Десять лет назад, когда братья Макаровы только открыли собственную типографию, в компании «Репроцентр А1» трудилось всего 10 человек, в том числе сами владельцы стояли за печатным станком. Сейчас в штате компании – 45 человек, офис и цех – в собственности, годовой оборот – порядка 2 миллионов долларов. Сергей Макаров уверен, что залог успеха в том, что предприниматели практически не «вынимали» деньги из оборота и всю прибыль тратили на развитие дела.
В апреле 2002 года Сергей и Константин Макаровы вместе с компаньоном Михаилом Удодовым зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью на паритетных началах и купили первое оборудование в типографию – фотонаборную машину б/у. На тот момент подобных машин по всей России было всего три. Приятелям она подвернулась по случаю за полцены – $15 тысяч, плюс половину суммы продавец согласился принять в рассрочку. «Траты на оборудование в типографском деле – самые крупные расходы, – признается Сергей Макаров. – Если, конечно, не считать покупку бизнес-недвижимости. К примеру, крайнее наше приобретение – четырехкрасочная печатная машина – обошлась нам в $1 млн».
В среднем раз в четыре года типография приобретает новое оборудование или обновляет прежнее. Чаще всего – при помощи банковских кредитов, но последние покупки Макаров предпочел сделать в лизинг. «Для совершения крупных разовых приобретений лизинг выгоднее. НДС возвращается, сами лизинговые платежи из налогооблагаемой базы предприятия исключаются, – перечисляет предприниматель. – Но и от банковских кредитов это не повод ‘уходить’. Все же открытые кредитные линии время от времени нужны: например, чтобы кассовый разрыв закрыть».
Сейчас обороты предприятия достигают $2 млн в год. Для сравнения, в 2003 году эта цифра составляла $400 тыс. «В целом компания так и выросла – раза в четыре, в четыре с половиной. К примеру, в штате сейчас числится 45 сотрудников, из них в цехе работает 30 человек, – рассказывает Макаров. – К тому же мы съехали с арендных площадей – купили и новый офис, и цех». Последний площадью 800 «квадратов» типография купила еще в 2005 году за смешные по нынешним временам 6 млн руб. Новым офисом типография обзавелась не в такое удачное время – 2008 год – цены на недвижимость как раз были на пике. «Тем не менее, сделка получилась успешной – 25 тыс руб/кв.м. Видимо, оттого, что покупали в новостройке и сразу довольно большие площади – 400 кв.м: сейчас мы пользуемся от силы половиной офиса. После ремонта вторую часть будем сдавать в аренду», – рассуждает Сергей.
На сегодняшний день типография занимается не только печатной, допечатной и послепечатной обработкой продукции. Два года назад бизнесмены решили заняться и издательской деятельностью. «У нас уже устоялся пул успешных авторов, которые регулярно с нами сотрудничают – языковед Афанасьева-Медведева, историк Гольдфарб, фотограф Леснянский. Мы намерены это направление и дальше развивать, – делится Сергей Макаров.
Если печатное направление приносит типографии маржу примерно в 20-30%, то в качестве издателя можно зарабатывать от 100%, признается предприниматель: «Все, конечно, зависит от конкретного автора. Могу привести реальные цифры: экземпляр книги одного успешного иркутского писателя обходится нам в 700 рублей (с учетом всех расходов, в том числе авторских отчислений), в розницу мы ее без проблем продаем по цене в 1050 рублей».
«Репроцентр А1» всегда был ориентирован на печать книжно-журнальной продукции. «Когда мы начинали, ниша газетной печати уже была плотно занята. Было бессмысленно пытаться ‘втиснуться’ туда. Тем более что это не совсем комфортное направление – поточное, с жесткими временными регламентами. Малейший сбой – газета не выходит в срок, у типографии штрафы, – объясняет Сергей Макаров. – Кроме книг и журналов мы, конечно, и так называемую акцидентную продукцию выпускаем: малотиражные брошюры, календари, афиши и т.п. Мало того, что это направление имеет повышенный уровень маржи – оно еще и поток более-менее постоянных клиентов обеспечивает. Например, у нас регулярно заказывают рекламные буклеты компании МТС, Иркутскэнерго, РЖД, Янта, БГУЭП. Как раз такие клиенты позволяют ‘печатникам’ не страдать от сезонности на этом рынке – обычно летом здесь затишье».
Предприниматель уверен, что причина успешного течения дел компании – рациональное распределение прибыли. «У нас до сих пор 90% всей прибыли идет в дело. Когда наши конкуренты покупали себе дорогие джипы и ездили на курорты, мы покупали оборудование и ездили на выставки полиграфии, – раскрывает секрет Макаров. – Только год назад мы с компаньонами позволили купить себе авто под 2 миллиона [рублей]. И то – даже эти покупки взяли в лизинг, чтобы оптимизировать налоги».
Никита Змановских, Газета Дело