Кадровому агентству Гульнары Сердалиевой всего полгода. Еще столько же понадобится предпринимательнице, чтобы «отбить» все первоначальные затраты. Сейчас агентство уже выходит «в плюс» на 20-25%. Но и ежемесячные расходы растут: за полгода они выросли более чем в два раза.
На запуск агентства Гульнаре понадобилось 200 тысяч рублей и пара месяцев подготовки. До этого предпринимательница была наемным работником в кадровом агентстве, но личные амбиции и пул идей по оптимизации бизнес-процессов рекрутинговой компании, накопленный Сердалиевой, побудил ее открыть собственное агентство. «Пожалуй, одной из основных причин запуска своего агентства была возможность менять структуру бизнеса, если она кажется устаревшей или неэффективной, – говорит Сердалиева. – К примеру, некоторые кадровые агентства в Иркутске (не буду называть, какие) до сих пор используют бумажные архивы».
Предпринимательница сразу решила, что у нее все будет иначе: большая часть начального капитала – свыше 100 тыс руб – была потрачена на сервер, где хранится база данных, и на компьютеры для сотрудников агентства. «На этом мне, кстати, удалось серьезно сэкономить. Мой муж – IT-специалист – он помог и с выбором техники, и сайт для агентства сам сделал. А это еще дополнительные 50 тыс руб экономии», – подсчитывает Гульнара. Кроме того, предпринимательница немало потратила на покупку лицензионного программного обеспечения (ПО). «Помимо стандартного обеспечения понадобилось и специальное ПО для кадровиков. Выбирала из нескольких – в итоге остановилась на программе, которая позволяет отслеживать работу с клиентами по самым разным параметрам – названию компании работодателя, отрасли, имени соискателя, возрасту, дате создания резюме или вакансии. Таким комплексным подходом не все разработчики могут похвастаться», – рассказывает Сердалиева.
Однако не столько техническую продвинутость агентства предпринимательца считает главным отличием компании, сколько набор услуг. «Подавляющее большинство моих коллег предлагает только классический подбор кадров, когда на вакансию подбирается несколько подходящих соискателей. Бонусом агентства дают гарантию: если в течение определенного срока – месяца, к примеру – сотрудник по объективным причинам «не прижился», агентство ищет ему замену. Конечно же, бесплатно», – рассказывает Сердалиева. Предпринимательница сетует, что, как правило, единственное, что отличает услуги основной массы рекрутеров – их стоимость, скорость работы и сроки гарантии.
Сама Сердалиева помимо классического рекрутинга предлагает и другие виды услуг: эксперт-подбор кадров и экспресс-отбор. «Классический подбор, конечно, и у меня занимает большую часть всего объема заказов – процентов 70. Уже на втором месте по востребованности стоит экспресс-отбор, когда из текущих резюме агентства для кадровых специалистов заказчика подбирается несколько соискателей, и наша задача на этом заканчивается – собеседование проводит уже кадровый специалист работодателя. Также мы предлагаем эксперт-отбор, когда лучших кандидатов из всех соискателей мы выбираем не только в ходе собеседований, а проводя дополнительные тренинги с привлечением сторонних тренеров, специализирующихся на необходимой отрасли», – перечисляет Гульнара. Предпринимательница знает, что большинство иркутских клиентов к таким услугам не готово, однако считает, что нужно принимать участие в формировании рынка.
«К примеру, так произошло с услугой по оценке HR-бренда заказчика. Раньше компании к такому сервису не были готовы, а теперь многие клиенты хотят оценить свою компанию именно с точки зрения ее привлекательности для соискателя», – приводит пример Гульнара. По словам собеседницы, со временем работодатели заинтересовались и такой новой для местного рынка услугой как аутплейсмент (когда компании приходится увольнять сотрудника). «Правильно расстаться с работником очень важно, – уверяет Гульнара Сердалиева. – Чтобы у бывшего сотрудника не возникало желания каким-либо образом подпортить репутацию фирмы, нужно постараться. Во-первых, мы максимально корректно сообщаем сотруднику об увольнении, во-вторых, ищем ему новое место работы. И все это оплачивает бывший работодатель».
Назвать конкретные сроки исполнения заказов Сердалиева не взялась – все очень индивидуально: поиск может составить несколько дней или продлиться 3-4 недели.
Текущую доходность бизнеса предпринимательница оценила в 20-25% от объема ежемесячных трат. Причем чистая прибыль агентства активно растет соразмерно уровню ежемесячных расходов. А за прошедшие полгода траты компании выросли больше чем в 2 раза.
Сейчас, по словам предпринимательницы, на рынке сезонный спад. «Традиционно в декабре-январе на рынке труда затишье. Второй ‘мертвый’ сезон наступает в июле-августе. Причем низкая активность в это время не только у работодателей, но и у соискателей. Хотя, не исключено, что многие наемные специалисты, зная о сезонном спаде, это время просто пережидают», – предполагает Гульнара. По опыту собеседницы, наиболее удачное время для поиска работы – октябрь: в этом месяце работодатели особенно активны на рынке труда.
В Иркутске, по данным агентства, наиболее частой вакансией уже не первый год остается должность менеджера по продажам. «Иркутск – торговый город, поэтому ничего удивительно в этом нет, – считает Сердалиева. – Но в последнее время стали довольно востребованы многие технические специальности – инженеры, к примеру».
Никита Змановских, Газета Дело