Газета Дело

Евгений Елисеев: «Мы ведем себя, как ритейлеры»

Что такое для банка «точки гарантированного сервиса»? Зачем ему нужны не приносящие прибыль зоны самообслуживания? Почему важно избавляться от ненужных объектов недвижимости? Об этом Газете Дело рассказал Евгений Елисеев, управляющий Иркутским отделением ОАО «Сбербанк России».

Задача – качественный рост

Итоги первого полугодия 2014 года для Иркутского отделения Сбербанка оказались более чем успешными: занимаемая доля на всех контролируемых рынках увеличилась. Так, на рынке вкладов Иркутское отделение занимает сегодня свыше 66%, доля банка выросла на 0,4 п.п. Третий год подряд растет банк и на рынке кредитования физлиц – за это время доля выросла с 38% до 45,6%.

Хорошую динамику отмечает руководство Иркутского отделения Сбербанка на рынке кредитования юрлиц: за первое полугодие кредитный портфель увеличился на 1,5 миллиарда рублей, доля банка достигла 37,7%. На 14 п.п. выросла доля банка на рынке привлечения средств корпоративных клиентов, сегодня она составляет порядка 70%. 

«Для меня как для банкира доля рынка – это самый важный показатель оценки эффективности работы банка, – пояснил Евгений Елисеев. – Если мы растем быстрее рынка, и наша доля на рынке растет, значит, мы работаем лучше конкурентов, если снижается – значит, хуже».

Но сегодня, по его словам, цель банка состоит не только в количественном росте: «Доля наша и так достаточно велика, по ипотеке, например, 73%. Ну, пусть будет 80%, но не в этом сейчас задача, а в улучшении качества продуктов, в удобстве для клиента».

«Эффект зачетки»

Говоря о беспрецедентно высокой доле на рынке ипотечного кредитования (73% – это  лучший показатель Сбербанка по России), Евгений Елисеев заявил, что такие результаты можно объяснить «эффектом зачетки»: «Такое выражение было в студенческие годы –  сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя. С рынком ипотеки то же самое: мы очень долго выстраивали цепочку взаимоотношений с застройщиками, заемщиками, работали на результат. И теперь, когда наша доля на рынке составляет примерно 73%, многие застройщики, которые хотят продавать квартиры, приходят именно к нам. Соответственно, наша доля снова увеличивается».

Со строительными компаниями Сбербанк работает комплексно. Выдает застройщику кредит на строительство (это гарантирует, что дом построится и будет сдан в сроки), далее аккредитует ЖК (чтобы упростить выдачу ипотечных кредитов), а иногда и покупает помещение – под свой филиал.

«Большинство иркутских застройщиков являются нашими клиентами, – рассказал Евгений Елисеев. – Так, недавно мы выдали 247 миллионов рублей компании ‘Инстройтех’ на строительство ЖК ‘Восточный’. Компания строит на эти деньги дом, потом к ней приходят потенциальные дольщики, которых они направляют к нам – мы выдаем ипотечные кредиты. Таким образом, мы кредит юрлицу на 247 млн рублей со временем меняем на 300 млн, выданных физическим лицам, которые потом платят нам долгие-долгие годы, а строительная компания может строить следующий дом. Схема простая, но очень эффективная».

Крупнее и ближе

Как рассказал Евгений Елисеев, для удобства клиентов Сбербанк активно развивает сеть офисов в Иркутской области: открываются новые точки, переформатируются старые, банк активно пробует новые форматы.

Новой тенденцией развития сети стал курс на укрупнение и улучшение сервиса. В микрорайоне Солнечный, например, раньше работало три отделения Сбербанка, теперь – только одно. Но оно является «точкой гарантированного сервиса» – тем местом, где клиент может получить все возможные банковские услуги от Сбербанка.

«Количество персонала после закрытия трех точек в Солнечном и открытия одной новой у нас не сократилось, квадратура тоже, а клиентопоток вырос на 20%, – рассказал Евгений Елисеев. – Но ведь не стало же жителей Солнечного больше на 20% за это время! Откуда клиенты, спросите вы? Просто им стало удобнее, а мы стали лучше отвечать на их запросы. Кроме того, одну крупную точку легче контролировать, чем три маленьких».  

К выбору новых точек Сбербанк подходит очень скрупулезно – исходя из логики всех ритейлеров: оценивая доступность места, пешеходные потоки. По словам Евгения Елисеева, иногда достаточно передвинуть точку на 200-300 метров, чтобы клиентопоток увеличился на 20-30%. Так, например, произошло в Ново-Ленино, когда Сбербанк «переехал» в ТЦ «Европарк».

Всегда рядом

Продолжает Сбербанк открывать и новые зоны самообслуживания. В Иркутске их уже порядка 30 штук. Каждая новая зона обходится банку в 2 миллиона рублей.

«Честно скажу, нам этот проект денег не приносит. Клиент пришел, снял деньги в банкомате без комиссии – ушел. Но ему удобно – вот что важно. Это дает нам серьезное преимущество при продаже других продуктов – например, при переговорах о зарплатных проектах. Также это повышает лояльность клиентов. Если им удобно с нами работать, они придут к нам за другими банковскими продуктами и услугами», – пояснил Евгений Елисеев.

В прошлом году банком был запущен еще один проект, подтверждающий слоган «Сбербанк всегда рядом» и направленный на повышение доступности услуг банка для клиентов. Речь идет об остановочных павильонах с устройствами самообслуживания Сбербанка – совместном проекте с администрацией города. «Теперь человек может воспользоваться банкоматом или терминалом даже в ожидании общественного транспорта – и для этого не придется делать дополнительных шагов», – пояснил Евгений Елисеев.

В Иркутске уже установлено 12 таких остановочных пунктов, планируется установить еще 18.

Ненужное продать, нужное – купить

По словам Евгения Елисеева, сегодня Иркутское отделение Сбербанка находится в поиске оптимальных мест облуживания, а ненужные активы продает: «Мы все должны продать, кроме филиалов. Не должно остаться ни гаражей, ни архивов, ни складов. Так мы избавимся от огромных расходов: не надо будет тратиться на охрану, на коммуналку, не надо будет следить за всем этим имуществом».

Избавляясь от лишних активов, Сбербанк вкладывает средства в приобретение интересных и нужных ему объектов. Так, например, было куплено помещение на улице Дзержинского, напротив Филармонии. Скоро там разместится большой двухэтажный филиал Сбербанка, в том числе центр ипотечного кредитования.

Еще один новый современный филиал Сбербанка начнет работать в следующем году на улице Урицкого. Он откроется на прежнем месте, но будет полностью реконструирован. «От старого здания останется только стена и четыре колонны – объекты исторического наследия – то, что мы не имеем права сносить. Все остальное отстроим заново. Надеемся приятно удивить своих клиентов», – поделился планами Евгений Елисеев.

Иван Рудых,
Газета Дело
           




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело