Проблема доходов и дефицита бюджета сейчас является центральной. Ее обсуждают не только монетарные власти и политики, но и обычные граждане, пользователи социальных сетей. И никто толком не может понять, что произошло, ведь еще совсем недавно и с экономикой, и с бюджетом у нас все было хорошо.
Александр Разуваев, директор Аналитического департамента Компании Альпари:
Нулевые годы – это лучшее время для российской экономики. За это время экономика в долларовом выражении выросла в десять раз, в реальном выражении – почти в два раза. Бюджет формировался очень консервативно, это было очень жесткое правило тогдашнего министра финансов и одного из основателей «русского экономического чуда» Алексея Кудрина. Соответственно доходы всегда были выше ожиданий. Это позволило резко снизить размер суверенного долга, сформировать значительный стабилизационный фонд, получить инвестиционный рейтинг от всех трех агентств. Moody’s России присвоил инвестиционный рейтинг ровно десять лет назад, в октябре 2003 года.
При этом росла не только цена на нефть, но и объем добычи. Лидерами по увеличению добычи были олигархические компании «Юкос» и «Сибнефть», которые за счет ряда управленческих и финансовых решений значительно повысили эффективность своего бизнеса. Очень положительно для бюджета в нулевые стало введение плоской шкалы НДФЛ в 13%, что позволило вывести зарплаты из тени. Одновременно налог на прибыль был снижен до 24%. Бизнес также стал выходить из тени.
Однако главное – это, конечно, политика ресурсного национализма, которая вернула почти все доходы от экспорта нефти и газа в бюджет. Данная политика подразумевала ряд важнейших решений. Были ликвидированы внутренние офшоры, где по серым схемам нефтяники оптимизировали налоги. С 1 января 2005 года была введена новая система налогообложения нефтяных компаний, связка «НДПИ + экспортные пошлины» стала изымать основные доходы от экспорта нефти в бюджет. В 2005 году государство вернуло себе контроль в акционерном капитале «Газпрома» и допустило к акциям «Газпрома» иностранцев, цена акций газового холдинга взлетела с $2.5 до $13 всего за год. Кроме того, за «Газпромом» законодательно была закреплена монополия на экспорт газа. Вероятно, из-за прямого госконтроля над отраслью налоговый режим для газовиков оказался мягче, чем для нефтяников.
Отдельно следует сказать о приватизации. Если в 90-е собственность раздавалась близким к власти олигархам бесплатно или почти бесплатно (достаточно вспомнить печально известные залоговые аукционы), то при Путине активы стали продаваться только по справедливой цене, или даже с премией. При приватизации «Славнефти» в конце 2002 года бюджет получил почти 2 млрд. долл., а при IPO «Роснефти» летом 2006 государство выручило уже более 10 млрд. долл.
Однако золотые времена прошли. Добыча нефти стагнирует. Для разработки новых месторождений Арктики и Восточной Сибири нужны очень серьезные инвестиции. И теперь все зависит от цен на нефть. Россия является лидером по объему добычи в мире. Однако возможность влияния на нефтяные цены у России сильно ограничена. Пока конъюнктура неплохая. Однако дальнейший рост цен на энергоресурсы может привести к рецессии в мировой экономике. Спад в Европе и вступление в ВТО больно ударили по России, экономический рост оказался намного хуже ожиданий. Промышленное производство вообще показывает нулевую динамику. При этом сохраняется инфляция, что не позволяет резко снизить процентные ставки, что необходимо для стимулирования экономики.
Фондовый рынок скорее мертв, чем жив. Ликвидности почти нет. При этом российский рынок акций находится на аномально низких уровнях. Акции сейчас в целом на 40% дешевле, чем когда Владимир Путин покидал президентский пост в мае 2008 года. О масштабной приватизации говорить не приходится. На наши компании просто нет покупателя.
Проблемы бюджета связаны с тем, что лишних денег в экономике просто нет. А борьбу с теневым сектором может вести только очень жесткая и амбициозная личность. Таких людей в правительстве сейчас нет. Это пытался сделать Чубайс перед дефолтом 1998 года. Однако, несмотря на жесткие меры, все его попытки провалились.
На внешние источники финансирования надеяться не приходится. Из-за Сирии и прочих надуманных вещей Россия, мягко сказать, не в моде у глобальных инвесторов, да и сейчас вообще очень прохладное отношение к развивающимся рынкам. Ключевым негативом в прохладном отношении глобальных инвесторов к России стали «болотные» митинги, которые позволили говорить о политической нестабильности в России, и громкий и публичный конфликт Медведева и Кудрина. Многие «экспаты» из ведущих мировых инвестбанков так и говорили мне: верните Кудрина в правительство, и будут деньги.
Конечно, правительство может сбалансировать бюджет одним шагом. Ослабив курс рубля, что автоматом увеличит рублевые доходы от экспорта нефти. Однако это раскрутит инфляцию, нанесет мощный удар по среднему классу, а главное – сделает невозможным импорт технологий и модернизацию экономики страны.
Впрочем, может, ужасный конец лучше, чем ужас без конца, возможно, девальвация неизбежна. Возможно, у власти, несмотря на дорогую нефть, просто не будет выбора. И привычный курс 30 руб./долл. изменится на 40 руб./долл.