Газета Дело

СВОЕ ДЕЛО. Свой бизнес по пошиву и ремонту спортивного снаряжения иркутянка Ольга Григоренко открыла в 1998 году, имея лишь небольшой отрезок ткани. Сегодня она содержит небольшое ателье и магазин по продаже тканей и фурнитуры для спорта и туризма

СВОЕ ДЕЛО

Курсы кройки и выживания

Свой бизнес по пошиву и ремонту спортивного снаряжения иркутянка Ольга Григоренко открыла в 1998 году, имея лишь небольшой отрезок ткани. Сегодня она содержит небольшое ателье и магазин по продаже тканей и фурнитуры для спорта и туризма. Сама Ольга считает, что ей просто повезло -- любимое дело оказалось уникальной нишей на рынке. Бизнес, выросший из увлечения, позволяет ей и сейчас, во время кризиса, зарабатывать и платить достойную зарплату сотрудникам.

В 1998 году у Ольги Григоренко на руках был маленький ребенок, швейная машинка и квадратный метр ткани. Особо не рассчитывая на успех, Ольга сшила из этого куска небольшой рюкзак. Cреди друзей быстро нашелся покупатель. На деньги, вырученные от продажи рюкзака, Ольга купила еще ткани, которой хватило уже на несколько таких заказов. Сначала среди клиентов были только друзья и знакомые, увлеченные, так же как и она, туризмом. Но постепенно круг клиентов расширялся.

Сегодня Ольга удивляется, как все удачно тогда получилось, и дело пошло в гору -- во всех смыслах этого слова. "Это и на бизнес-то не было похоже: ни плана, ни помещения. Только любимое увлечение, швейная машинка и необходимость кормить семью. Сейчас я удивляюсь, как у меня тогда духу на все это хватило. Сегодня я более осторожна", -- смеется она.

Отметим, что профессиональный опыт у Ольги все же был: на тот момент она уже два года проработала швеей в производственном цехе магазина "Фанспорт". "Мой хороший друг, Александр Шипилов (владелец "Фанспорта", -- прим. СИА), сам долгое время был увлечен идеей производства собственного турснаряжения. В середине 90-х он создал из небольшого надомного ателье отдельное направление в "Фанспорте" по пошиву рюкзаков, спальников, палаток и прочего. Сам проектировал модели тех же рюкзаков -- к слову, Александр по образованию архитектор, как и я. Помню, однажды он даже ездил на завод, покупал там право на тиражирование одной популярной модели рюкзака, -- вспоминает Ольга. -- Когда у меня было безвыходное положение -- одна, с ребенком, без работы -- Александр предложил мне работать в "Фанспорте" швеей. Очень ему благодарна за это, ведь опыт в швейном деле у меня был небольшой -- так, хобби".

После того, как в 1998 году Ольга продала свой первый рюкзак и получила заказы на новые, она решилась на открытие собственного ателье. Располагалось ателье в маленькой съемной комнате иркутского общежития -- это все, что Ольга со своей подругой Оксаной Галковой могли арендовать на скопленные деньги. Здесь, одной швейной машинкой на двоих, они шили на заказ туристическую экипировку и снаряжение.

Сейчас в ателье, которым владеют подруги -- три работника на постоянной основе и две швеи на временной подработке. Весь бизнес умещается в двух арендованных помещениях: в производственном цехе площадью 18 кв.м и в магазине по продаже ткани и фурнитуры площадью 20 кв.м на ул.Красноказачьей, 85. "Магазин мы открыли в 2008 году. Он помогает привлекать новую клиентуру на пошив и ремонт вещей, а сама по себе продажа тканей -- дело невыгодное", -- объясняет предпринимательница. За 11 лет перечень услуг ателье сильно расширился. "Сейчас мы можем изготавливать не только рюкзаки и спальники, но и горнолыжную одежду. Тенты и паруса на яхты и лодки тоже шьем", -- рассказывает она. Вся реклама ателье -- это "сарафанное радио" и небольшое объявление на популярном интернет-сайте, посвященном активному отдыху.

Ольга затрудняется оценить доходность бизнеса, замечая только, что доходы позволяют компаньонкам зарабатывать самим и платить достойную зарплату сотрудникам. "Какая у нас средняя по Иркутску зарплата? 20-25 тыс. рублей в месяц? Примерно на таком уровне получаем мы и наши швеи, -- делится Ольга. -- От сезона тоже многое зависит: летом, в пик туристической активности, прибыль повыше, зимой -- пониже".

Нынешний кризис, как и прошлый, также пошел Ольге на пользу -- спрос на ремонт экипировки и снаряжения повысился. Она объясняет это тем, что люди сейчас предпочитают подремонтировать старую вещь, а не покупать новую. К тому же из-за роста курса евро и доллара в начале этого года импортное снаряжение сильно подорожало. Сейчас 55 заказов из 100 приходится на ремонт, 45 -- на пошив. "Шьем мы по большей части нестандартные вещи -- то, что нельзя найти в магазинах: снаряжение для профессионалов, выполненное с учетом их индивидуальных требований, чехлы для спортинвентаря, можем пошить вещь на примере модели какого-то дорогого бренда".

С предпринимательницей согласны в ангарском спортателье ИП "Быстрова" (больше известное как ателье "Витас"): "Наш клиент -- человек со средним достатком или достатком выше среднего. Последние заказывают в основном спортивную экипировку "не как у всех". А клиенты с доходами чуть ниже -- какой-нибудь нестандарт, который редко где купишь, или ремонтируют уже имеющееся снаряжение". На просьбу оценить емкость рынка в "Витасе" ответили, что в низкий сезон к ним приходит в среднем 1 клиент в день, а в пик спортивной и туристической активности -- до 8 человек ежедневно. Средняя стоимость заказа в ателье составляет 3 тыс. руб.

Владелец магазина "Фанспорт" Александр Шипилов соглашается, что рынок спортивных и туристических товаров в Иркутске очень емкий: "Мы же туристический город -- рядом Байкал, горы". Но для самого "Фанспорта" собственное производство спорттоваров оказалось не очень выгодным. "В лучшем случае мы выходим в ноль, -- не скрывает Шипилов, -- но собственное производство нам нужно для поддержания имиджа компании среди клиентов. Главным для нас является все-таки магазин". Шипилов оценивает бизнес по пошиву и ремонту снаряжения как низкорентабельный, но предполагающий большой спрос. "В этой нише надо зарабатывать на объемах, ставить дело на поток", -- заключает он.

Ольга Григоренко с ним в целом согласна, но на развитие бизнеса у нее свой взгляд. "Конечно, я думаю о том, что нужен цех побольше, но развивать дело на кредитные деньги не стану. Кризис показал, как опасно связываться с займами, -- говорит она. -- Чтобы накопить собственные средства, мы и открыли магазин, сейчас будем его рекламировать. Я очень рассчитываю, что за счет этого объем заказов вырастет еще".

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело