Изначально Артем Селезнев и Александр Соболев искали помещение под антикафе совершенно независимо от своих будущих партнеров – Сергея Кипсара и Александра Фролова. Компаньоны познакомились на осмотре одного из помещений и решили запускать проект совместно. «Поначалу договариваться было трудно, но мы стараемся использовать в деле лучшие стороны каждого из нас», – рассказывает Артем Селезнев, специалист по маркетингу. Александр Фролов отвечает за кадры и администрирует повседневную работу кафе. Сергей Кипсар занимался интерьером кафе, сейчас отвечает за финансовый контроль и часть мероприятий. Александр Соболев решает общие организационные вопросы, он самый опытный в команде в плане создания собственного бизнеса. В принципе почти у каждого из совладельцев на момент запуска антикафе уже был опыт запуска собственного стартапа. Возможно, поэтому неожиданных «подводных камней» у проекта оказалось немного.
Помещение нашли за две недели – в бывшей редакции «Восточно-Сибирской правды». Предприниматели считают место крайне удачным: центр города, рядом три вуза. Формат антикафе, где собираются киноманы, геймеры, меломаны и начинающие бизнесмены, предполагает как раз молодую публику. По оценке Селезнева, к ним приходят в основном посетители от 18 до 22 лет. За месяц, прошедший со дня открытия, в заведении побывало 4 тысячи человек – пессимистичный план предполагал цифру в два раза меньше. «Можно довести до 6-8 тысяч посетителей в месяц – и это, пожалуй, предел», – полагает Селезнев.
Текущая динамика, по словам предпринимателей, позволит «отбить» первоначальные вложения уже через полгода. «Пессимистичный сценарий предполагал – год, но уже очевидно, что проект развивается быстрее», – замечает Соболев. Совокупные траты на запуск составили 3 млн руб – для этого собеседники объединили собственные капиталы и пропорционально им оформили долю каждого в ООО. Примерно 900 тыс руб из общей суммы потратили на мебель, на музыкальные инструменты и оргтехнику – еще 950 тыс руб. Остальной миллион пошел на ремонт помещения – понадобилась полная перепланировка объекта (хотя сэкономить помогла помощь 40 волонтеров, которых удалось собрать с помощью блога).
Игровая, кинозал, коворкинг и общий зал со сценой – как можно догадаться по названию, в антикафе 4ROOM четыре основные комнаты. «Кстати, не встречал аналогов со сценой для выступлений, – замечает один из основателей антикафе Артем Соболев. – Это, по-моему, наше ноу-хау. Причем крайне популярное – на днях тут ребята играли каверы песен Нирваны, а до этого была вечеринка перед выступлением Стрыкало».
Сегодня ребята проводят по 7-10 мероприятий в неделю, на концерты обычно приходит 40-90 человек, на камерные тусовки – 10-20. Желающим провести свое мероприятие уже приходится записываться заранее, за одну-две недели.
Одна минута в антикафе стоит 2 рубля, все остальное (пользование любой техникой, аппаратурой, еда-напитки) – бесплатно. Однако в ходе первых недель работы бизнесмены поняли, что для их основной аудитории это дороговато, и ввели систему абонементов. «В среднем абонемент снижает стоимость минуты где-то до рубля, – делится Соболев. – Нас это устраивает: проект достаточно доходен, если из каждых 700-800 рублей общего дохода мы получаем 400 рублей чистой прибыли».
По подсчетам компаньонов (подтвержденным итогами первого месяца), ежемесячные расходы на антикафе будут составлять примерно 250 тыс руб. «100 тысяч [рублей] – на аренду помещения; 7-8 – на Wi-Fi; еще 9 – на расходные материалы (канцелярия, картриджи для принтера и т.п.); другие ‘расходные материалы’ – чай, кофе, пирожные – еще порядка 60 тысяч», – приводит цифры Соболев. Зарплата персоналу – семи администраторам зала, работающим посменно, в зависимости от количества и массовости мероприятий – еще 60 тыс руб в месяц. Сотрудники – это очень важная составляющая для заведения такого формата. «Они должны создавать особую атмосферу непринужденности, ‘своего’ места. И при этом дружелюбие должно быть ненавязчивым, естественным. Наш компаньон – Александр Фролов довольно долго занимался подбором кадров: провел собеседований наверное 300, – вспоминает Селезнев. – Итог – всего за месяц у нас появилось с десяток постоянных клиентов».
Чтобы наращивать поток посетителей нынешними темпами, предприниматели собираются развивать общение по интересам – например, организовать клуб киноманов. «Многие задуманные ранее ‘фишки’ еще не реализованы. Со дня на день ждем робота R2D2 из ‘Звездных войн’, он будет ездить по общему залу, сможет поддержать с посетителями разговор или угостить печенькой, – оживляется Александр Соболев. – Еще у меня есть идея – каждое утро закупать бидон молока и варить кашу. Представьте, приходит посетитель – а мы ему стакан молока и тарелку вкусной каши. Здорово же?».
Никита Змановских, Газета Дело