Мода на мужские парикмахерские продолжает завоевывать иркутский рынок. Причем в сознании большинства барбершоп – это что-то пафосное, стильное и доступное далеко не каждому. Азамат Бобоеров, барбер в четвертом поколении, решил бороться с этим стереотипом и открыл в Иркутске сеть мужских парикмахерских эконом-класса. За счет чего предпринимателю удается держать низкие цены на услуги? На чем можно сэкономить, открывая барбершоп? И почему кризис мужской парикмахерской не страшен?
«Хорошо забытое старое»
Мужские парикмахерские стали популярны в России не так давно. До Иркутска мода на барбершопы ‘докатилась’ лишь несколько лет назад. Хотя, как говорит наш собеседник, ничего новаторского, необычного в этой концепции нет: все новое – это хорошо забытое старое.
В царской России, напоминает он, салонов «унисекс» не было. Мужчины – самого разного социального статуса – стриглись и брились в цирюльнях. После революции культура парикмахерского обслуживания сильного пола оказалась забыта почти на столетие.
«Сегодня барбершопы очень часто позиционируют как нечто пафосное, этакий клуб для мужчин. Мне это всегда казалось диким, – делится Азамат Бобоеров. – У меня на родине, в Средней Азии, мужские парикмахерские существовали всегда и не были чем-то необычным».
Желая разрушить стереотип о том, что барбершоп – это дорого и доступно не каждому, потомственный парикмахер Азамат решил создать в Иркутске сеть мужских парикмахерских эконом-класса: хорошее владение техникой, четкий алгоритм работы мастеров позволяли установить низкие цены на услуги.
Опыт в бизнесе у Бобоерова к тому времени уже был: в 2011-м он открыл в Иркутске семейный бизнес – салон красоты премиум-класса «Династия», в котором обслуживаются как мужчины, так и женщины.
«У меня была хорошая школа, отличные мастера-мужчины и опыт в предпринимательстве. Я подумал: почему бы нет? И открыл первый 'БРАДОБРЕЙ'», – говорит Азамат.
Решение это оказалось не только правильным с точки зрения бизнеса (который нужно было расширять и диверсифицировать), но и своевременным: наступивший вскоре экономический кризис в меньшей степени затронул эконом-сегмент.
«Главное – трафик»
Первая – экспериментальная – точка будущей сети «БРАДОБРЕЙ» открылась в 2014 году на площади железнодорожного вокзала. 15 «квадратов», три рабочих места, миллион рублей стартовых затрат.
«Услуги были более чем доступными для населения: все по 250 рублей – и стрижка, и бритье. Народ шел и шел, не переставая. Люди – абсолютно разные: и студенты, и рабочие…», – вспоминает Азамат.
Бизнесмен понял, что концепция работает, и вскоре открыл новый барбершоп – на Синюшке. Потом – на Цимлянской и в Университетском. Клиентский поток, по словам Азамата, сегодня не иссякает ни в одной из парикмахерских.
«Большой трафик является для нас определяющим фактором при выборе помещения (на Синюшке, например, у нас барбершоп находится на остановке, возле торгового центра 'Ручей'). Также важно, чтобы это была первая линия. Там мы меньше тратим на рекламу. Пусть аренда будет выше, зато нас будет хорошо видно».
«Каждый метр на счету»
Не заметить фасад «БРАДОБРЕЯ» трудно. Ярко-оранжевый в сочетании с черным не может не привлечь внимание.
«У меня в детстве прозвище было 'Оранжевый', потому что всегда в одежде такого цвета ходил, – смеется Азамат. – До сих пор этот цвет люблю. Помню, покрасил фасад в первом салоне в оранжевый – вроде, неплохо. Так и оставили».
Ремонт в первых барбершопах бизнесмен и его мастера делали собственными силами. Все – максимально просто, без изысков. Для последующих салонов привлекали бригады работников, но и сами с удовольствием брались за кисть и шпатель.
«Дорогой ремонт – это дополнительные вложения, которые будут отражаться и на окупаемости бизнеса, и на конечном потребителе – придется поднимать цену. А если цена вырастет, мы потеряем свое конкурентное преимущество, тяжело будет выживать», – поясняет бизнесмен.
Сэкономить можно и грамотно используя пространство, отдавая большую его часть под рабочую зону, а не под зону ожидания. «Я видел такие барбершопы: площадь – 100 ‘квадратов’, а рабочих места – всего три. Это какая цена должна быть за стрижку, чтобы работать хотя бы на окупаемость, не уходить в ноль? – рассуждает Азамат. – По моим расчетам, три места – это максимум 25 квадратов. Замораживать деньги нет смысла».
В целом, по словам предпринимателя, на открытие мужской парикмахерской сегодня может уйти около 1-1,2 млн рублей: «Аренда, оборудование (кресла, раковины), вывеска – самые дорогие статьи затрат».
Как говорит бизнесмен, в связи с ростом курса доллара подорожало импортное оборудование, но эти затраты можно компенсировать за счет менее «пафосного» ремонта, например. Или отказавшись от услуг дизайнера (концепцию «БРАДОБРЕЯ» – от названия и логотипа до интерьера – Бобоеров придумал вместе с товарищем).
При открытии барбершопа, по мнению Азамата, желательно обойтись без кредитов. «Мы каждый новый 'БРАДОБРЕЙ' открывали из средств компании. На открытие 'Династии' в 2011-м, которое обошлось в 20 млн рублей, конечно, пришлось взять кредит. И это было ошибкой, – признается бизнесмен. – Но там я вообще немало шишек набил: первый опыт».
«Как стриглись, так и стригутся»
Парикмахерская, как убежден наш собеседник, – отличная концепция в кризис:
«Люди как стриглись, так и будут стричься, какой бы ни была ситуация в экономике. Хотя многое, конечно, зависит от цены услуг».
Если доступные по цене барбершопы «БРАДОБРЕЙ» (услуги стрижки и бритья стоят сегодня от 350 до 500 рублей) никак не ощутили на себе влияние кризиса, то первый бизнес – салон «Династия» – пострадал. «Оборотка в 2015 году упала процентов на 40, – делится Азамат. – Причем нельзя сказать, что количество посетителей сильно сократилось. Просто средний чек стал значительно меньше».
Некоторые клиенты «Династии», как говорит Бобоеров, перешли на обслуживание в «БРАДОБРЕЙ». Особенно много таких в салоне на Цимлянской.
Ежемесячные расходы бизнеса, по словам Азамата, из-за кризиса выросли незначительно. Продукция подросла в цене, но предприниматель активно работает над импортозамещением – ищет поставщиков в России. И, конечно, продолжает уделять внимание эффективности бизнеса.
«Цены мы повышать не будем. Лучше свои аппетиты умерить и продолжать работать над техникой, над алгоритмом действий парикмахеров. Чтобы мастер, скажем, не 5 минут убирался после стрижки, а 2,5. Тогда он сможет обслужить большее количество клиентов. Не люблю слово 'конвейер', но эффективность очень важна».
«Не бойтесь набить шишек»
В планах у Азамата Бобоерова – открытие еще нескольких «БРАДОБРЕЕВ» в разных районах города. Подумывает предприниматель и о франчайзинге: спрос, как говорит, есть. Концепция барбершопа-дискаунтера пользуется интересом у предпринимателей из других городов России.
А начинающим бизнесменам владелец сети «БРАДОБРЕЙ» советует верить в свое дело и не бояться набить шишек.
«Я плохой экономист, и образование у меня не высшее. Но я твердо уверен: нужно идти к своей цели и не опускать руки. Ошибки неизбежны, нужно заранее себя на это настроить.
И делать свое дело без всяких иллюзий (‘Вот я откроюсь – и все сразу попрет!’). Лучше сразу настроиться на более негативный сценарий, готовиться к худшему. Получилось – молодец. Идешь дальше. Не получилось – опыт. И это тоже хорошо».
Анна Масленникова,
Газета Дело