Иркутянин Сергей Якушев еще студентом проектировал родным и знакомым планировку дачных участков. И свою компанию по ландшафтному дизайну Якушев открыл одним из первых в Иркутске -- в 1998 году. С тех пор обороты компании выросли до 3 млн руб в месяц, а кроме заказов на ландшафтный дизайн фирма "Иркутские острова" занимается развитием питомника плодовых и декоративных растений, а также обучением садовых архитекторов в своей школе.
"Сегодня рынок ландшафтных услуг изменился, -- рассказывает Якушев. -- Если в середине 90-х заказчики искали нас, то теперь, увы, все наоборот. И это происходит не потому, что уменьшилось общее количество заказов: нет, этот показатель устойчиво и стабильно растет. Но гораздо быстрее увеличивается предложение ландшафтных услуг и, следовательно, конкуренция".
По словам Якушева, до недавнего времени основными игроками на "ландшафтном поле" были небольшие по финансовому обороту фирмы: "Специфика бизнеса не предполагает большого по оборотам ландшафтного предприятия, поскольку мы занимаемся 'индпошивом', а не производим ширпотреб на массового покупателя. В идеале, ландшафтный дизайнер и владелец-бизнесмен в такой фирме -- одно и то же лицо. И следовательно, количество заказов, обслуживаемых одним таким предприятием, не может быть слишком большим".
Фирмы ландшафтного дизайна, как правило, создают либо профессиональные дизайнеры, которые набирают штат и закупают оборудование, а сами руководят процессом и генерируют идеи, либо те, кто имеют как опыт работы в строительстве, так и навыки благоустройства садовых участков. Они нанимают профильных специалистов -- дендрологов, дизайнеров.
Сам Якушев -- из последних, но уверен, что оба пути могут привести к успеху. Главное -- создать фирму, предлагающую полный спектр услуг -- газоны, посадки, мощение дорожек, дренаж, водостоки, электричество, наружное освещение, беседки, малые архитектурные формы, фонтанчики, ручьи, цветники, автоматический полив и многое другое. Как показывает опыт предпринимателя, клиенты предпочитают обращаться к фирмам, оказывающим комплексные услуги.
Главная особенность этого бизнеса, считает Сергей -- трудоемкость: приходится содержать штат сотрудников (в основном, садовников) и лично контролировать их работу.
Средняя месячная зарплата садовника по одному стандартному проекту на 10 сотках составляет не меньше 20 тыс руб, говорит Якушев. Стоимость услуг самой фирмы в таком случае должна быть выше хотя бы в два раза, чтобы обеспечить предпринимателю прибыль в 20-30% за вычетом расходных материалов.
У Якушева в штате 3 дендролога, 2 прораба, 8 постоянных строителей, с десяток внештатников и, конечно, дизайнер. "Дизайнер приусадебной территории должен не только иметь хороший вкус, но и разбираться в архитектурных стилях, законах композиции, цветоведении, колористике, биологии, дендрологии, ландшафтной графике и компьютерном моделировании, -- говорит дизайнер компании Алексей Мишуков. -- Всему этому можно обучиться на специальных курсах ландшафтного дизайна. Стоимость двух-трехмесячного курса обучения варьируется от 10 до 20 тыс руб".
Сезонность -- еще один фактор, который приходится учитывать владельцу фирмы по ландшафтному дизайну. Большинство фирм, как и "Иркутские острова", работают в двух режимах -- зимнем и летнем. В зимний период в штате остаются только основные работники -- костяк фирмы из 16 человек, "сидящих на зарплате". А вот летом, когда начинаются массовые заказы, штат увеличивается в 2-2,5 раза.
Основные каналы продвижения услуг по ландшафтному дизайну -- специализированные журналы. Неплохую отдачу -- 40% всех клиентов -- дает, по словам Якушева, собственный сайт. Но клиент пошел только после того, как на сайте разместили фотографий всех работ, выполненных фирмой, с подробным описанием и удобной навигацией. Что касается рекламы на телевидении и радио, а также "наружки", эти каналы неэффективны, считает Якушев: "Слишком высока стоимость такого вида рекламы. Часто простая расклейка объявлений в коттеджных поселках эффективнее".
Сколько требуется средств для открытия и запуска такого дела в Иркутске? От 300 тыс руб, подсчитывает Якушев. На эти деньги можно приобрести "Газель" и самое необходимое оборудование -- болгарку, дрель, бетономешалку и т.п. Что касается аренды офиса, его наличие для такого бизнеса не обязательно.
"Многие частники не имеют офиса и принимают заказы на домашний телефон, выезжая к клиенту самостоятельно. Другие -- напротив, снимают представительный офис, обставляют его хорошей мебелью и вывешивают свои работы, всячески демонстрируя солидность", -- рассказывает Якушев. Но это не главный и не единственный способ покорить клиента. "Гораздо лучше превосходно сделать один участок. А потом предложить соседям этого клиента свои услуги. Беспроигрышный вариант", -- советует новичкам Якушев.
Еще один совет от профессионала -- не настраиваться на долгосрочные контакты с контрагентами: "Специфика бизнеса по ландшафтному дизайну заключается в том, что отношения с поставщиками не являются определяющими. Разнообразие заказов фирмы не позволяет надолго заглядывать вперед и устанавливать долгосрочные контракты. Конечно, наладить контакты с фирмами, у которых вы планируете регулярно делать закупки, стоит. Но не стремитесь заключить договоры со всеми. На первых порах присматривайтесь и изучайте предложения, цены, ассортимент. Рынок поставщиков сегодня огромен. Не спешите -- спустя некоторое время поставщики сами пойдут к вам с предложениями".
По словам Якушева, как и в любом другом бизнесе, здесь важно наиболее точно выявить потребности клиента: "Допустим, если заказчик хочет уложиться в конкретную сумму, учитывайте в первую очередь это требование -- не пытайтесь навязать 'лучше и дороже'. Другой случай -- клиент готов крупно потратиться на дизайн участка один раз, но не хочет нести расходы по уходу за ним в будущем: подберите ему такой вариант дизайна, которые не требует специального постоянного ухода".
Якушев признается, что работать на крупных заказах гораздо выгоднее и с точки зрения трудозатрат, и с точки зрения организации. На большом участке проще "развернуться" и организовать быт рабочих. Однако начинающей фирме лучше потренироваться на маленьких заказах, советует предприниматель. "Небольшие заказчики зачастую не слишком привлекательны для крупных фирм по ландшафтному дизайну, поэтому этот сектор относительно свободен, -- говорит собеседник. -- Единственный совет -- не ищите заказчиков далеко друг от друга. В идеале -- если это будут участки в одном и том же коттеджном поселке".
Ландшафтный бизнес -- достаточно прибыльный. Один заказ здесь может отбить затраты на обучение, отмечает Сергей: "Так, стоимость пакетной документации дизайнерских услуг без работ варьируется от 7 до 45 тыс руб. Дизайн 'под ключ' может стоить от 20 тыс руб за сотку".
Конечно, стоимость работ по созданию проекта определяется индивидуально и зависит от многих факторов: состава проекта, объема работ, общей площади земельного участка, рельефа местности и т.п. "И, конечно же, многое зависит от платежеспособности клиента", -- резюмирует Якушев.
Мария Фаизова, газета "Дело"