Газета Дело

СВОЕ ДЕЛО. Три года назад иркутяне отец и сын Бельченко решили открыть в Иркутске цех по производству сухариков под собственной торговой маркой

СВОЕ ДЕЛО

Сухарь - дело тонкое
 

Три года назад иркутяне отец и сын Бельченко решили открыть в Иркутске цех по производству сухариков под собственной торговой маркой -- чего никто до них не делал на всей территории от Новосибирска до Владивостока. Однако предпринимателям пришлось конкурировать с "Кириешками" и прочими широко разрекламированными марками. Сегодня иркутские сухарики "Кусарики", как утверждают Бельченко, занимают до 15% местного рынка. В планах иркутян -- запуск производства семечек и чипсов.

Александр и Михаил Бельченко в бизнесе не новички. Старший (Александр) "всю жизнь проработал в торговле, еще с советских времен". Сын -- Михаил несколько лет владел сетью ломбардов. Но оба хотели открыть собственное дело, и при этом обязательно "что-нибудь создавать". Поиски ниши привели к производству снековой продукции -- сухариков. По словам Бельченко-младшего, тогда он выяснил, что от Новосибирска до Владивостока никто этим не занимается, а на прилавках магазинов представлена продукция только двух конкурентов -- производителей "Кириешек" и сухариков "Воронцовских".

Идею осталось только воплотить. В 2007 году Бельченко приобрели 15 соток земли в поселке Марково и начали на нем строительство цеха. Общие затраты на покупку участка и строительство составили около 4,5 млн руб, большая часть которых пошла на строительство небольшого цеха. Покупать участок с готовым зданием предприниматели отказались сразу, поскольку это обошлось бы им вдвое дороже. Работы по возведению цеха заняли 8 месяцев, в течение которых Бельченко подключали участок к коммуникациям, закупали производственную линию и разрабатывали технологию производства сухариков.

Как выяснилось, последнее оказалось сложнее, чем достичь договоренностей с коммунальными службами. "Это только кажется, что нет ничего проще -- нарезать хлеб, высушить его и добавить ароматизатор, -- говорит Михаил. -- Обычный хлеб, который мы едим, не подходит для такого продукта. Кроме того, технологию сушки и соотношение ингредиентов тоже 'с потолка' не возьмешь". Конкуренты, по словам Бельченко-младшего, строго охраняют свои технологии, поэтому рецепт пришлось создавать самим -- методом проб и ошибок. "Идеальную формулу продолжали искать и после первой партии, и после пятой, поэтому в первые недели вкус у сухариков сильно менялся", -- вспоминает он. На создание собственной технологии производства сухариков у Бельченко ушло полгода.

"Особенно сильно вкус продукта изменился, когда перешли на хлеб 'Каравая'. Тогда шелеховский филиал хлебозавода начал печь для нас специальный хлеб. Директор филиала Наталья Скок, технолог по образованию, сама разрабатывала этот рецепт", -- рассказывает Бельченко-старший.

Но еще сложнее оказалось зарегистрировать собственную торговую марку, делятся предприниматели. "В общей сложности 9 месяцев потратили на получение патента, -- вспоминают они. -- Пришлось даже доказывать, что уже зарегистрированный на тот момент бренд 'Кусмарики' не то же самое, что наши 'Кусарики'. Даже фонетическое заключение готовили".

Готовый продукт также нужно было упаковывать и продавать. "Сначала мы закупали стандартные коробки у местной фирмы 'Три льва', теперь они готовят тару по нашим лекалам, -- делится Бельченко-старший. -- А вот упаковочную бумагу везем из Новосибирска. Рады бы закупать и здесь, но новосибирская даже с учетом доставки выходит дешевле, чем у иркутских поставщиков". По той же причине и пищевые ароматизаторы Бельченко закупают у московских производителей.

Сегодня ООО "Сиб-Бель-Прод" (так называется компания Бельченко) выпускает примерно 180 тысяч упаковок сухариков в месяц. Ежемесячный денежный оборот они оценили в 675 тыс руб, чистую прибыль -- в 290 тыс руб, а рентабельность -- в 35-40%.

На производстве сегодня занято шесть человек: технолог, два хлеборезчика, два упаковщика и грузчик. "Спецобразование требуется только для одного сотрудника -- технолога, поэтому основной штат набрали из местных жителей, -- говорит Бельченко-старший. -- Общий зарплатный фонд составляет 69 тысяч [рублей] в месяц. Для Марково это неплохая зарплата".

На данный момент у "Кусариков" два основных конкурента: сухарики "Воронцовские" и "Кириешки". "Воронцовские" производят в Москве, "Кириешки" -- в Новосибирске. Как следствие, на их себестоимость ложатся соответствующие транспортные расходы. "Цена "Воронцовских" для розничной сети примерно 8,3-8,5 рубля, "Кириешек" -- 9,2-9,6 рубля. У иркутских "Кусариков" отпускная цена для дилера -- 5-5,2 рубля.

Доля "Кусариков" на местном рынке сегодня составляет около 15%, говорят производители. "Охотно продукцию берут небольшие местные магазины, а вот с супермаркетами договориться сложно. Сложность, конечно, заключается в цене за размещение на полках", -- говорят предприниматели. Однако на сегодняшний день им удалось договориться с одной из самых крупных федеральных сетей в городе.

В планах компании Бельченко увеличивать выпуск продукции: "Мы уже можем выпускать до полумиллиона упаковок в месяц. Для этого осталось заменить старую печь на новую, большей мощности". Впервые Бельченко решили вложиться и в рекламную кампанию. "Раньше пробовали только промо-акции в магазинах: это стоило нам 150 тысяч рублей, но, по-моему, толку мало. Сейчас готовим ролики для телевидения и показа в маршрутках. Посмотрим, что это даст", -- говорит Бельченко-старший. Михаил, в свою очередь, думает над сюжетом ролика: "Хочется развеять стереотип, что сухарики -- это исключительно добавка к пиву. Их же и дети любят, и домохозяйки используют для приготовления разных блюд. Осталось придумать, как это подать".

Но главные планы касаются расширения линейки продукции. "В октябре планируем запустить линию по производству семечек. Все уже готово, ждем только урожая, -- говорит Михаил. -- Затем займемся производством чипсов".

Примечательно, что еще год назад предприниматели собрались свой "вкусный" бизнес продавать. Объявление о продаже дела размещено в Интернете и сегодня. "Михаил тогда собирался уехать из страны, а я хотел уйти на покой, -- объясняет Бельченко-старший. -- Однако в кризис продать бизнес по реальной цене сложно. Поэтому мы решили подождать. Но чтобы просто не сидеть на месте -- расширяемся".

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело