Газета Дело

Виктор Захаров, "Сервико": "Бизнес нужно диверсифицировать. Логистика слишком зависима – от результатов участия в тендерах, изменений в законодательстве, да и просто от погоды, ситуации на дороге. Поэтому дополнительно инвестирую в разные направления, например, в строительство коммерческой недвижимости в Иркутске. В 130 квартале мы построили четыре объекта, сдаем в аренду"

О том, сколько можно заработать на «чистой» логистике, транспортировке товара, почему компания «Сервико» добровольно «ушла» из дистрибуции, но при этом не закрепилась в развлекательном секторе, который приносит в десять раз больше, рассказывает генеральный директор ООО «Сервико» Виктор Захаров.

– Почему вы занялись именно дистрибуцией? Ведь начинали в 90-е, когда «поле» было свободным – заходи в любую нишу…

– Да мы уже не в дистрибуции. Постепенно уходим в «чистую» логистику. Дистрибуция потихоньку становится неинтересной, малорентабельной. Особенно на нашей территории, удаленной от запада России. Пройдет время – мы вообще «чистыми» логистами станем.

Мы уже давно к складской логистике тяготеем. И к транспортной (то есть, не являясь дистрибьюторами, перевозим товар от завода-изготовителя до его розничных точек). Все основные производители – федеральные, транснациональные – уже открыли собственные структуры по продажам.

Наша функция сузилась, зато логистическая сеть стала шире: сейчас у «Сервико» действует 23 филиала в 4 субъектах федерации. Теперь мы не иркутская, региональная компания. Что касается объекта перевозок – сфокусировались в основном на алкоголе, пиве.

Сейчас, кстати, задачу усложнили – лицензию на хранение алкоголя надо получать уже не в области, а на федеральном уровне. Но это стоит того, чтобы повозиться. Пиво, к слову, пока не сопровождается тем документооборотом, что необходим для транспортировки высокоградусного алкоголя. Но это пока – пройдет буквально год-два…

– То есть это не вас вытесняют – вы сами уходите?

– Именно. Но логистика всегда останется на аутсорсинге. Особенно в Сибири. Сюда потому федеральные сети и не идут – слишком затратно, нерентабельно свою логистику на такие территории «заводить».

– А как же «Coca Cola»?

– Некоторые компании, «Coca Сola» в том числе, пытаются выходить в регионы со своей логистикой, но обычно дело начинается и заканчивается одним городом – Иркутском. В Черемхово, к примеру, они сами товар уже не повезут. Понимают, что дешевле отдать транспортировку нам. В Сибири заселенность территорий не такая плотная, как в западной части страны. Если там на одну торговую точку приходится в среднем 1600 клиентов, то у нас – 500. Это может быть выгодным только при больших объемах: к примеру, у «Сервико» охват в 12 тысяч розничных точек. Кстати, мы на 90% работаем как раз с розницей, и только десятая часть наших объемов – оптовики.

А когда с запада приходят с «наполеоновскими» планами, это, конечно, забавно выглядит. Я сразу вспоминаю присказку: «Качуг, Бохан, Усть-Орда. И Иркутск туда-сюда». Они же расстояния другими категориями меряют, и наши территории иначе себе представляют. Помню, как-то звонит один клиент: «Мы тут ошиблись немного, груз ушел не на станцию Батарейная, а в Нижнеудинск. Но это ж недалеко, в пределах области – съездите, заберите». Да, без проблем, отвечаю – съездим; только не удивляйтесь, когда счет выставим – до Нижнеудинска без малого 500 километров.

К слову, расположены эти розничные точки не только в городах с полумиллионным населением, есть деревеньки, где торговая точка – это окошко в избе, из которого бабушка торгует. Но этим и берем – на пути в большой город прихватываем все населенные пункты. Иначе и нам логистика не приносила бы дохода.

Но я не говорю о том, что так будет всегда, и что бизнес всегда будет таким. Сравнить, к примеру, что было лет 20 назад – совсем все по-другому.

– А что было 20 лет назад? С чего начиналась ваша компания?

– Ну не 20 лет назад. Осенью будет 19. А начиналось все с одного киоска на центральном рынке города Иркутска. Сначала торговал сигаретами, потом ассортимент потихоньку расширялся. Пиво опять же появилось. Я только закончил институт. То, что зарабатывал на этом киоске, сумасшедшими деньгами казалось по тем временам.

В целом все плавно развивалось. Не было так, что резко бросал одно, переходил к другому. Постепенно начал возить пиво на рынок. Люди постарше помнят, как в то время на рынке ящики пластмассовые стояли, из этих ящиков пиво и продавали. Затем купил грузовичок, начал пиво развозить по киоскам. На завод привозил деньги – снова закупал пиво, и снова развозил.

А потом на Иркутском пивзаводе с проблемой столкнулись: пиво (а у него в то время был недельный срок хранения) некому было в Улан-Удэ отвозить. Это был 93-94 год. Мы взялись, а в 96 году уже открыли в Улан-Удэ филиал.

Потом пиво свое захотелось продавать. В то время, когда мы с моим партнером Сергеем Макшаковым приняли это решение, с этим, пожалуй, было проще. Помню, марку «Крепкое» Сергей сам придумал: а что тут думать, говорит, давай «Крепкое» назовем, да и все. В Улан-Удэ оно вообще хитом сезона стало. В итоге на пивзаводе нам его разливали, клеили этикетки. Только на наши бутылки клеили другого цвета, чтобы отслеживать договоренность – не продавать пиво в Иркутске. Мы торговали только в Улан-Удэ. Все же объемы рынка не резиновые, конкурентов в городе своими же руками завод создавать не хотел. Нам пивзавод продавал пиво по сниженной цене, разницу мы могли тратить на маркетинг, рекламу. Кстати, первую масштабную рекламную кампанию пива именно мы провели, и в Улан-Удэ первый большой рекламный баннер «3 на 6» – наших рук дело.

– Почему не пошли дальше? Не открыли собственное производство?

– Тут деньги большие нужны. Сейчас смотрю – правильно, что не пошел. Транснациональные компании-производители вытесняют с этого рынка местных. Заводы либо скупают, либо они сами закрываются. Мы пошли не в производство, пошли в услуги. Сейчас этим же заводам оказываем услуги по перевозкам. На сегодняшний день у нас самый крупный в Восточной Сибири автопарк, специализирующийся на большегрузных перевозках. 80 машин собственных. Это не считая 250 машин, которые только доставку делают – то есть не в логистике заняты, а в автоуслугах.

– Первый и по-прежнему основной товар – пиво. Почему? Самый востребованный у нас продукт на рынке?

– Само собой вышло. А сейчас у нас уже специализация на перевозке «жидкого» товара. Конечно, есть и снеки, шоколад, дошираки. Но в основном – пиво, соки. У нас и машины под это «заточены», и складские комплексы.

– А когда начали строить собственные склады для логистического направления?

– Первый склад в Иркутске лет семь назад построили. Тут же на Трактовой. До этого арендовали: первый наш склад находился в цоколе, чуть ли не в жилом доме, на улице Дальневосточная. Сейчас у компании 100 тысяч «квадратов» складских площадей в 23 городах – и это только помещения, без земельных участков.

– Основным направлением компании остается логистика. Но не единственным. Чем еще занимаетесь?

– Да, бизнес нужно диверсифицировать. Логистика слишком зависима – от результатов участия в тендерах, изменений в законодательстве, да и просто от погоды, ситуации на дороге. Поэтому дополнительно инвестирую в разные направления, например, в  строительство коммерческой недвижимости в Иркутске.

В 130 квартале мы построили четыре объекта, сдаем в аренду под рестораны, ювелирный салон, кузницу. Так же на правах компаньона-инвестора «зашел» в развлекательный бизнес – клуб «Акула», оздоровительный центр «Лабиринт».

Сейчас в процессе строительство комплекса на улице Карла Либкнехта. Там планируется разместить супермаркет, многоэтажную автостоянку, мойку и многое другое. Строим не одни, совместно с одной иркутской сетью.

При этом если сравнить доходность каждого направления, логистика окажется на последнем месте по уровню маржи – 3-4%. Но здесь мы берем объемами. Развлекательный бизнес приносит все 50% от вложенного, автоуслуги поменьше – 30%.

Девелопмент – вообще консервативные инвестиции. Вложения в строительство коммерческой недвижимости отбиваются десяток лет, зато они самые надежные, с ними на пенсию уходить не страшно.

– На пенсию собираетесь?

– Нет (смеется). Хотя послушаешь вокруг – все друзья, коллеги жалуются: надоело все, устал. Но это больше по нашей русской привычке жаловаться. Всем все надоело, но никто ничего не бросает – а только новый бизнес начинает. Вот и мы думаем, размышляем, куда дальше пойдем.

– И куда?

– Есть большое желание построить в Иркутске доходный дом. Социальное жилье, эконом-вариант – для студентов, молодых семей. Небольшие квартиры, но в продуманном комплексе с детским садом, прачечной, спортзалом, консьержем. И без вечной проблемы частых переездов. Контракт с арендаторами заключается на долгий срок.

– Сколько потребуется вложить, и как быстро удастся «отбить» деньги?

– На строительство одного дома на 150-170 квартир потребуется порядка 200 миллионов рублей. При условии, что однокомнатные (площадью около 30 «квадратов») будут сдаваться по 15 тысяч [рублей в месяц], двухкомнатные – по 25, вложенное вернется через 7-8 лет. Суммы, конечно, понадобятся серьезные; не исключено, что придется брать кредит.

– Или бизнес-партнера в долю?

– Вряд ли. Этот проект постараемся реализовать своими силами. А вообще я не против бизнес-партнерства. У меня был замечательный компаньон Сергей Макшаков. Лучше уже не будет.

В принципе у меня много друзей, с которыми я познакомился «по работе». Слава Заяц, Игорь Кокоуров. С некоторыми до сих пор пересекаемся в бизнесе, личные отношения это не портит. Даже если на каком-то «поле» являемся конкурентами. К примеру, со Славой [Вячеслав Заяц, генеральный директор ООО «Слата»] мы конкуренты с первого дня в бизнесе – у него тоже и дистрибуция, и логистика.

– А команда в бизнесе важна? Как набираете сотрудников?

– Команда, по сути, и есть компания. Основной «костяк» команды у нас не меняется уже много лет, некоторые сотрудники работают с года основания «Сервико». И на «топовые» должности всегда идут «свои» ребята: их продвигаем по карьерной лестнице, «со стороны» на руководящие должности не берем.

И еще один принцип в кадровой политике – обратно не принимаем. Это я про тех, кто однажды ушел из компании, и захотел вернуться.

– Какие качества, считаете, помогают добиться успеха?

– Трудолюбие. Ну и… если не жадность, то здоровое желание заработать. Я, к примеру, рано женился – в девяносто третьем родился первый ребенок, дочь. Нужно было кормить семью, на квартиру зарабатывать. Никаких ноу-хау не изобретал, просто было желание работать и зарабатывать – больше ничего.

Помню, пришел первый раз на пивзавод, говорю – давайте, куплю машину пива у вас. Ну, купи, кто ж запрещает. А все же психологически были не готовы к такому – думали, ага, пивзавод, это же государственное предприятие. Значит, распределение, блат, какие-то связи нужны.

Печально, но у нас до сих пор так думают. У нас народ почему не двигается? Потому что боится куда-то прийти. Все боятся, что им откажут. А зачем бояться? Палкой же не ударят. Надо ходить, дома не сидеть. Вот те, кто в свое время «ходил», и что-то искал, те к сегодняшнему времени чего-то добились.

С другой стороны, кому-то хватает и пятьсот рублей «напиться», кому-то и миллиона мало. Мотивация нужна.

– Вы напились уже?

– Еще нет (смеется). Иначе бы не начинал новый бизнес, не искал новые проекты.

Никита Змановских, Газета Дело

Логистика — организация рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям.
Дистрибуция — организация сбыта товара, распределение товара по сети сбыта.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело