Юридическая компания Алексея Ткача работает на иркутском рынке более 11 лет. За это время предпринимателю и его партнерам удалось довести ежемесячный оборот компании до 1 млн руб и в 3 раза увеличить штат сотрудников. Владелец юридической компании "Веритас" делится секретами успеха и рассказывает о собственных ошибках, которых можно было бы избежать.
-- Почему вы решили стать юристом? Чувствовали призвание?
-- Нет, особых склонностей не было. Когда приехал из маленькой деревушки на Сахалине поступать в иркутский вуз, никакого предназначения в себе не ощущал.
В то время специальности юрист и экономист были самыми популярными. На наших глазах социалистическая модель экономики менялась на рыночную, и экономистов и юристов, которые должны были эти отношения выстраивать и регламентировать, катастрофически не хватало. Те немногие, что обладали необходимыми навыками, теперь владеют долей в самых "лакомых" предприятиях области и страны. Поэтому выбор профессии был обусловлен скорее ее перспективностью. Но мы с сокурсниками после выпуска успели, конечно, к шапочному разбору.
-- Как возникла идея открыть собственное дело? Стремились к большему доходу или основной мотивацией было желание работать на себя?
-- А в то время другой вариант осуществить было сложно. После кризиса 1998 года меня уволили из небольшой юридической конторы, в которой я работал со второго курса буквально за еду. А потом на кризис 1998-го года наложился IT-кризис 2000-го. О нем мало говорят, поскольку на производстве он не сказался столь сильно, как экономический спад двумя годами ранее. Но на рынок услуг он влияние оказал -- найти работу юриста было практически невозможно.
Поэтому полгода мы с университетскими приятелями ходили безработными, вынашивали идею открыть собственную фирму. Наконец, в начале 2000 года мы зарегистрировали "Веритас". До сих пор считаю выбор названия очень удачным.
-- Кто ваши основные клиенты?
-- С самого начала мы ориентировались на бизнес-сегмент, на так называемый средний уровень. Чтобы было понятно: рынок юридических услуг можно условно разделить на три сегмента. Наиболее распостраненый и высококонкурентный, но имеющий низкий объем прибыли в расчете на клиента -- обслуживание физлиц, регистрация, ликвидация компаний. Сверхприбыли получают те, кто проводит сделки между монополистами, крупными компаниями, помогает заключать госконтракты и т.д. А мы стабильно занимаем среднюю нишу -- работаем с малым и средним бизнесом. В этом сегменте мы сейчас занимаем примерно десятую долю иркутского рынка юридических услуг.
Всех игроков здесь могу назвать поименно -- случайные компании не задерживаются, так как большое значение имеет репутация, эффективность работы. Часто проигрывающая компания вряд ли найдет нового клиента, даже если будет суперактивно рекламироваться. Но в целом по городскому рынку юридических услуг наша доля, конечно, меньше -- от силы 2%. Что неудивительно: сейчас в Иркутской области работает около 130 юридических фирм и более 1000 адвокатов.
-- Почему не перешли в сегмент более крупных компаний?
-- Время от времени случалось, что переходили. Некоторые дела, связанные с защитой от рейдерства, по весомости игроков и уровню гонораров автоматически переносили нас туда. Но постоянно работать в этой нише неприятно -- со временем становишься не юристом, а лоббистом. Все решает скорее не грамотная работа, а наличие связей. По сути, заходить в этот сектор больших денег для юриста означает непрерывно нарушать закон. А если ты играешь на этом уровне по правилам, дело растягивается на долгие годы -- клиентам это тоже не очень интересно.
-- Со временем круг клиентов менялся?
-- Да, лет шесть назад мы впервые вышли на "физиков". И с непростым видом услуг -- юридическое сопровождение бракоразводных процессов. Точнее, это клиенты вышли на нас: в 2005 году директора, руководители компаний-клиентов начали массово разводиться. Настали 'тучные времена', у предпринимателей появились 'лишние' деньги. К сожалению, так часто бывает -- когда мужчина внезапно богатеет, он меняет жену. Развод -- дело интимное, поэтому все они пошли к уже проверенному юристу -- корпоративному. Сначала мы работали с этими приходящими клиентами. А затем и рекламу дали, но в 2009 году, с осознанием кризиса, и разводы пошли на убыль. И мы закрыли направление.
-- Какие ошибки своего старта считаете главными?
-- Жалею о том, что в первые годы работы мы экономили на рекламе. Мы и сейчас особенно не тратимся на нее. Но тогда эффект от одной копейки был на рубли, потому что конкуренции толком не было. Да и сама реклама была скучной, выделиться можно было очень легко. Как-то мы поучаствовали в проведении первой межвузовской олимпиады в качестве рядового спонсора, эффект был неожиданно высок -- за отсутствием других спонсоров мы в глазах общественности оказались чуть ли не организаторами соревнований.
Сразу увеличить обороты компании в 2-3 раза можно было за те деньги, что мы тратим на рекламу сегодня. Но в то время мы осторожничали -- предпочитали тратить на иные цели, к примеру, на свои личные нужды. В принципе так я поступаю и сейчас, но тогда прибылью можно было распорядиться с большей пользой.
-- Велика ли доходность юридического бизнеса?
-- "Производственные станки" в этом бизнесе -- люди. Поэтому, кроме расходов на зарплату, крупных трат у компании нет. Так, в нашей компании 300 тыс руб ежемесячно идет на зарплаты -- это примерно треть от оборота. Еще 100 тыс руб -- аренда и прочие мелкие расходы. Остальное -- чистая прибыль компании, от месяца к месяцу это может быть 400-600 тыс руб. Но когда случаются крупные сделки, "скачки" бывают и повыше.
За два года, с тех пор, как компанию покинул мой последний компаньон, у меня даже стали образовываться денежные излишки. Трачу их в основном на мотивацию сотрудников к тому, чтобы они подольше оставались в компании.
Ниша, в которой мы работаем -- некрупный бизнес, отсутствие сверхдоходов -- опасна тем, что когда сотрудник достигает высокого уровня квалификации, он, как правило, уходит в сырьевые компании (нефть, лес, химия) или сектор, зарабатывающий на госзаказах, где зарплаты в 2-3 раза выше.
Это нормальный процесс -- 'кровь' в компании постоянно обновляется, главное -- соблюдать баланс новичков, специалистов и экспертов. К примеру, у нас налажено сотрудничество с ИГУ -- принимаем на практику студентов, ежегодно проводим конкурсы среди учащихся вузов: лучшим платим небольшую стипендию, потом берем на работу. Система давно налажена и успешно работает, но при уходе давно работающего сотрудника мы, конечно, сильно переживаем.
Мария Фаизова, газета "Дело"