Сеанс под грифом "секретно"
В конце июня в Иркутске состоялся десятый по счету кинопоказ, организованный клубом SecretCinemaClub. Место события, как и девять раз до этого, было неизвестно до самого последнего момента. Под грифом "секретно" у организатора киносеансов Константина Александрова проходит еще два проекта -- KinoSecret и SecretMafiaClub. Первое время финансовых вложений в проекты не было вообще, признается предприниматель, но сейчас, когда "выстрелил" киноклуб, вся прибыль уходит на его продвижение.
Кинематографом Константин увлекся на третьем курсе БГУЭП. Сейчас он уже получает диплом на факультете "Экономическая кибернетика", но работать по специальности не собирается. "Из всех финансовых советов, что мне давали, больше всего запомнился такой: 'Если будешь заниматься любимым делом, деньги сами пойдут в руки'. Поэтому ближе к выпуску я стал думать, каким образом можно заработать на моем увлечении кино", -- начинает разговор Константин.
Первый сеанс SecretCinemaClub состоялся в сентябре прошлого года в иркутской мини-прачечной. Для показа была выбрана малобюджетная лента "Ведьма из Блэр". И это был единственный случай в практике Константина, когда площадка для показа фильма и содержание киноленты не были связаны тематически. Второй сеанс с картиной "Титаник" прошел уже ближе к теме -- на ледоколе "Ангара". Затем был "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" -- в местной парикмахерской, "2001 год: Космическая одиссея" -- в музее занимательной науки "Экспериментарий", "Жестокий романс" -- в Художественном музее, фильм о британских футбольных фанатах "Хулиганы" -- в пабе бильярдного клуба "Лидер", "Жизнь прекрасна" -- в Иркутском Доме офицеров.
"Подбирать место, в котором фильм будет смотреться органично -- фишка нашего первоисточника, одного британского киноклуба. Правда, там масштабы покрупнее: к примеру, на сеансе 'Лоуренса Аравийского' несколько сотен статистов на верблюдах встречали зрителей в некоем подобии пустыни, устроенном перед кинотеатром, -- рассказывает Александров. -- Нам до этого далеко. Да и найти в Иркутске необычное место, владельцы которого с пониманием отнесутся к нашей затее, оказалось не так-то просто. Поэтому нередко мы 'пляшем' не от фильма, который хотелось бы показать, а от найденного места. Иначе я бы уже давно вписал в наш план мои любимые ленты -- к примеру, триллер 'Семь' или 'Запах женщины'".
Кроме удовольствия от просмотра фильма SecretCinemaClub приманивает зрителя развлечениями в детективном духе -- место каждого киносеанса зашифровано. "Мы придумываем 5-6 загадок, раскрыв которые, можно определить очередную точку, где планируется показать фильм. Конечно, для этого надо пару часов побегать по городу. На первых порах бывало, что из-за недооценки временного фактора приходилось подсказывать зрителю путь, чтобы он успел на сеанс. Но ни одного нашего клиента с билетом на руках мы не оставили 'за бортом' -- все попадали в пункт назначения", -- замечает Константин.
От зрителей требуется не только сообразительность, но и соблюдение дресс-кода: к примеру, при просмотре "Титаника" дамам нужно было иметь при себе веер, мужчинам -- явиться в галстуке-бабочке; на сеанс в парикмахерской -- принести ножницы. Каждый предмет организаторы старались обыграть в представлении перед сеансом. Так, в парикмахерской с помощью ножниц зрители добирались до сладостей, развешанных по всему кинозалу.
Однако чаще всего дресс-код и дополнительные предметы просто создавали необходимое настроение. В некоторых случаях вообще без них обходилось: к примеру, когда в пабе клуба "Лидер" перед сеансом для увеселения публики были устроены... тараканьи бега. В "Экспериментарии" сотрудники музея провели экскурсию, на ледоколе "Ангара" играл саксофонист и несколько профессиональных художников рисовали портреты желающих. Как раз на просмотре фильма "Титаника" совершенно неожиданно, по словам Константина, возник 4D-эффект. "Одна из зрительниц писала потом в отзывах: 'Весь день было тепло, но именно в этот вечер как-то сильно похолодало. И вот сидим мы на корабле, а Леонардо Ди Каприо говорит: 'Роза, я не чувствую ног'. И тут я понимаю, что своих я тоже не чувствую, так замерзла'". Посмеявшись, Александров решил специально придумывать спецэффекты, погружающие зрителя в атмосферу фильма.
Первые несколько сеансов не потребовали от начинающего предпринимателя никаких финансовых вложений. "Мини-прачечной владеют мои друзья, поэтому там и состоялся наш первый кинопоказ. Проектор, экран и колонки я на время взял у знакомых. Билеты печатали на простом принтере, реклама и бронирование билетов -- через группу в соцсетях, -- перечисляет Александров. -- Арендодателям 'уходила' половина суммы, вырученной от продажи билетов. В итоге на каждом сеансе я и Максим Андреев, зритель первого киносеанса, а сейчас мой компаньон, зарабатывали буквально по тысяче рублей".
После третьего успешного сеанса Александров нашел две компании, сдающие кинооборудование в аренду за 600 руб/в час. Однако недовольные тем, что предприниматель брал технику только на 3,5 часа один раз в месяц, компании после второго-третьего раза стали отказывать в аренде. "К тому же расходы на аренду проектора почти полностью съедали и без того небольшую прибыль. В итоге я сделал первое серьезное вложение: купил проектор, экран, колонки и генератор. Уложился где-то в 30 тыс руб", -- делится Константин.
Последний кинопоказ в этом сезоне оправдал все затраты. "Во-первых, арендодателю мы ничего не платили -- сеанс 'Добро пожаловать в Зомбиленд' прошел в недостроенном заброшенном доме. Во-вторых, по платным билетам пришло почти 150 зрителей. То есть наши обороты выросли практически в 10 раз -- обычно было 15-20 посетителей. Стоимость билетов мы также увеличили с прежних 200-250 руб до 300 руб, -- объясняет Александров. -- Но при этом и число помощников с 2-3 человек выросло до 20. Да и трат на так называемые 4D-эффекты было не в пример больше".
Корреспондент газеты "Дело" сам стал свидетелем того, как на заброшенной стройке зрителей встречала толпа зомби и провожала на вполне себе "живую" дискотеку, на которой при помощи "кровавой" краски обращала всех желающих в стан живых мертвецов. На киносеансе в самые "пиковые" моменты по залу летали муляжи оторванных рук, мимо экрана шествовал харизматичный зомби с лопатой и мешком за плечами, а под конец ироничного триллера в зрительский зал выпустили крыс. Животные оказались ручными, однако зрители всласть покричали и побегали.
На финальных титрах фильма Александров объявил, что на лето проект уходит в отпуск, и следующий сеанс запланирован на сентябрь. "Надеюсь осенью начать с этих же объемов. На последний сеанс только через сеть Вконтакте и сайт Ирк.ру мы собрали полторы сотни человек за первые два дня: процентов 60 'привела' соцсеть, 40 -- афиша местного сайта. Следующую неделю я отбивался от звонков и объяснял тем, кто не попал в число зрителей, что мест больше нет", -- рассказывает Константин.
Летом Александров планирует уделить больше внимания двум другим своим проектам -- КinoSecret (аналог интеллектуальной игры Quiz, но с вопросами о кино) и SecretMafiaClub (командная психологическая игра с детективным сюжетом). "Фишку" с секретностью предприниматель решил сделать фирменным знаком своих проектов: Александров уверен, что именно загадка привлекает как игроков, так и киноманов.
Мария Фаизова