Газета Дело

СВОЕ ДЕЛО. Экологически чистый бизнес

СВОЕ ДЕЛО
 

Экологически чистый бизнес

Перед тем, как открыть собственную туристическую компанию, Сергей Федотов пять лет работал наемным проводником. За это время предприниматель сформировал четкую концепцию собственного дела: туризм должен быть экологичным -- надо не только развлекать и обслуживать туристов, но и мусор за ними вывозить. Бизнес вышел на рентабельность спустя четыре года после запуска. Федотов считает, что если бы не кризис, это произошло бы гораздо быстрее.

Весной 2007 года Сергей Федотов сделал первые вложения в собственное дело -- зарегистрировал ИП и купил несколько палаток и спальников. "Для первоначальных инвестиций я скопил почти 300 тыс руб, -- рассказывает Федотов. -- Сумму тратил в течение полугода на покупку снаряжения. Закупать надо было все -- от газовых горелок до катамаранов. Все это время наша команда пыталась выяснить, насколько востребован тот или иной вид отдыха. Стоит ли 'заморачиваться' на создании собственной конюшни, к примеру. Лошадей, кстати, до сих пор арендуем у партнеров -- так выгоднее. Иногда также берем напрокат велосипеды -- в редких случаях, но нашего парка не хватает".

В итоге, кроме пеших походов, "ЭкоБайкалТур" стал предлагать конные туры, веломаршруты, сплавы на различных судах и полеты на парапланах. "Понятное дело, что не всё, но самое необходимое из снаряжения и транспорта нам пришлось покупать. Каждый раз брать в аренду -- дорого. Поэтому в последующие четыре года вся прибыль возвращалась в бизнес, -- рассказывает Федотов. -- Только в прошлом году в разгар сезона мы стали откладывать -- за неполный год 'отбили' первоначальные вложения в проект".

Открывая фирму, Федотов планировал вывести бизнес на рентабельность и вернуть первоначальные вложения через два года после запуска. "Но кризис спутал все планы, -- сетует Федотов. -- В 2008 году летний сезон мы отработали еще по графику -- по 40 частных туристов и примерно по 2-3 заявки от компаний в месяц. А с осени 2008 года пошел спад. Летом 2009 года было самое дно -- 7 клиентов за июль, самый разгар сезона". По словам Федотова, выправляться ситуация начала весной 2010 года: пришло сразу несколько заказов на корпоративный отдых от московских компаний.

"Корпоративный клиент -- самый прибыльный, -- признается Федотов. -- Особенно столичные компании. Они редко торгуются и наши расценки их скорее смешат, чем отпугивают. Хотя посмотришь на прайсы некоторых гостиниц на Байкале и сильно удивишься -- в европейских странах, порой, дешевле".

Предприниматель признается, что маржа компании составляет от 100% до 200%. При этом стоимость двухнедельных туров, которые предлагает компания, находится в диапазоне от 20 тыс руб до 100 тыс руб, городские экскурсии обходятся клиентам в 1,5-5 тыс руб. "Минимальная накрутка в 100% получается, когда мы организуем небольшой бюджетный выезд для маленькой группы в 5-7 человек. Коллеги уверяют, что меньше пяти туристов вести нерентабельно. Но на деле, конечно, рентабельно -- 50% от вложенного все равно компания получает, -- признается Федотов и добавляет, что в кризис водили группы и из 2-3 человек. В "тучные" годы, по словам предпринимателя, игрокам турбизнеса проще было отказаться от мелких заказов -- наверстать упущенное можно было за счет более доходных вариантов.

Федотов замечает, что его компания не может похвастаться самыми низкими ценами в регионе, но объясняет это тем, что бизнес несет дополнительные расходы "с точки зрения экологии". "Начнем с того, что мы весь мусор за своими туристами всегда вывозим. Одно это отнимает от маржи порядка 10%, -- объясняет Федотов. -- Но это не единственные траты на экологическую составляющую. Также мы стараемся не пользоваться некоторыми видами транспорта, которые наносят ущерб природе. К примеру, туры на квадроциклах или экскурсии на катерах исключены. Костровища делаем на одних и тех же местах, убираем мусор не только за 'своими', но и за 'чужими' туристами и несколько раз в год проводим субботники по очистке прибайкальских территорий".

Сейчас компания, кроме основного направления -- проведения экскурсий и походов по маршрутам -- развивает дополнительные услуги: к примеру, предлагает заброску опытных туристов в труднодоступные и просто отдаленные места в Приангарье, а также прокат снаряжения и бронирование номеров в местных гостиницах.

"Меньше всего компания зарабатывает на заброске. Здесь маржа самая низкая -- порядка 60%, -- говорит Федотов. -- Самый легкий способ заработать -- городские пешие и автоэкскурсии. Маржа -- почти 150%, и риски практически нулевые". Сложные маршруты (к примеру, в горах) сопровождаются повышенным риском, а потому каждый такой тур компания обязательно страхует. По подсчетам Федотова, стоимость страховки составляет примерно 5-10% от общей себестоимости тура.

На данный момент ЭкоБайкалТур предлагает туры на Байкал, в Восточные Саяны, на Хамар-Дабан, а также в Бурятию, Монголию и даже Индию. "Если выделять сегмент опытных туристов, которые к нам обращаются -- это в основном горные туристы. Им зачастую нужна заброска и иногда даже сопровождение в тех местах, где расположены самые 'интересные' горы. Поэтому мы 'прихватили' не только наши традиционные горные точки -- Камчатку, Эльбрус, но и такие страны, как Индия, Непал", -- рассказывает предприниматель.

Самые дорогие туры -- в Непал и Индию -- появились в каталоге компании в прошлом году. До этого Федотов, напротив, "укорачивал" маршруты и сокращал время экскурсий. "Клиент стал менее платежеспособным, поэтому любыми путями мы сокращали стоимость услуг. К примеру, на нескольких маршрутах гид у нас совмещал еще и функции повара и конюха, -- рассказывает Федотов. -- Таким образом мы снизили расценки примерно на 15%. Сейчас прайс вернулся в свое докризисное состояние, но некоторые 'кризисные' нововведения мы сохранили. Например, специальные детские программы -- юрточный лагерь и маршрут детского приключения 'Сказочное Прибайкалье', школу парапланеристов на Байкале".

По подсчетам Федотова, самые активные клиенты в нише туризма -- приезжие путешественники: иностранцы и российские туристы из западной части страны составляют примерно 70% всей клиентуры ЭкоБайкалТура. Остальные 30% -- в основном иркутяне с серьезным опытом туризма за плечами.

В ближайший год Федотов планирует "отбить" все расходы последних трех лет. "Заказов хватает. У нас уже расписаны весь июнь и июль. Я даже планирую увеличить штат сотрудников на пять человек и больше потратить на рекламу. Думаю, основной акцент в нашей рекламной кампании будет сделан на ответственность туристического бизнеса за сохранность природы".

Мария Фаизова

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело