартиры, офиса, торговой точки; сантехника, электротовары, техника бытовая и офисная, любые интерьерные аксессуары».
По признанию иркутских туроператоров, ассортимента центров Гуанчжоу достаточно, чтобы обставить дом любой площади и дизайнерской задумки или коммерческое предприятие какого угодно профиля – от магазина или ресторана до сложного производства или склада.
Даже с учетом таможенных пошлин, поездки самого покупателя и доставки товара до Иркутска покупка мебели в Китае позволяет экономить от 30% до 50% от стоимости мебели и техники (аналогичной по бренду, качеству сборки и т.д.) в иркутских магазинах.
«Для сравнения приведу цены на такой ходовой товар, как кожаная мебель. Угловой диван из натуральной кожи в Гуанчжоу можно купить за 50 тыс руб (со всеми дополнительными расходами на доставку и таможню – 75 тыс руб). В Иркутске вы за него заплатите 150 тыс руб», – приводит цифры Наталья Полуэктова.
По словам собеседницы, даже ограничения на вывоз из России вылюты наличными – не больше $10 тыс – не помеха экономному шоппингу. «Большинство фабрик согласны на оплату 30% от стоимости заказа, а потом, когда вещь уже изготовлена с учетом пожеланий клиента по материалу, цвету и т.д. (на это обычно уходит 2-3 недели), клиент переводит оставшиеся 70% на счет фабрики», – объясняют в «Байкал Бизнес Тур».
Конкретно из Гуанчжоу заказ идет, как правило, через Владивосток около недели. Таможня в этом случае «дает накрутку» примерно на 50% от стоимости товара. Арифметика, по словам Полуэктовой, выходит следующая: большинство клиентов берут товара примерно на 1 млн руб, из них 300 тыс руб – оплачивают в Китае после подписания договора с продавцом, 700 тыс руб – оплачивают уже из Иркутска, по прибытии домой. Из этого миллиона стоимость собственно товара составляет 700 тыс руб, остальное – расходы на таможню, доставку, перелет, проживание покупателя в Китае и все остальные траты. Стоимость аналогичного товара в Иркутске может составлять от 1,3 до 1,5 млн руб.
Никита Змановских, Газета Дело
реклама