Илья Бегунов, открывший свою службу такси в Иркутске три года назад, жалеет только об одном – что не сделал этого раньше. Предприниматель говорит, что главной целью для него было трудоустроить самого себя – до этого ему не удавалось задержаться на одном месте работы дольше полугода. В итоге же в своей фирме он трудоустроил сразу нескольких друзей и еще пару родственников. А на второй год существования бизнес уже перестал работать просто «на занятость». По подсчетам Бегунова, каждый квартал фирма приносит почти 10% от вложенного «абсолютно чистыми». Это определение коммерсант расшифровывает так: за вычетом не только ежемесячных расходов, но и разовых форс-мажорных трат – например, на ремонт авто, когда выплаты КАСКО оказались недостаточными для полного исправления повреждений.
Первым делом Илья зарегистрировал фирму и получил лицензию. «Стоял выбор: получить, так сказать, официальный статус юридического лица или стать индивидуальным предпринимателем. Разница в ответственности. ИП отвечает в чрезвычайных случаях всем своим зарегистрированным имуществом. ООО, а, вернее, его владелец (совладелец) отвечает своей долей в уставном капитале компании, – объясняет предприниматель. – Но так как единственным владельцем собирался стать я, при этом в случае ООО в УК пришлось бы внести и мой единственный актив – машину, я выбрал вариант частного предпринимательства. К тому же расходы при регистрации ООО оказались бы существенно больше, чем при регистрации ИП».
В итоге госпошлина составила 900 рублей, а уставной капитал при регистрации ИП не требуется. Кроме того, Бегунов принес в налоговую нотариально заверенное заявление и копии личных документов, заверенные нотариусом. С этим пакетом бумаг он уже через три дня получил статус ИП. «Забыл еще одну мелочь: при открытии предпринимательского счета в банке взимается незначительная плата, – добавляет щепетильный собеседник. – Это плюс еще 1000 рублей».
Второй важный момент – получение лицензии на перевозку и разрешения на такси. Лицензия оформляется на перевозчика, разрешение – на каждую машину. После получения этих документов перевозчик может передать машину любому лицу, имеющему соответствующую категорию водительского удостоверения, объясняет коммерсант и тут же добавляет: «Понятное дело, большинство таксопарков пытаются сэкономить на пошлинах и налогах, поэтому обзаводятся разрешением не на каждую машину, часть водителей работает на своих авто, не зарегистрированных в фирме».
Бизнесмен вспоминает, что лицензирование перевозок на такси независимо от количества пассажиров было введено всего год назад – ранее лицензия бралась на право перевозить более 8 пассажиров. «Стоит это не копейки: лицензирование как ООО, так и ИП обходится примерно в 3 тыс руб, с учетом получения только одного разрешения. Последующие разрешения стоят приблизительно по 600 рублей за машину, – приводит цифры Бегунов. – Для этого требуется выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство, подтверждающее регистрацию авто. И печать фирмы».
Следующим шагом, по мнению Ильи, нужно решить, будет ли у вас диспетчерская с нанятыми водителями и автомобилями, или собственный таксопарк. «Транспорт вполне может находиться в личной собственности нанятого работника, но в таком случае к оплате труда таксиста следует прибавить компенсационные расходы на топливо и вынужденные ремонты», – комментирует предприниматель. Для своей фирмы Бегунов выбрал собственный парк авто и в первый же год купил на заемные средства сразу две новые машины. «Плюс была моя, относительно новая, – добавляет предприниматель. – В банке мне одобрили автозаем как ‘физику’, и потребительский кредит – моему брату. На эти деньги мы и купили два новых автомобиля. Кроме этого,у меня появился и первый сотрудник».
В целом автопарк, а именно выбор машин, Бегунов считает самым главным в своем бизнесе. «Поэтому людям, не разбирающимся в машинах, вникать в это дело тяжко, – считает предприниматель. – Я, к примеру, полтора десятка лет проработал автомехаником, поэтому случись что – и сам могу ‘подлатать’ рабочую лошадку. И задолго до старта я определил оптимальную модель для такси по соотношению цена-качество. Сегодня в моем гараже все 10 машин только двух марок: одна – корейского происхождения, вторая – японский автопром. Называть их не буду, но скажу, что при отборе учитывал все: и соотношение цена-качество, и ресурс до капитального ремонта, и экономичность расхода топлива, и многое другое».
Но от совета Илья не может удержаться: «Если вы выбрали диспетчерскую форму предприятия, набирайте водителей, которые уже имеют статус перевозчика, т.е. зарегистрированы как ИП, платят налоги, и их машина застрахована. Форму денежных отношений нужно оговорить ‘на берегу’. Обычная схема – когда водители за 10-15% дневной выручки ‘покупают’ заказы у диспетчерской, доплачивая около 10-15 рублей в день за аренду раций. С водителями заключаются договора на оказание услуг. Таксометры и рацию можно выдавать по расписке, а можно брать залог в 50% от стоимости оборудования». Проверить знание города у водителей тоже лишним не будет, уверен Бегунов. По его опыту, надо также постараться определить характер водителя, расспросить о здоровье, проверить все нужные документы.
А вот диспетчеров лучше брать по трудовой книжке или оформить с ними трудовой договор. «Они гарантируют работу без сбоев, а я – зарплату, социальную защиту и официальное трудоустройство, – рассуждает коммерсант. – Двух диспетчеров на начальном этапе вполне достаточно. Директор, бухгалтер (желательно, но необязательно), два диспетчера – минимальный состав офиса. Количество водителей, с которого можно начинать предприятие – любое, хоть два-три». У Ильи первые полгода в штате работали исключительно «свои»: сам предприниматель с братом «таксовали», жена «подбивала» бухгалтерию, диспетчерами работали сестра и друг Бегунова. Сейчас штат компании больше на 10 человек – прибавился один диспетчер и девять водителей. «Кстати, все друзья-родственники остались в фирме, что редкость, по словам моих приятелей-бизнесменов. А сам я отошел от работы «в поле» – уже не вожу, занимаюсь организационными вопросами, корпоративными клиентами – работы хватает».
Еще из обязательных моментов Бегунов вспоминает получение «хорошего» телефонного номера. «Лучше многоканальный, из легко запоминающихся цифр. Если телефонных линий более трех, потребуется мини-АТС с различными функциями (удержание звонка, их перераспределение и т.д.) и соответствующее программное обеспечение для управления, – знает Илья. – Но это только звучит сложно. А на деле – два простеньких компьютера (диспетчерам), наладочный сервер для многоканальной связи – и вы получаете современную аппаратную диспетчерскую систему». В компьютерах обязательно должны быть карты города, позволяющие легко составлять маршрут и просчитывать стоимость заказа. Такое оснащение, по опыту коммерсанта, позволит значительно сократить штат диспетчеров, принимающих и распределяющих заказы.
Что касается производственных площадей – Бегунову очень повезло, как он сам считает. «До этого я, как уже говорил, работал механиком, держал свою мастерскую в Рабочем, – объясняет предприниматель. – На втором этаже мастерской я оборудовал диспетчерскую, на первом (в гараже) поначалу размещались первые машины. Арендную плату от смены профиля мне не увеличили». Но уже на второй год предпринимателю потребовалось расширить площади под разросшийся автопарк.
В среднем, по словам Бегунова, один водитель в день совершает по 10-15 рейсов, а средний чек составляет 250 рублей. «Половина заработанного идет в фирму. ‘Чистыми’ я получаю примерно треть от общей выручки. Дальше считайте сами», – лаконичен предприниматель.
На прямой вопрос – «выходит» ли 100-150 тысяч рублей в месяц «чистыми» – Илья молча кивает. И переводит разговор на актуальную для таксопарков тему страхования. «В начале января я решил наконец-то прояснить для себя ситуацию со страхованием по ОСАГО/КАСКО-такси. С января этого года автомобили такси должны быть застрахованы по специальным тарифам и программам: если после ДТП выяснится, что автомобиль-такси был застрахован по обычной страховке, то страховая компания имеет полное право отказать в выплате. Сейчас на всех обычных полисах ОСАГО даже появился штамп ‘Не используется в качестве такси’», – делится Бегунов.
Предприниматель решил разом узнать условия страхования сразу в нескольких компаниях, поэтому направил запросы более чем в 20 крупных и средних страховых компаний, имеющих филиалы в Иркутске. Пока Бегунову ответы представили не более трети опрошенных, причем половина из них рапортует, что ОСАГО-такси и КАСКО-такси не оформляет. В оставшихся трех компаниях предложили застраховать автомобили только по ОСАГО, по КАСКО-такси у них продуктов нет.
«Если в полисе ОСАГО будут прописаны определенные водители, стоимость полиса будет зависеть от их стажа, возраста, а также от истории их вождения (наличие/отсутствие страховых случаев по их вине). На водителей со стажем более 3 лет и возрастом более 22 лет один полис ОСАГО обойдется примерно в 5-6 тысяч рублей (без учета скидки за безаварийное вождение; для этого нужна справка из предыдущей страховой компании). А полис, предполагающий неограниченное количество лиц, обойдется в два раза дороже».
Никита Змановских, Газета Дело