Вспышка очарования
Семь лет назад иркутянин Николай Пульман, будучи проездом в Москве, случайно увидел в одном из кафе стойку с бесплатными открытками. Несмотря на то, что на открытках была напечатана реклама, исполнены они были так необычно, что их хотелось рассматривать и даже взять с собой. В этом и заключалась "фишка" рекламного носителя. По приезду домой Николай открыл представительство Fly Cards в Иркутске. Творческие открытки с образными перфорациями, запахом и даже пазлами можно и сейчас найти в местных кафе и магазинах. Тогда проект отбился за год, сейчас приносит до 30% чистой прибыли.
У московского Fly Cards тоже есть прототип -- европейский Free Cards, из названия которого понятна суть идеи: печать рекламы на бесплатных открытках. В Москве Fly Cards открылся в 2000 году. С тех пор, пишут его организаторы на своем официальном сайте, удалось продать 13 франшиз по всей России.
Однако в Иркутске открыточный бизнес создавался не по франшизе, рассказывает нынешний директор рекламного агентства "Максимум R" (выпускает Fly Cards в Иркутске) Андрей Савинов. Николай Пульман, его предшественник и организатор дела в Иркутске, договорился с москвичами об индивидуальных условиях: никакого роялти (вознаграждения) иркутская фирма Москве не платит, вместо этого московский офис может распространять свои тиражи в Иркутске -- правда, за небольшую плату. А кроме того, от Иркутска москвичи будут получать сложные и необычные по исполнению заказы. На таких условиях партнеры работают и сейчас.
Сложные заказы как раз и составляют основную часть работы. "Недавно выпустили открытки с перфорацией -- лицо Наполеона I в профиль -- заказ 'Байкалвесткома'. Есть открытки с затеей: например, выполненные в виде пазлов, и их нужно собрать, в виде коробочек", -- рассказывает Савинов. Среди открыток агентства есть уже и работы, ставшие своего рода классикой: зеленая "No smoking!", "Улыбайтесь -- это всех раздражает", открытки из серии "Sunдали". Их необычный дизайн привлек внимание не только любителей бесплатной полиграфии, но и целевых потребителей.
По словам Савинова, затраты на запуск дела в Иркутске составили в 2003 году около $10 тыс. "Вложения окупились примерно за год, -- говорит собеседник. -- На тот момент компания расставила три десятка стендов с открытками по городу". Однако через 4 года Пульмана заинтересовал строительный бизнес, а свое "открыточное" дело он решил передать своему другу Андрею Савинову.
Сегодня у агентства "Максимум R" более 200 обслуженных заказчиков и 50 стендов по городу. Они располагаются в ресторанах, кафе, салонах красоты, фирменных магазинах. В штате работает один постоянный дизайнер и 2-3 привлеченных.
Распространение каждого заказа происходит с учетом аудитории, на которую метит заказчик. "Понятно, что заказ от корпорации с акцией для солидных предпринимателей и заказ от развлекательного центра с мероприятием для молодежи будут разноситься по разных точкам -- где-то тусуются студенты, где-то обедают главы компаний. Там они попадают в руки потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг и просто ценителей красивой фотографии, рисунка, коллекционеров Fly Cards, -- объясняет Савинов. -- За те два года, что я здесь работаю, мы вышли на 20 новых точек. И при этом с нескольких ушли".
Обычно договориться с владельцами заведений об установке стенда удается, что называется, без денег. У открыточной продукции есть почитатели, которые специально заглядывают в те заведения, где располагаются стенды, и между делом могут выпить чашечку кофе или купить что-нибудь. Там, где за "постой" просят платы, стойки с открытками не размещаются.
Средний тираж одного заказа, по словам Савинова, составляет около 5 тысяч экземпляров и обходится заказчику в 10 тысяч рублей. "Стандартная открытка без технически сложных 'наворотов' стоит 2 рубля, ее себестоимость -- 1,5 рубля, -- уточняет предприниматель. -- Если учесть затраты на аренду офиса, зарплаты сотрудникам и т.п., чистая маржа составляет 20-30%".
Изготовление такого тиража действительно стоит недорого. К примеру, в одной из городских типографий корреспонденту газеты "Дело" сообщили, что печать обычной цветной открытки размером 10х15 см из глянцевого картона тиражом 5000 экз. будет стоить 3890 руб.
Fly Cards в Иркутске до сих пор остается единственным в открыточной нише. Но на это есть свои причины. "Открыточная реклама -- узкий сегмент рекламного рынка, круг клиентов по определению ограничен -- развлекательные клубы и что-то в этом роде", -- объясняет директор Центра маркетинговых коммуникаций Людмила Бударина. Савинов не отрицает: "Ниша действительно узкая. Сейчас мы получаем 1-2 заказа в неделю. До кризиса, конечно, было больше: за прошлый год объемы сократились на 40%. Сейчас в обойме лишь несколько постоянных заказчиков: "Байкалвестком", клубы "Акула", "Барракуда", "Панорама". Потому для агентства "Максимум R" открыточное направление перестало быть единственным.
"Теперь мы так называемое агентство полного цикла. Открытки занимают 40-50% всех заказов", -- рассказывает Савинов, но отказываться от направления не собирается. "Реклама на открытках -- недорогой и, главное, интересный способ прорекламироваться. А юмор и нестандартная подача, как известно, воспринимаются и быстрее, и позитивнее", -- знает предприниматель. Плюс утилитарный характер открыток. Оказавшись в кармане потенциального покупателя, Fly Cards начинают долгую жизнь -- с превращениями из рекламы о товаре в закладку, бумагу для записей и так далее.