Обучение водительскому мастерству в одной из автошкол Иркутска произвело неизгладимое впечатление на молодого бухгалтера – Наталью Манину. Работая в различных компаниях, она долго вынашивала планы открыть бизнес. И в 2007 году, проведя несложные арифметические расчеты на примере чужого бизнеса, Наталья вместе с партнером Инной Олисовой решилась на серьезный шаг – открыть автошколу. Буквально за три года ей удалось достичь уровня старейших автошкол Иркутска и составить им серьезную конкуренцию.
«Посещая курсы вождения, я посчитала, сколько групп, сколько людей в одной группе, сколько стоит курс – и поняла, что прибыль от такого бизнеса должна быть неплохая, – вспоминает директор автошколы «В движении» Наталья Манина. – Но вот на практике все оказалось не так просто и радужно. Если бы мне снова предложили открыть автошколу с нуля, я бы побоялась это делать».
Ошибок в начале, конечно, было множество. Взять хотя бы название «В движении», которое очень сложно рифмовалось в слоганах и было тяжеловесным для рекламы. Тем не менее, начало было положено, и Наталья Манина ничего менять не стала. Для открытия бизнеса был взят обычный потребительский кредит (в 2007 году, по словам предпринимательницы, подобные займы были доступнее для начинающих бизнесменов), снято помещение в центре города и арендована площадка под автодром. «Мы проанализировали рынок автошкол и выбрали этот район, поскольку на тот момент он пустовал, конкурентов не наблюдалось, – говорит Наталья. – Но, сняв подвальное помещение, мы не учли нюансы с сантехникой. Оказалось, что ремонтировать ее можно было только в конце отопительного сезона. В итоге вместо трех месяцев подготовка заняла девять месяцев – как ребенка рожали. Потеря денег из-за просчетов по срокам была огромная».
С кадрами проблем не было. В штат автошколы были взяты преподаватели теории, а инструкторов со своими машинами пригласили работать на договорной основе. Только после всех подготовительных процедур Наталья Манина обратилась в Службу по контролю и надзору в сфере образования за получением лицензии на ведение образовательной деятельности. Разрешение дали, что Манина считает большой удачей (отказы, по ее словам, нередки). Но затем бизнес-леди снова не повезло. Официальное открытие нового бизнеса произошло в августе 2008 года, прямо накануне мирового финансово-экономического кризиса. Плюс к этому рынок на момент запуска школы находился на пике – автошкол было много и желающих получить водительские права тоже. Поэтому первыми клиентами «В движении» стали свои – родственники, друзья, знакомые.
«С началом кризиса во всех автошколах произошел резкий отток учеников, – вспоминает Наталья Манина. – Однако мы решили не ждать ‘у моря погоды’ и начали активно рекламировать свою автошколу. Как выяснилось, конкуренты вели свой бизнес по привычке – особо не рекламировались. Мы несколько расшевелили этот рынок. К примеру, повесили баннер на городской афише, другая автошкола тут же разместила свое объявление. Мы увеличили баннер, наши конкуренты сделали то же самое. В результате активного продвижения нашего бизнеса и роста конкуренции упала цена на услуги автошкол. Если до открытия нашей школы теоретический курс стоил 8,5 тысяч рублей, то сегодня – в пределах 7 тысяч [рублей]. Один час практики стоил 350 рублей, сейчас выше 325 рублей в городе вы не найдете».
По словам Натальи Маниной, при открытии своей автошколы можно пойти двумя путями – менее затратным и менее прибыльным либо с большими вложениями и соответственно с высокими доходами. Например, можно сразу приобрести автопарк на 3-4 машины, купить помещение и автодром в собственность, оборудовать компьютерный класс, закупить медицинское оборудование. На такой старт потребуется сумма в пределах 10-20 млн руб, в зависимости от стоимости земли и желаемых результатов. Если идти по пути минимальных затрат, то можно уложиться в 2,5 млн руб. Наталья выбрала второй, менее капиталоемкий вариант. «Хотя уже сегодня мы чувствуем, что рынок требует наличия своих машин, – замечает директор «В движении». – Текущие расходы постоянно растут. Сегодня в среднем мы ежемесячно тратим порядка 1,7 миллионов рублей, из которых половина уходит на зарплату наемных водителей».
Что касается своего автодрома и помещения – это вопрос времени, уверяет Манина. Сегодня автошкола арендует асфальтированную площадку на стадионе «Динамо» по довольно высокой ставке. Конечно, бизнес-леди хочется иметь собственную территорию, но пока не подвернулся нужный участок. Теория в автошколе преподается в двух съемных помещениях – на улице Красного Восстания и Волжской. В этом году планируется открыть еще один филиал, о местонахождении которого Наталья пока не распространяется. Приобретать помещения под теорию в собственность она тоже пока не спешит – ждет подходящего варианта.
Благодаря тактике активного продвижения автошкола «В движении» за три года «расквиталась» с кредитом. Правда, собственные средства (не заемные) удалось бы «отбить» уже через год, замечает Наталья. В штате сейчас работает восемь человек, а число наемных водителей-инструкторов увеличилось с четырех до 19. На вопрос, сколько нужно учеников в месяц для безбедного существенного автошколы, Наталья Манина ответила, что достаточно 60-80 человек.
«Конечно, рисков при организации и ведении подобного бизнеса масса, – продолжает Наталья. – В первую очередь человеческий фактор. Не сойдутся инструктор и ученик характерами, репутация школы может быть испорчена. Большие риски кроются в изменении законодательства. В прошлом году нас всех обязали приобрести дорогие медицинские тренажеры, что несколько выбило из колеи бизнес».
Сейчас автошколы с напряжением ждут осени, когда, возможно, будет принят закон, согласно которому прием квалификационного экзамена в ГИБДД должен проводиться исключительно на автоматизированных автодромах. Согласно законопроекту подготовка и сдача экзаменов должна вестись дистанционно: инструктор находится в специальном помещении, где установлено оборудование для наблюдения и фиксации процесса при сдаче экзамена или проведения учебы. Для подачи сигналов с автодрома в асфальт закатываются специальные датчики. «Это очень дорогое удовольствие, – комментирует Наталья. – Без инвестора школа себе такого позволить не сможет. Надеюсь, в законодательстве все-таки будет прописана альтернатива, иначе многие автошколы просто закроются, а обучение в оставшихся значительно подорожает».
Помимо перечисленных рисков неустойчивости бизнесу добавляет сезонность на этом рынке. Спад клиентов наблюдается перед Новым годом, когда все начинают тратить на подарки, а не на обучение, и в августе, когда ученики в отпусках или на каникулах. Все это заставило бизнес-леди задуматься о бизнесе «про запас». Скорее всего, это будет торговля непродовольственными товарами, поскольку в отличие от производства требует меньшей ответственности и дает «быстрые» деньги. Сейчас Наталья Манина вместе с партнером по бизнесу просчитывает варианты, анализирует рынок. «Автошколу мы не бросаем – здесь еще есть, где развернуться, – улыбается она. – Но, к сожалению, этот рынок исчерпаем, поскольку, в отличие от других сфер услуг, клиенты к нам не возвращаются».
Елена Андюбек, Газета Дело
|