Ирина Белинская, Центр раннего развития «АЗБУКА»:
«Люди готовы платить за качественные услуги»
Центр раннего развития «АЗБУКА» был учрежден в 2006 году и зарекомендовал себя, как организация, предоставляющая широкий спектр образовательных и развлекательных услуг, направленных на всестороннее развитие дошкольников. В 2013 году детский центр «АЗБУКА» стал победителем конкурса правительства Иркутской области на звание «Лучшее негосударственное дошкольное образовательное учреждение», а также обладателем золотой медали и победителем отборочного этапа международного конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири-ГЕММА-2013».
Какова специфика функционирования частного образовательного сектора? Приносит ли этот бизнес доход? Какова ценовая политика центра? Почему кадры решают все? Об этом и многом другом рассказывает Ирина Белинская, директор детского центра «АЗБУКА».
– Ирина Геннадьевна, частные детские сады, центры раннего развития существовали всегда. Рост рождаемости и нехватка мест в муниципальных дошкольных учреждениях вызвали рост на рынке частных образовательных услуг?
– Да, в последнее время частных садов стало действительно много и, к сожалению, зачастую не очень хорошего качества. Нехватка мест в муниципальных детсадах дала возможность новоиспеченным бизнесменам зарабатывать на этой проблеме, пренебрегая существующими нормами и требованиями, предъявляемыми к детским дошкольным учреждениям. Частный сектор уходит от ответственности и ищет наиболее легкий путь ведения бизнеса, забывая о том, что основной целью в данном случае является воспитание и развитие детей, а не уровень доходности.
– Какие требования предъявляются сегодня к частному детсаду? На что следует обратить внимание родителям?
– Главное – это наличие Лицензии на право ведения образовательной деятельности. Лицензия – это знак качества организации, для получения которого необходимо представить весомый пакет документов, подтверждающих не только достойное программное обеспечение образовательного процесса и качество предоставляемых услуг, но и множество других аспектов, определяющих соответствие всем нормам и требованиям.
Сегодня считанное количество организаций, позиционирующих себя, как дошкольные образовательные учреждения, имеют Лицензию на право ведения образовательной деятельности, а Лицензию на реализацию основной общеобразовательной программы, подтверждающей формат детского сада, – так вообще единицы.
– Вам при получении Лицензии с какими-то препонами пришлось столкнуться?
– Есть определенные требования, предъявляемые законодательством РФ к тому или иному виду деятельности, и если вы решили организовать бизнес, то будьте добры этим требованиям соответствовать. Если называть существующие нормы препонами и говорить о сложностях и несовершенстве законодательства, то, может, проще поменять формат бизнеса на что-то более понятное и доступное?
– Давайте перейдем к вашей истории. Как вы вошли на этот рынок?
– Детский центр «АЗБУКА» – это одно из структурных подразделений группы компаний «Ладога», чей бизнес сегодня диверсифицирован: ресторан, боулинг, бильярд, фитнес-клуб, спа-центр. На детскую тему «Ладога» вышла семь лет назад. Тогда еще рынок образовательных услуг не был так переполнен, поэтому детский центр «АЗБУКА» помимо мощной имиджевой составляющей стал еще и достаточно интересным финансовым проектом, который нашел продолжение в открывшемся несколько лет назад детском развлекательном центре «Джунгли».
– Деятельность центра сегодня разнообразна…
– Да. Качественный подход к делу, высокий уровень финансирования со стороны учредителей позволили нам значительно расширить спектр предоставляемых услуг и увеличить площади до 2000 кв.м. Сегодня структура центра включает в себя: детский сад, рассчитанный на 80 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет, школу будущих отличников, где представлены комплексные развивающие занятия для детей от 9 месяцев, дополнительные образовательные услуги, индивидуальное консультирование, группу продленного дня для младших школьников. Наличие в центре двух бассейнов и просторных спортивных залов позволяет в полном объеме реализовывать спортивно-оздоровительные программы.
– Ожидания учредителей, инвесторов от проекта оправдались?
– Однозначно. Сегодня о грамотном построении бизнеса и успешности данного проекта говорит многое – высокое качество, подтвержденное спросом потребителя, стабильный материальный доход, пополнение единой клиентской базы более чем на 1500 посетителей ежемесячно, расширение общего спектра предоставляемых услуг. Все эти факторы в конечном итоге влияют на высокий уровень конкурентоспособности группы компаний в целом.
– Когда открывали центр, наверняка просчитывали аудиторию. На каких клиентов вы ориентированы?
– Образовательные услуги, представленные в центре, рассчитаны на широкую аудиторию с разным уровнем доходов. Программное содержание, предметное наполнение, временные рамки, возрастная категория, наполняемость групп – это те составляющие, которые сказываются на ценовой политике, делая обучение в нашем центре доступным для потребителя.
Стоимость комплексных развивающих программ варьируется от 2500 до 4200 рублей в месяц и включает в себя: бассейн, интеллектуальное развитие, английский язык, продуктивную деятельность, психологические тренинги для детей, музыкально-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления. При этом стоимость одного занятий не будет превышать 130 рублей.
– Каковы условия и стоимость пребывания ребенка в детском саду?
– Стоимость посещения детского сада включает в себя полный перечень услуг и обойдется родителям около 20000 рублей в месяц. Мы стараемся сделать наше сотрудничество с родителями взаимовыгодным. Наличие Лицензии на все образовательные виды деятельности дает нам право использовать материнский капитал в качестве оплаты за обучение и содержание ребенка в детском саду, а так же позволяет осуществить возврат подоходного налога за обучение в нашем центре.
– Говорят, что кадры решают все. Вы согласны?
– Абсолютно! Я, как руководитель, делаю большой акцент на качественный отбор персонала. Основными критериями приема на работу являются профессионализм, креативность, коммуникативные способности, имиджевая составляющая и, что очень важно, эмоциональный контакт с детьми и любовь к ним. Предела совершенству нет, мы постоянно находимся в поиске лучшего, в том числе и педагогических кадров.
– Это такая мотивация? Занесенный дамоклов меч?
– Я бы сказала – здоровая конкуренция.
– Сколько человек сегодня трудится в «АЗБУКЕ»?
– Порядка 60 человек. Я намеренно не «раздуваю» коллектив, что дает возможность создать достойный уровень зарплаты для наших сотрудников.
Помимо педагогического коллектива существует еще штат специалистов, который работает в целом на группу компаний «Ладога»: инженерно-техническая служба, служба безопасности, отдел маркетинга и рекламы, работники ресторана и многие другие люди, чей труд направлен на создание максимально благоприятных условий для наших посетителей.
– Доход, как вы говорите, «АЗБУКА» приносит стабильный. А каковы основные расходные статьи бизнеса?
– Из основных можно назвать заработную плату, расходы, направленные на повышение уровня материально-технической базы, расширение сферы услуг и продвижение бизнеса в целом.
– Что бы вы посоветовали человеку, который решил открыть бизнес в сфере дошкольного образования?
– Если человек компетентен в вопросах ведения бизнеса, и он хочет направить куда-то имеющиеся капиталы, то образовательный бизнес, как самостоятельная единица, – не та сфера, от которой стоит ждать большой рентабельности. При этом он потребует колоссальной отдачи – как профессиональной, так и материальной. Это бизнес скорее для души, нежели для получения финансовой выгоды.
Но если вы все же решились на этот шаг, то первое, что необходимо, – определиться с целями, познакомиться со спецификой образовательной деятельности и требованиями, предъявляемыми к формату образовательной организации, рассмотреть возможные риски и самое главное – осознать всю меру ответственности за вверенных вам детей.
– Каким будет 2014 год для рынка частных детских садов и центров? Чего вы ждете?
– На сегодняшний день центр раннего развития «АЗБУКА» сумел завоевать достойную репутацию на рынке образовательных услуг и прочно стоит на ногах, так что своего потенциального клиента мы найдем всегда, сколько бы новых дошкольных образовательных учреждений не открылось в Иркутске. Хотелось бы заметить, что дети, которым предоставляются места в муниципальном детском саду, зачастую возвращаются обратно в «АЗБУКУ». Для меня это показатель. Люди готовы платить за качественные услуги.