За последний год банк «Российский капитал» открыл два офиса в Иркутске. О том, какие цели ставит «Российский капитал» в регионе и чем банк может быть интересен местным жителям, в интервью рассказал управляющий офисом Владимир Данилов.
Владимир Иванович, в Иркутске представлено очень много игроков. В чем преимущества «Российского капитала» по сравнению с другими банками?
– Во-первых, мы государственный банк: нашим единственным акционером является госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов». Во-вторых, «Российский капитал» – крупный универсальный финансовый институт, входящий в топ-30 российских банков по размеру активов и предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для частных лиц. Мы прекрасно понимаем потребности бизнеса и частных клиентов и предлагаем каждой категории широкий выбор удобных продуктов.
Банк ведь пришел в город совсем недавно?
– С мая прошлого года «Российский капитал» присутствовал в Иркутске, сопровождая имевшуюся клиентскую базу санированного Нота-Банка. Это была розничная точка. С июня текущего года мы стали полноценным, самостоятельным игроком.
Универсальным банком?
– Да. Мы активно начали развиваться в регионе как универсальный финансовый институт, охватывая все сегменты – от работы с крупными и средними предприятиями до розничного бизнеса. Мы обслуживаем и физических лиц, и крупный бизнес, и VIP-клиентов, с августа запустили работу с малым бизнесом.
Расскажите, пожалуйста, на что банк делает ставку в работе с частными клиентами?
– Наше стратегическое направление – ипотека. В ближайших планах – занять лидирующие позиции в ипотечном кредитовании. Также особое внимание уделяем потребкредитованию: популярностью пользуется нецелевой кредит наличными без обеспечения на сумму до 1,5 млн рублей.
В банке широко представлены карточные продукты, способные удовлетворить самого привередливого клиента. Мы предлагаем клиентам привлекательные ставки по вкладам. Сегодня самый популярный вклад в нашем банке – «Доходный». Максимальная ставка по нему – 8% годовых. Есть вклады с возможностью регулярного пополнения и частичного снятия и специальное предложение для пенсионеров.
Какой модели поведения придерживаются сегодня клиенты-иркутяне? Сберегают или кредитуются? На какие продукты сегодня больший спрос?
– Несмотря на стабильный рост депозитного портфеля, мы отмечаем, что клиенты расходуют накопленные проценты по вкладам на текущие нужды и используют сберегательные продукты как «подушку безопасности». Население сегодня, действительно, переходит к потребительской модели поведения.
Какие продукты сейчас в «хитах продаж»?
– Основной тренд на рынке кредитования сейчас – рефинансирование. В банке представлены продукты по рефинансированию как ипотечных, так и потребительских кредитов. Стимулом к рефинансированию является желание клиента уменьшить свои платежи по кредиту, что возможно при уменьшении процентной ставки. Учитывая, что разница между ставками, например, по ипотечным программам 2008-2016 гг. и 2017 г. более 1,5 п. п. и она имеет тенденцию к увеличению, потенциал данного продукта большой, и в обозримом будущем может по объемам сравниться с выдачей кредитов на покупку недвижимости на вторичном рынке жилья.
Отличительная черта продукта по рефинансированию потребительских кредитов – возможность собрать несколько кредитов сторонних банков в одном банке. Мы активно консультируем клиентов, смотрим кредитную нагрузку, рассчитываем предварительную процентную ставку, размер ежемесячного платежа. Даже если по процентам клиент не слишком выиграет, появится возможность оплачивать кредит в одном месте, общаться с одним кредитором, четко знать свой график платежей. Это удобно. Также, благодаря развитию отношений с партнерами, кредиты можно оплачивать бесплатно в сети магазинов «Связной». Это делается для удобства клиентов: можно погасить кредит практически в любом регионе, даже там, где нет офиса банка, без дополнительных комиссий.
Какие условия сейчас по ипотеке в банке?
– В начале августа банк снизил ставки по ипотеке, общее снижение ставок по программам ипотечного кредитования с начала года составило 2,5 п.п.
С 29 августа мы в очередной раз объявили о снижении процентных ставок, теперь уже на 0,75 п. п. Сейчас минимальная процентная ставка по ипотеке в нашем банке – 7,75 %.
На базе иркутского отделения «Российского капитала» работает Центр ипотечного кредитования (ЦИК). ЦИК – «точка входа» для желающего оформить ипотеку. Все, что необходимо сделать для оформления кредита, от выбора объекта до подписания договора и получения средств, теперь можно оформить в одном месте и в режиме «одного окна». Это очень важный и удобный формат работы, понятный всем клиентам.
По итогам первого полугодия 2017 года «Российский капитал» вошел в топ-3 самых активных банков по приросту рыночной доли ипотеки в исследовании «Высшая ипотечная лига» аналитического центра «Русипотека».
Насколько широка линейка предложений в области ипотечного кредитования?
– Она, без преувеличения, крайне привлекательна. Во-первых, она дает возможность совершать операции как на первичном, так и на вторичном рынке жилья. Во-вторых, наши требования очень простые и предусматривают минимальный пакет документов. У нас очень широкие возможности по выбору объектов: апартаменты, как готовые, так и строящиеся, таунхаусы и дома с землей, машиноместа, выкуп последних долей и комнат в квартирах.
Не все банки готовы давать кредиты на «загородку».
– Да. Но пригород сегодня застраивается, и мы очень активно работаем в этом направлении. Востребованность огромная!
А для покупателей новостроек в черте города какие у вас предложения?
– Мы активно работаем с застройщиками. Например, предложили специальные условия для покупателей квартир в жилых комплексах компаний «Новый город» и «УКС г. Иркутска». Первоначальный взнос по ипотеке сейчас, как правило, составляет 15-20 %, а для аккредитованных площадок этих застройщиков составляет всего 5 %.
Какие результаты у банка по ипотеке в нашем регионе?
– Мы наблюдаем постоянный рост количества выдач ипотечных кредитов и расширение клиентской базы. В Иркутске проведено уже порядка 100 сделок, выдано более 200 миллионов рублей. Динамика от месяца к месяцу очень хорошая. Ипотека значительно повышает доступность жилья для населения. Наши аналитики посчитали, что среднестатистической семье из Иркутской области, состоящей из двух взрослых и ребенка, с учетом минимальных расходов на жизнь может понадобиться более 7 лет на то, чтобы накопить на типовую двухкомнатную квартиру 54 кв. м. При этом инфляция в данном случае играет против клиента, так как обесценивает накопления и на фоне роста цен на жилье отдаляет возможность его приобретения. Если же у семьи нет жилплощади, и приходится арендовать квартиру, то копить на собственное жилье придется примерно в два раза дольше.
Многие клиенты-физлица сегодня предпочитают решать вопросы с банками удаленно – через смартфоны, компьютеры. Как налажено дистанционное банковское обслуживание в «Российском капитале»?
– Банк активно разрабатывает и предлагает интернет-услуги. Задача – быть на уровне самых продвинутых, с точки зрения технологий, игроков рынка. Недавно мы запустили обновленную систему дистанционного банковского обслуживания для клиентов-физических лиц. В обновленной версии расширен функционал системы, предусмотрен удобный, интуитивно понятный интерфейс. Теперь клиентам банка доступны новые дистанционные сервисы для осуществления денежных переводов, платежей, открытия и пополнения вкладов, открытия текущих счетов, поиска и оплаты государственных, муниципальных и коммунальных платежей, переводов с карты на карту.
Вы сказали, что с августа отделение банка в Иркутске начало работать с малым бизнесом. Что «Российский капитал» может предложить данной категории клиентов?
– Конкретно для нашего отделения – это новое направление работы. Сейчас мы привлекаем малый бизнес на расчетно-кассовое обслуживание, предлагаем возможности для размещения денежных средств, включая сверхкраткосрочные депозиты overnight.
Естественно, для нас очень важно кредитование малого и среднего бизнеса, и мы разработали максимально широкую линейку предложений в этом сегменте. Начиная от классических видов кредитования малого бизнеса на пополнение оборотных средств, заканчивая кредитами на приобретение недвижимости, автотранспорта, производственного оборудования, на рефинансирование задолженности перед банками. Эти предложения в первую очередь ориентированы на клиентов с годовым оборотом до 300 млн рублей и с максимальной потребностью в кредитных средствах до 150 млн рублей.
Что, на ваш взгляд, сегодня ждут корпоративные клиенты от банка-партнера?
– Всегда задаем этот вопрос на встречах. Разного ждут: и доступного кредитования, и комфортного расчетно-кассового обслуживания. Многим важно иметь своего клиентского менеджера – не того, кто будет бездумно рекламировать услуги банка, а профессионала, который сможет решить вопросы, проконсультировать. Это вообще наш подход – мы не навязываем своих услуг, не «убалтываем». Просто помогаем решать клиенту его текущие задачи.
Иван Рудых,
Газета Дело