Газета Дело

А у вас кризис закончился? С таким вопросом Газета Дело обратилась к иркутским бизнесменам

В мае глава Сбербанка Герман Греф констатировал, что острая фаза кризиса в российской экономике пройдена. Ранее об окончании кризиса заявлял и первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Иркутские бизнесмены, однако, не разделяют этого оптимизма. «Кризис не закончился», – убежден Вячеслав Заяц, генеральный директор ООО «СЛАТА». Такого же мнения придерживается и генеральный директор компании «Леко» Надежда Медведева. «Герман Греф, как мне кажется, лукавит, не понимая и даже не наблюдая ситуацию. Либо – благодаря помощи государства и установлению безумно огромных ставок – кризис закончился только в отдельно взятом Сбербанке», – говорит она.

Что думают о кризисе другие иркутские предприниматели? Какие трудности остались позади, а какие еще предстоит преодолеть? Чему учит ведение бизнеса в сегодняшнее нестабильное время?

«Выручка восстановилась, а у нас уже снижены расходы»

Илья Филиппенко, директор «Желтое такси 500-700»:

– Кризис представляет собой волну и имеет огромную инерцию. Если турфирмы, например, ощутили его в декабре, то некоторым компаниям еще только предстоит с ним столкнуться.

В целом, настроение у наших пассажиров уже заметно лучше. Сейчас уровень заявок на прошлогоднем уровне, хотя месяц назад я хватался за голову. Спад спроса остался позади. Но впереди другая проблема – удорожание запчастей почти вдвое. Запчасти импортные, и курс заставил поставщиков поднять их в цене.

На самом деле, я благодарен кризису за отличный урок и возможность взять и посмотреть на эффективность компании в такое «военное положение». Когда наша выручка упала в марте-апреле, мы снизили расходы всей фирмы на 30%. Мы часами думали, как эффективней использовать структуру предприятия, какие расходы мы можем вообще убрать. Выручка – тьфу-тьфу-тьфу – восстановилась, а у нас уже снижены расходы. В итоге мы стали получать прибыль, намного превышающую прошлогоднюю. Все, что нас не убивает, делает сильнее и богаче.

«Больше всего потеряли нефтяники и арендодатели»

Александр Соболев, бизнесмен, руководитель благотворительного фонда «Оберег»:

– Я далеко не сторонник «Путинского режима», но здесь объективно признаю: меры, принятые правительством против санкций и для преодоления кризиса, достаточно результативны. Не готов поддержать идею, что острая фаза кризиса уже пройдена, но, однозначно, все могло быть намного хуже.

Подконтрольные СМИ не дали разрастись паническим настроениям среди населения, контрсанкции действительно оживили кое-где производство, введение льготной ипотеки весной просто спасло строительную отрасль, законодательные изменения о валютной выручке стабилизировали курс рубля, а прагматичная, выдержанная деятельность ЦБ на валютном рынке заслуживает самой высокой похвалы.

Как будет дальше, загадывать очень сложно. Ключевую роль в дальнейшем развитии событий сыграют события на Украине и цена на нефть. В любом случае, очевидно: экономика России неэффективна и неконкурентоспособна. Крайне необходимы структурные реформы.

В моих компаниях кризис активно проявился в начале весны. Детские развлечения и услуги просели на 30%, недвижимость стагнировала с тенденцией на потерю цены. Сувенирная продукция, детские сады, интернет-сфера у меня осталась на том же уровне. В попечении благотворительного фонда «Оберег» проживают уже более 70 взрослых и детей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию.

В целом я кризису рад. Больше всего от него потеряли нефтяники и арендодатели. Я с радостью смотрю на пустующие места в торговых центрах, на таблички «сдаю в аренду» в бизнес-центрах. Давайте, наконец, будем заниматься чем-нибудь другим, кроме продажи нефти и западных товаров друг другу!

«Компании, которые считают, что все станет как прежде, долго не проживут»

Павел Лабуренко, генеральный директор ООО «Кузьмиха-сервис» Автоцентр Кузьмиха (официальный дилер SsangYong – Иркутск):

– О том, что кризис закончился, говорить еще рано. Самое стабильное в наше время – это нестабильность! Считаю это вполне естественным явлением. Наступившая временная стабилизация в экономике страны радует, хотя каждая отдельно взятая ее отрасль испытывает свои трудности, и авторитейл не исключение.

В целом, дела в компании обстоят достаточно хорошо. Одна из основных причин, по которой ГК «Кузьмиха» ощущает себя значительно лучше большинства автодилеров, – это своевременная диверсификация бизнеса. Мы не только являемся официальными дилерами марок HONDA и SsangYong, но и имеем два мультибрендовых сервисных центра с автомагазином, такая структура бизнеса дает нам дополнительную финансовую устойчивость и значительный запас прочности.

Каких-то глобальных проблем наша компания не испытывала. Конечно, где-то пришлось отказаться от амбициозных проектов, сделав выбор в пользу сохранения эффективности и устойчивости вместо быстрого прироста объема бизнеса и экстенсивного развития. Для каждого периода –  своя формула действия и своя стратегия.

Я убежден: те компании, которые считают, что ситуация на рынке наладится окончательно и все станет как прежде, долго не проживут. Реальность поменялась, и нужно к ней приспосабливаться, становиться более гибким и подвижным, повышать эффективность самой бизнес-модели компании, опасаться излишней долговой нагрузки, сохранять сотрудничество с партнерами, где-то искать компромиссы – без этого никак.

Еще кризис 2008 года научил нас осмотрительности, умению грамотно строить и анализировать свои денежные потоки, точно планировать, составлять карты рисков и знать, как действовать при конкретном сценарии развития событий, выдерживать соотношение собственного капитала к заемным средствам согласно принятой в компании общей и финансовой стратегии. Поэтому к кризису 2015 года мы были вполне готовы и встретили его во всеоружии.

«Рентабельность страховых операций снизилась в разы»

Оксана Якубова, директор Иркутского филиала ОАО «СОГАЗ»:

– Экономическая ситуация остается достаточно сложной. Если говорить о страховом рынке, то на данном этапе его реальный рост прекратился, рентабельность страховых операций снизилась в разы. А кризис, в который страховой рынок вошел в прошлом году, в этом, к сожалению, продолжается.

Мы не можем повлиять на внешние условия, и наша задача – мобилизовать внутренние ресурсы. Есть четкое понимание, что в этом году страховой рынок не будет расти теми темпами, какими он рос последние несколько лет. Поэтому в бизнес-план Иркутского филиала СОГАЗа мы заложили небольшое увеличение страховых сборов и рассчитываем закончить год пусть с небольшой, но прибылью. И это вполне реальные цели. Несмотря на снижение платежеспособного спроса на страховые услуги, потребность в страховании у предприятий и граждан сохраняется. И не секрет, что клиенты «голосуют ногами», переходят в более надежные компании с лучшей репутацией. А благодаря силе бренда и безупречной репутации, выбор часто падает на нашу компанию – как надежного страховщика рисков.

Одним из приоритетов работы Иркутского филиала всегда была эффективность, а в нынешних экономических условиях, на мой взгляд, эффективность бизнес-процессов приобретает особый смысл.

Задача Иркутского филиала СОГАЗа не столько в увеличении числа заключаемых договоров, сколько в повышении качества страхового портфеля. Путей достижения цели несколько. Это и профессионализм сотрудников, и повышение требовательности к каждому из них, независимо от занимаемой должности. Это и клиентоориентированность компании, повышение качества обслуживания клиентов, причем не только при заключении договоров, но, едва ли не в первую очередь, – при урегулировании страховых случаев.  Это умение максимально мобилизовать ресурсы, оптимизировать затраты и развиваться дальше. То есть кризис – это еще и время возможностей для профессионалов и наш реальный шанс для дальнейшего усиления позиций на рынке страхования Иркутской области.

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело