Газета Дело

Рано ставить точку

Дизайнерской студии Point в этом году исполнилось шесть лет. Екатерина Леонтьева, один из основателей компании, признается, что только последние пару лет ей удается возвращаться домой раньше девяти вечера, а в отпуске трое совладельцев студии не были первые четыре года после запуска бюро. Бизнесмены уверяют, что ничуть не жалеют о решении открыть свое дело: главное, по их словам, что работа «на себя» позволяет им соглашаться только на интересные заказы.

– Ну, еще, конечно, жажда наживы подтолкнула, – шутит Павел Игнатьев, друг и компаньон Екатерины. По словам предпринимателей, доходность на этом рынке зависит от сезона. «Бывает и 200 тысяч [рублей] чистой прибыли в месяц, а случалось и 50, – признается Екатерина. – Правда, за последние два года такого не было. Даже в самый ‘мертвый’ месяц – январь – у нас есть заказчики. Обычно же в работе одновременно 3-4 заказа».

Но выйти на такой уровень компании удалось только на шестой год работы, уточняет собеседница. «Хотя и до этого мы не бедствовали – даже в самые низкодоходные месяцы у нас всегда были деньги на текущие и плановые расходы. И на минимальную зарплату нам троим», – замечает Екатерина. Графические программы и программное обеспечение совершенствуется довольно быстро, поэтому раз в год, по словам предпринимательницы, необходимо обновлять ресурсы каждого компьютера – это примерно 30 тысяч рублей на сотрудника. Еще каждый месяц уходит порядка 20 тысяч рублей: 10 тысяч рублей – аренда офиса (около 20 кв.м), остальное – налоги, интернет, реклама, канцелярия. «И цветная печать проектной документации сюда же входит, – добавляет Екатерина. – Подсчитали, что замена картриджей нам дороже обходится, чем печать в соседней типографии». Начиная свое дело, приходится отслеживать и минимизировать абсолютно все расходы: буквально от бумаги и выбора поставщика воды до аренды офиса. Если не устраивают или подорожали услуги в одном месте – искать более выгодное предложение. Что касается прибыли, она за вычетом расходов делится компаньонами на три равные части – студия зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью с тремя равноправными владельцами.

«На старт особых накоплений не понадобилось, – вспоминает Екатерина Леонтьева. – Помню, мы только скинулись по 4 тысячи рублей на уставной капитал фирмы». Дизайнер признается, что их очень поддержало то, что Игорь Бибов – директор фирмы «Деметра торговое оборудование» и прежний начальник Олега Шульгина, третьего компаньона – в первые месяцы работы помог студии с арендой офиса. В это же время вузовский преподаватель дизайнеров (все трое закончили ИрГТУ по специальности «Дизайн архитектурной среды») и главный архитектор ООО «Компания Альтера» Александр Картопольцев обратил внимание дизайнеров на тендер муниципального заказа «Городская фурнитура» по проектированию остановок общественного транспорта.

– Если капитала особого не нужно, то знакомства и хорошие отношения с людьми значат для нашей сферы очень много, – комментирует Екатерина. – У нас до сих пор основная часть клиентуры – друзья друзей и знакомые прежних заказчиков. Да и сами клиенты часто оказываются постоянными. К примеру, с одним заказчиком мы сотрудничаем с 2005 года, и не время от времени, а почти без перерывов. С другой стороны, для того, чтобы обеспечить такой стройный поток клиентов, многое понадобилось делать с прицелом ‘на будущее’». Здесь Екатерина вспоминает проект пиццерии «Палермо» в кинотеатре «Чайка»: 50 «квадратов» заведения дизайнер спроектировала по сниженной ставке в 700 рублей/кв.м. При этом собеседница сама ездила и заказывала для заведения деревянную мебель в производственном цехе при исправительной колонии – оптимизировала расходы заказчика. Зато объект «украсил» портфолио компании и привлек солидных клиентов.

Работать с заказчиками-компаниями легче, считает Екатерина: «Частные лица чаще меняют свое видение будущего жилища. Один мой клиент уже шесть лет постепенно дополняет и перекраивает проект своей квартиры. Еще одна причина того, что частные заказчики долго ведут ремонт – это мероприятие довольно дорогостоящее, поэтому ведется по мере финансовых поступлений. У юрлиц все четко – денег столько-то, сроки такие-то, и платят без опозданий».

Один из любимых проектов самой Екатерины – интерьер кофейни «Lenin Street Coffee», проект которого пришлось полностью менять трижды, так как владельцы «нащупывали» концепцию заведения постепенно. «Это норма в нашей работе – к каждому клиенту нужен индивидуальный подход, – уточняет Екатерина. – Но случаются и менее хлопотные проекты: когда техзадание к проекту четко составлено и дизайнеру сразу удается ‘попасть в точку’. Яркий пример – конференц-зал ‘Верхнечонскнефтегаза’: 100 ‘квадратов’ за 70 тыс руб и две недели работы. Обычно же – месяца два, минимум».

«Не все так гладко с бизнес-заказами. И не всегда», – замечает Павел, занятый разработкой части дизайн-проекта водно-спортивного комплекса «Газпрома». «Павел уже сделал один вариант, теперь заказчик просит существенно доработать его, – объясняет Екатерина. – Такое бывает нечасто, поэтому в целом мы стремимся к увеличению доли компаний-заказчиков. Если в начале частных заказов у нас было примерно 70% в общем объеме работ, то теперь все – пополам».

В этом году бюро расширило штат сотрудников. «Взяли студента с родного факультета. Скажу, что парень для первого курса умеет больше, чем мы в свое время. И вроде бы ‘вписался’ в наш коллектив, – рассказывает Леонтьева. – Последнее –особенно важно для таких камерных компаний, как наша. Дружеская атмосфера должна сохраниться, именно поэтому мы расширяемся довольно медленно».

Никита Змановских, Газета Дело



Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело