Газета Дело

Фокусы с картами

Лето – время отпусков, а в поездках туристы стараются не рисковать и не везти в чужую страну деньги наличными. Для этих целей используют банковские карты. Но даже самый надежный продукт имеет «слабые звенья». Иркутские банкиры напоминают владельцам карт правила безопасности при расчетах «виртуальными» деньгами и советуют, что делать, если проблемы все-таки возникли.

По опыту опрошенных Газетой Дело банкиров, чаще всего держатели карт сталкиваются с потерей или кражей карт, забывают ПИН-код, случайно блокируют карту или никак не могут найти банкомат. В ряде банков, правда, признаются, что блокировка карт нередко происходит по инициативе самого банка, когда служба безопасности подозревает, что картой пользуются мошенники.

Как уберечь

Чтобы перечисленных проблем не случилось, банковские сотрудники советуют в первую очередь правильно подобрать карту для поездок. Оформляя банковскую карту, необходимо помнить о «территориальности» карт. Так, карты платежной системы Visa International лучше использовать в странах Северной и Южной Америки, а также в странах Азии. Банковские карты платежной системы MasterCard International – в странах Западной и Восточной Европы, а также странах Африки. «Это не говорит о том, что с картой Visa клиент не сможет обслужиться в Европе, – уточняет Альберт Бредицкий, менеджер по обучению Байкальского банка ОАО «Сбербанк России». – Просто есть вероятность оказаться в ‘далеком’ уголке этого региона, где с обслуживанием по карте могут возникнуть временные трудности».

Перед поездкой за границу банкиры советуют в обязательном порядке позвонить в службу поддержки, номера телефонов которой, как правило, указаны на оборотной стороне карты. У оператора службы необходимо узнать, будет ли работать карта в той стране, куда планируется поездка. Существует ряд стран, входящих в список зон повышенного риска по использованию банковских карт. В этих странах возможны мошеннические операции по банковским картам, поэтому действия по картам на их территории могут быть банком ограничены. В этом случае специалисты советуют открыть на время поездки так называемый «коридор» в странах, которые планируется посетить.

Кстати, если в путешествии вы собираетесь сменить номер телефона, в банках рекомендуют сообщить и о смене контактного номера. «Это позволит снизить вероятность того, что операции, совершенные вами в другой стране, будут отклонены банком как подозрительные», – комментирует директор сети операционных офисов Иркутской области ЗАО «Райффайзенбанк» Николай Долгушев.

А в банке ВТБ24 в принципе не советуют брать в дальнюю поездку всего одну карту. «Желательно взять сразу несколько, чтобы в случае потери карты или ее блокировки можно было воспользоваться другой, – напоминают специалисты ВТБ24 и советуют перед отъездом проверить не только пин-коды к картам, но и срок их действия.

Кроме того, совсем нелишним будет подключение системы СМС-информирования о движении средств на счетах и к системе дистанционного доступа к своим счетам (интернет-банкинг), с помощью которой можно удаленно управлять своими счетами. «Правда, смс-оповещение потребует подключение роуминга на мобильный телефон клиента, – замечает Альберт Бредицкий из Сбербанка. – Но взамен клиент получает спокойствие при использовании банковской карты, как на территории России, так и за рубежом».

При расчетах картой в магазинах, ресторанах или гостиницах следует знать, что лучше всего для владельца карты, когда касса оборудована POS-терминалом. В этом случае какой-либо риск отсутствует практически полностью: POS-терминал автоматически подсчитывает сумму всех товаров, прошедших через сканер штрих-кодов, и передает ее на считыватель карты. К сожалению, не все торговые точки оборудованы POS-терминалами. Кроме того, в некоторых магазинах установлены считыватели банковских карт, не включенные в общую систему. В этом случае кассир руками вводит сумму, которую должен заплатить покупатель. «И вот здесь-то могут возникнуть сложности: кассир – человек, а значит, он может ошибиться и при вводе суммы нажать не на ту цифру, не поставить точку или не учесть причитающуюся покупателю скидку, – предупреждают опрошенные специалисты. – Именно поэтому, перед тем как приступить к процедуре оплаты, кассир обязан вслух произнести общую стоимость всех покупок. Владелец же карты должен выслушать ее и сравнить с тем числом, которое указано на считывателе».

Некоторые платежные системы при оплате товаров или услуг в торговых точках, не оборудованных POS-терминалами, требуют от кассира оформления специальных чеков – слипов, которые, по своей сути, являются квитанциями. Причем при любом платеже выписываются сразу три слипа. Один из них отдается покупателю, второй остается в торговой организации, третий отправляется в банк. Для того чтобы подтвердить законность сделки, владелец карты должен поставить на них свою подпись, без нее слипы будут считаться недействительными. Именно с этими «квитанциями» и связаны основные опасности. Самое главное правило – никогда не подписывать более трех слипов. Большее их количество абсолютно не нужно. В принципе вам и не могут предложить больше чеков. Единственное исключение делается в тех случаях, когда слип по тем или иным причинам оказывается плохо пропечатанным или неверно оформленным. В этом случае покупатель вправе требовать его уничтожения прямо при нем. Еще лучше – забрать чек и самому его уничтожить. Если же этого не сделать, то нечистоплотный продавец вполне может попытаться списать с вашего счета двойную сумму. Кроме того, не следует подписывать слип с непроставленной суммой. На первый взгляд кажется, что напоминание об этом излишне: никто и так не согласится сделать это. Однако банковские специалисты приводят распространенный пример: «Покупатель выбрал товар и предоставил свою карту для оплаты. Но по каким-то причинам связи с банком нет. И тогда продавец предлагает подписать слипы и оставить два из них у него, чтобы он потом их заполнил. И ведь находятся люди, которые соглашаются на это, фактически позволяя вписать в слип любую сумму (лишь бы она не превосходила остаток на счете владельца карты, или кредитный лимит, если карты с овердрафтом или кредитная)».

Вдобавок, перед тем, как подписать слип, нужно его обязательно просмотреть: на слипе не должно оставаться слишком много пустого места. Если же некоторые поля остались незаполненными, то покупатель может просто перечеркнуть их. В противном случае нечистоплотный продавец вполне может дописать на слипах дополнительные суммы.

Уже случилось

На вопрос, как действовать, если сложности все же возникли, банки наперебой пишут и диктуют телефоны своих информационных центров, центров клиентского обслуживания и служб безопасности (указаны на самой карте, на сайте банка). Номера, к слову, у всех банков бесплатные, у многих – принимают звонки круглосуточно.

Но вот время реакции на заявку клиента разное: где-то одна-две минуты, где-то – сутки. Сами банки сетуют, что основная причина промедления – клиент не помнит контрольную информацию по своей карте. К примеру, для решения каких-либо финансовых вопросов от клиента, как правило, требуется знание пароля, а при обращении в случае утраты, кражи карты идентификация клиента происходит по указанию его паспортных данных, года рождения, ФИО. При этом отказов в блокировке карты в принципе не бывает – банки скорее «перестрахуются» и заблокируют карту, чем одобрят подозрительную операцию. Разблокировать ее удастся только в том случае, если клиент сможет назвать контрольную информацию по карте.

Никита Змановских, Газета Дело


Правила безопасности

Любые способы защиты будут бессильны, если не соблюдать элементарных правил безопасности. Как говорят в банках, карта – тот же механизм для «перевозки» денежных средств, следовательно, и относиться к карте нужно как к «кошельку», и хранить ее в недоступном месте.

Банковские специалисты напоминают, что меры безопасности при проведении операций с банковскими картами необходимо соблюдать как на территории России, так и за рубежом. Вот перечень основных правил:

  1. Храните свою карту в недоступном для окружающих месте. Рекомендуется хранить карту отдельно от наличных денег и документов, особенно в поездках. При наличии нескольких банковских карт храните их отдельно друг от друга.
  2. Храните пин-код отдельно от карты, не пишите его на карте, не вводите пин-код при работе в сети Интернет, не сообщайте его другим лицам (в том числе родственникам). Представители службы безопасности банков отмечают, в большинстве случаев, когда со счета клиента исчезала энная сумма денег, виновниками происшедшего оказывались друзья, знакомые или родственники пострадавшего. Чтобы предотвратить подобные инциденты не рекомендуется сообщать пин-код карты даже близким родственникам.
  3. Никогда не сообщайте данные о вашей карте, если вам позвонили и даже назвались представителем известной торговой фирмы, банка, гостиницы. Такой звонок может стать причиной проведения несанкционированных операций по счету. Предъявляйте карту, сообщайте номер и другие реквизиты карты только для проведения операции, которую считаете правомерной.
  4. Не прислушивайтесь к советам третьих лиц, а также не принимайте их помощь при проведении операций. При необходимости обратитесь к сотрудникам в филиале банка или позвоните по телефонам, указанным на устройстве или на обратной стороне карты.
  5. Уничтожайте чеки с паролями от систем интернет-банка, если не планируете их использование. Не передавайте чеки третьим лицам, даже сотрудникам банка.
  6. При проведении любой операции по банковской карте с вводом пин-кода ВСЕГДА прикрывайте клавиатуру, например, свободной рукой. Это не позволит мошенникам увидеть ваш пин-код или записать его на видеокамеру.
  7. Не передавайте карту другому лицу, за исключением продавца (кассира) в торговой точке. Требуйте проведения операций с ней только в вашем присутствии, не позволяйте уносить карту. Даже в ресторане официант может принести счет прямо к столику, где и произойдет расчет. Известен случай, когда метрдотель одного известного европейского ресторана собрал у себя настоящую коллекцию из нескольких десятков номеров банковских карт различных миллионеров, обедающих в заведении.
  8. Замки доступа по картам в специальные помещения, где устанавливаются банкоматы, не должны требовать ввода пин-кода. Если вы ранее пытались воспользоваться устройством, которое требовало ввести пин-код, рекомендуется срочно заблокировать карту, независимо от того, получили ли вы в итоге доступ к банкомату или нет.
  9. До проведения операции в банкомате осмотрите его лицевую часть, в частности, поверхность над пин-клавиатурой и устройство для приема карты в банкомат. В этих местах не должно находиться прикрепленных посторонних предметов или рекламных буклетов. При обнаружении подозрительных устройств сообщите об этом сотрудникам филиала банка, обслуживающим банкомат, или по телефонам, указанным на устройстве или на обратной стороне карты. А вот операцию с использованием карты для получения наличных в банкомате в данном случае лучше не проводить.
  10. При приеме и возврате карты банкоматом не толкайте и не выдергивайте карту до окончания ее прерывистого движения в картоприемнике. Неравномерное движение карты является не сбоем, а необходимым средством защиты вашей карты.
  11. При необходимости снять наличные средства в любой поездке лучше всего проводить операцию в помещении какого-либо банка: это будет надежно и безопасно. Обращение к уличным «одиноко стоящим» устройствам самообслуживания особенно в позднее время чревато проблемами.
  12. Не пересчитывайте деньги, выданные вам банкоматом. Даже если вы не доверяете технике, то все равно не стоит этого делать: если вы обнаружите ошибку, то спорить с банкоматом все равно не будете. Поэтому лучше пересчитать полученные деньги дома или в гостинице, а в случае ошибки оттуда позвонить в банк. Привлекать внимание людей пачкой купюр не стоит.



Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело