Газета Дело

СВОЕ ДЕЛО. Дело Гефеста живет и процветает

СВОЕ ДЕЛО
 

Дело Гефеста живет и процветает

"Мастерская художественной ковки Лаврова" работает в Иркутске больше 9 лет. Сам мастер по образованию историк и кузнечному делу несколько лет учился самостоятельно. Сейчас художник по металлу работает над частными и корпоративными заказами, проводит мастер-классы и организует в Иркутске семинары известных мастеров кузнечного искусства со всего мира.

В начале 2000-х гг. Дмитрий Лавров получил диплом исторического факультета ИГУ, но работать по специальности не стал: еще студентом он подрабатывал в магазине, торгующем кованой мебелью, и заинтересовался этим ремеслом.

Почти два года Дмитрий постигал азы ковки в одиночку: по эскизам и учебникам, делал подставки для зонтов, козырьки, скамейки "для своих" -- родственников и знакомых. "Дело в том, что в Иркутске учиться толком негде. Разве что пойти в какую-нибудь мастерскую или кузнечный цех. Но и там, честно говоря, подмастерьев не ждут с распростертыми объятьями", -- рассказывает Лавров.

Впрочем, возможность поучиться ремеслу у профессионалов все же появилась -- благодаря известному ленинградскому художнику-кузнецу Владимиру Маркову. Дмитрий записался к нему на курсы и получил прекрасный опыт: "Побывав в Гатчине (45 км от Санкт-Петербурга), где у Маркова своя кузница, ни за что не скажешь, что кузнечное дело вымирает -- на что любят у нас пожаловаться. Там идет постоянный обмен идеями и опытом: приезжают кузнецы, архитекторы, дизайнеры из стран бывшего СССР, Голландии, Польши, Англии, Германии, Финляндии и других государств. И новичков стараются увлечь, вывести на более высокий уровень".

После возвращения из этой командировки Лавров решил расширить дело и взялся за клиентскую базу: дал объявление в газету и заказал бегущую строку на иркутском телеканале. "Первый клиент, привлеченный рекламой, позвонил через два дня. К тому времени 'сарафанное радио' обеспечивало меня одним крупным и парой мелких заказов в месяц. С этим объемом я справлялся за полторы-две недели, -- вспоминает кузнец. -- Спустя месяц после размещения рекламы объем работ увеличился в 3 раза. Один я уже не успевал, поэтому начал искать помощника".

Еще через месяц в цех нужно было искать уже второго помощника: объемы работ выросли до 20 заказов в месяц. "Даже для опытных мастеров это перебор, что уж говорить о нас, начинающих -- мы с трудом справлялись даже втроем. Работали без выходных, -- делится Лавров. -- Зато возросшие объемы позволяли закупать материал на более выгодных условиях".

Сейчас цех художественной ковки на приобретение металла тратит примерно 100 тыс руб в месяц. При этом в стоимости готового изделия расходы на материал занимают не более 25%, признается Лавров. Кузнецы других иркутских мастерских уверяют, что сырьевая составляющая в этом бизнесе занимает более скромное место -- 10-15%. "Художественная ковка -- дело высокодоходное: с учетом трат на аренду цеха, покупку и ремонт оборудования, себестоимость изделия обычно составляет всего 25% от его продажной цены, -- комментирует Иван Поляков, владелец еще одной кузнечной мастерской. -- В редких случаях, когда металл дорогой, себестоимость товара достигает 35%".

Производство кованых изделий практически безотходно, добавляет Дмитрий. И вход в это дело не требует крупных вложений. "У меня на старте было 100 тыс руб. Треть пошла на аренду помещения за квартал, еще треть -- на покупку инструмента и оборудования, оставшееся -- на металл для работы в течение 2-3 месяцев, -- перечисляет Лавров. -- Сегодня затраты будут побольше. Но, думаю, накопив примерно 300 тыс руб, уже можно заходить на иркутский рынок". По мнению мастера, из дорогостоящего оборудования начинающему предпринимателю понадобится, как минимум, два сварочных стола (7-10 тыс руб каждый), станок (70-100 тыс руб) и кузнечный молот (от 50 тыс руб). Аренда цеха площадью 70-100 кв.м в отдаленном районе Иркутска (Первомайский, Рабочее) обойдется в 30-50 тыс руб. На оставшиеся деньги можно будет закупить 3 тонны металла (примерно 60 тыс руб), зарегистрировать ИП и еще останется 30 тыс руб на непредвиденные расходы.

У самого Лаврова такие непредвиденные расходы возникли из-за упущений при заключении договора аренды с собственником цеха. "В конце года вдруг выяснилось, что платить за электроэнергию и другие коммунальные услуги нужно мне. Отдельно с арендодателем я этот момент не обговаривал, в договоре он не фигурировал. Переезжать мне не хотелось, да и деньги были. Поэтому я предпочел заплатить, хотя 30 тыс руб были на то время серьезной суммой, -- рассуждает предприниматель. -- С тех пор я в договор стараюсь включить все условия, вплоть до ежегодного косметического ремонта. Однажды эта въедливость спасла меня от расходов на замену всей канализации, когда в цехе неожиданно прорвало трубу".

Несмотря на неплохую доходность бизнеса по художественной ковке, есть два фактора, сильно тормозящих развитие этого направления, рассказывает мастер. Во-первых, конкуренция со стороны сварочных цехов, которые закупают готовые детали -- литье массового производства -- и соединяют их в готовое изделие. Дешевле получается на 40%, уверяют кузнецы, но это уже не эксклюзивное творение ручной работы, а ближе к ширпотребу. Впрочем, такой товар тоже может быть сделан качественно: "Если заказ масштабный, использование литья оправдано, -- считает Лавров. -- Очень хорошо сработали, к примеру, в Центральном парке: фонари, ограждения -- все выполнено на высоком уровне. Но чаще встречаются изделия довольно низкого качества".

Вторая проблема "кованого бизнеса" -- ярко выраженная сезонность спроса: рынок кованых изделий оживает весной, с ростом активности на строительном рынке, и замирает в конце октября. С ноября по март-апрель работой нагружены в основном те компании, что специализируются на так называемой "закрытой" ковке: изделиях, которые используются в закрытых помещениях -- на каминах или кованой мебели. Остальные мастерские (поставляющие ажурные решетки, ворота, фонари и т.п.) зимой теряют до половины клиентов.

Лавров использует временное затишье для проведения семинаров, мастер-классов и подготовки к выставкам и конкурсам по кузнечному мастерству. "После курсов Маркова у меня три года была заветная мечта создать в Иркутске школу художников по металлу. Наконец, в 2005 году я провел первый урок и сильно расстроился -- набралось всего двое учеников. Хотя чему тут удивляться: рынок небольшой -- в городе работает от силы пять мастерских и две более-менее крупные компании", -- объясняет Лавров. Тем не менее, школа продолжает занятия: в год проводится до 5 мастер-классов и 2-3 семинара с иногородними мастерами. И число участников растет. Лаврову удалось привлечь клиентов из других городов -- Ангарска, Братска, Усолья-Сибирского, Улан-Удэ. Рентабельность школы Лавров невелика. Тем не менее, для мастера эти занятия важны и интересны, а потому он продолжает развивать учебное направление.

Нынешним летом Лавров планирует открыть еще одну мастерскую -- в Ангарске. "Главной задачей было подобрать штат, поскольку сам я не смогу контролировать работу филиала постоянно, шесть дней в неделю я тружусь в иркутском цехе, -- поясняет кузнец. -- Помещение мы уже нашли: мастерская будет размещаться на базе ангарского ПТУ, у которого, кстати, уже есть заказчики. Поэтому на рекламу тратиться не придется. К слову, для открытия иногородних филиалов средств потребуется меньше, чем при запуске иркутской мастерской, так как затраты на аренду и заработную плату будут ниже. В планах открыть мастерские не только в Ангарске, но и в других городах области, откуда ко мне приезжают ученики -- нужно ковать железо, пока горячо".

Мария Фаизова

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело