Газета Дело

Оксана Колесниченко, генеральный директор компании «Место под солнцем»: «Нужно самой быть мастером. Тогда никакой кризис не страшен»

Одни считают, что салонный бизнес – это игрушка для жен богатых бизнесменов. Другие – что он настолько прост, что им под силу заняться любому человеку «с улицы». Мы побеседовали с двумя успешными представительницами индустрии красоты Иркутска, истории которых опровергают эти мифы.

Без чего немыслим салонный бизнес? Стоит ли выходить на рынок в условиях жесткой конкуренции? Экономят ли иркутянки на красоте в кризисные времена? Об этом – в наших интервью.

Оксана Колесниченко, генеральный директор компании «Место под солнцем»:
«Нужно самой быть мастером. Тогда никакой кризис не страшен»

– Оксана Петровна, многие задумываются об открытии собственного бизнеса, но далеко не все в итоге его открывают. Вы все-таки решились. 

–  Далеко не сразу. Салон красоты я решила открыть очень давно, написала бизнес-проект и поняла, что слабое его звено – это мастера. Тогда-то я и осознала, что свой путь в эту индустрию нужно начинать со звания мастера.

Ну, откроешь салон, потешишь свои амбиции – но ты будешь слишком зависеть от людей, которые у тебя работают. Нужно самой встать к станку, пройти всю эту кухню, стать мастером, профессионалом. Тогда, даже если у тебя вдруг какая-то кризисная ситуация возникнет, ты не потеряешь свой бизнес.

В 2002 году я поехала в Иркутск, окончила учебный центр, в 2003 году отправилась на свои первые соревнования, взяла призовое место. Я в то время жила в Игирме, это в тысяче километров от Иркутска. И ездила постоянно на конкурсы – в Иркутск, в Москву, в Питер – росла как мастер.

Причем брала номинации, где условием было создание полного образа: сделать прическу, макияж, сшить костюм.

Потом я открыла свой первый салон «Пигмалион» – там, в Новой Игирме, очень высокого уровня, самый «крутой» на уровне поселка. За пять лет я его вырастила, поставила на ноги. И когда он стал работать на полную мощь, мне стало скучно.

– Поехали покорять столицу Восточной Сибири?

– Да, я по натуре своей авантюристка, люблю риск. Был 2007 год, с собой у меня был только чемодан с профессиональными инструментами и материалами. На второй день после приезда я уже сняла в аренду за 30 тысяч рублей в месяц салон красоты в Солнечном. Совсем одна была – ни мастера, ни клиентов. Никто меня не знал. Но когда через два месяца я посмотрела список клиентов, в нем оказалось 60 человек.

– Как же это вам удалось?

– Наверное, за счет «сарафанного радио», хорошей работы, качественных услуг, сервиса и зашкаливающей уверенности в себе, упорства.

– А как сложилась судьба салона в Игирме после вашего отъезда?

– Там салон просуществовал еще три года. Потом мне стало тяжело: здесь бизнес стал расти, пришли работать мастера, я стала заниматься продажами расходных материалов, запустила обучение. Все это требовало времени и сил. Скрепя сердце, продала салон в Игирме как готовый бизнес. Вскоре после этого он закрылся.

– В Игирме у вас был салон VIP-уровня. А в Иркутске?

–  Салон в Солнечном был среднего класса. Различие в клиентуре я увидела очень четко во время кризиса 2008 года. Тогда у меня сильно пострадал «Пигмалион» в Игирме: клиенты стали искать, где дешевле. Приходилось выезжать, проводить антикризисные программы. А салон в Иркутске, наоборот, «выстрелил». Качество услуг было высокое, цены адекватные. И люди просто с других салонов перебежали к нам, и у нас остались.

– Бизнес в Иркутске вы начинали в «спальном» районе, сейчас арендуете помещения на Партизанской – под студию красоты «ESun», под магазин, под школу. Место важно для салонного бизнеса?

– Конечно, когда мы составляем бизнес-проекты, мы всегда пишем психологическое обоснование рентабельности данного предприятия в данном месте. Мы просчитываем своего потенциального клиента, исходя из того, в спальном мы районе находимся или в бизнес-районе. Но мне мама всегда говорила: не место красит человека, а человек место. И я с этим согласна. К хорошему мастеру приедут куда угодно. Ездим же мы все в МЕТРО, хоть он и в Ново-Ленино.

– Салон, как вы уже сказали, не единственное направление бизнеса. Как приняли решение заняться продажей материалов, оборудования?

– «Купи-продай» – это у меня в крови, всегда мне торговля нравилась. Компания «Место под солнцем» сегодня занимается продажей расходных материалов для салонов красоты и для домашнего ухода, недавно вывели на иркутский рынок свой собственный бренд: биолаки, гель-лаки, крема. Вся продукция – российского производства.

– И что проще – услуги оказывать или продавать?

– Трудно сказать. Существует золотое правило салона красоты – рекомендовать клиенту домашний уход. Это компетентность мастера, его забота о клиенте. Поэтому услуга идет в связке с продажей. Так же и обучение. Если мы обучаем мастеров, мы же их на чем-то обучаем – на материалах, на оборудовании. Их нужно снабдить этими материалами, оборудованием, чтобы они вышли от нас и начали работать, отбивать свои вложения на обучение. Так что они тоже постоянные покупатели наших магазинов.  

– Что приносит вам большую прибыль – студия красоты или магазины?

– В разные периоды времени по-разному. Если одно направление начинает больше дохода приносить, мы вкладываем деньги в развитие другого, одно другим компенсируем. На сегодняшний день большую прибыль приносят услуги. Когда-то больше приносили продажи. Но мы убрали один бренд и сейчас развиваем другие. То, что зарабатываем на услугах, вкладываем в развитие брендов. Девчонкам в школе своей я всегда говорю: сидите, маникюр делаете – поставьте маленькую витринку: пилочки, лаки, лечение ногтей. Всегда должны быть сопутствующие продажи, это очень хорошая поддержка.

– Сегодня в индустрии красоты немало мастеров-самоучек?

– Рынок действительно перенасыщен, но хороших мастеров очень мало. И на каждого мастера есть свой клиент. На любого дилетанта обязательно найдется группа родственниц, ближних и дальних.

– А зачем девушки идут в эту сферу? Денег заработать?

– Кто-то идет по призванию, а кто-то – действительно за деньгами. Потому что знают, что мастера очень хорошо зарабатывают. Расход материалов может быть на 50 рублей, а стоимость услуги – 2000, вот и посчитайте. Но для того, чтобы оставаться мастером высокого уровня, надо немалые деньги вкладывать в свой рост, в свое обучение. Вот, например, популярное сегодня lash-направление (lash – с англ. «ресница» – прим.ред.) – это же как электричка, которая с бешеной скоростью мчится. На одной остановке вышел – все, все уехали. Нужно все время учиться. А для этого нужны деньги постоянно. Я всегда своим мастерам говорю: у вас две дорожки. Одна дорожка – рубль, другая – качество и клиенты. Если вы пойдете по первой дорожке, вы встанете в тупик, не пойдете дальше, не сможете развиваться. А если пойдете по второй дорожке, то и до денег дойдете.

– Оксана Петровна, мастера ведь – люди творческие. Сложно ими управлять?

– А ими не надо управлять. Их нужно воспринимать такими, какие они есть. И следить за тем, чтобы они не «сдулись». Такое бывает: человек приходит вдохновленный, полный идей, а потом начинает сдуваться. Главное – уловить этот момент.

Открывая салонный бизнес, нужно понимать, что у тебя всегда будет две чаши весов: на одной – клиенты, на другой – мастера. Нужно соблюдать равновесие. Например, начал ты усиленно работать в направлении мастеров: ищешь, ищешь, нашел – выдохнул. А клиентов-то нет. Пока ты найдешь клиентов, мастер «сдуется», устанет ждать. Можно и обратную картину получить: клиентов тьма, а работать некому.

– А экономическая ситуация сказывается как-то на поведении клиентов? Платежеспособность изменилась в последнее время?

– Мы без клиентов не сидим. Ведь одно дело – платежеспособность, а другое – женская психология. Ее важно чувствовать и понимать. Даже когда все плохо, женщина обязательно будет баловать себя, тратить деньги. Просто будет искать место, где качество высокое и цены приемлемые. У меня уже был опыт работы в кризис, поэтому я понимаю, как себя нужно вести, как работать над ценовой политикой. Например, запустила программу «Beauty-ланч».

– По аналогии с ресторанным бизнес-ланчем?

– Ну да, принцип тот же. Мы взяли элементарные услуги и установили на них низкие цены. Маникюр с покрытием, например, за 299 рублей. Такую сумму любая девушка может себе позволить потратить раз в неделю.

– В свое время вы уехали из Игирмы, потому что достигли потолка. В Иркутске этот «потолок» уже чувствуется? Или еще есть куда расти?

– Буквально месяц назад хотела уехать в Москву, но пока передумала. Наверное, когда-нибудь я этого потолка достигну. Я человек такой, не могу жить без проблем. Мне нужно все время переезжать, передвигаться. Не выношу стабильность.

– Что бы вы посоветовали начинающему предпринимателю?

– Во-первых, составить бизнес-проект. Составить психологическое обоснование рентабельности данного предприятия в данном населенном пункте. Сформулировать цель. Она должна быть хорошей, доброй, созидательной. И когда тебя начнет от цели внутренне трясти – «хочу-хочу-хочу», тогда будут цифры – как без них? В бизнесе все нужно считать. Что выгоднее – накопить или взять кредит? Купить помещение в собственность или сидеть на аренде? Спроси у цифр, как они скажут, так и делай.

Анна Масленникова,
Газета Дело




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело