"Потешки" - это серьезно
Открыть собственный центр присмотра за детьми Антонину Боровик подтолкнуло не только желание работать на себя. Была еще одна веская причина: маленькая внучка постоянно плакала и отказывалась идти в общую группу городского детского садика. На решении собственной проблемы бывшему педагогу удается сейчас неплохо зарабатывать -- проект окупился уже через полгода после запуска, хотя супруги Боровик планировали выход на рентабельность только через год.
В разговоре с корреспондентом газеты "Дело" Антонина и Игорь Боровик постоянно исправляют формулировку "детский сад" на "центр дневного присмотра за детьми". Дело в том, что получить статус детского сада, то есть образовательного учреждения, очень сложно. "Из самых невыполнимых требований -- наличие обязательного участка возле садика для прогулок из расчета 23 'квадрата' на одного ребенка. Но если арендовать в центральной части города здание с подходящим земельным участком в полгектара, на окупаемость можно никогда не выйти, -- рассуждает Игорь Боровик, на которого и зарегистрировано ООО 'Бориант', управляющее центром 'Потешки'. -- А в пригород неудобно ездить уже родителям. Поэтому мы работаем под вывеской центра присмотра за детьми". По этой причине центр не получает субсидию, которую областная администрация перечисляет всем детским образовательным учреждениям, в размере 6 тыс руб на каждого ребенка.
"Поэтому формально мы не занимаемся образованием детей, только их социальной адаптацией, -- объясняет Антонина Боровик, педагог с тридцатилетним стажем. -- Специальные пособия, методички -- все это, конечно, есть, но первым делом мы все-таки учим ребенка жить в коллективе и нарабатывать социальные навыки".
Предпринимательница говорит, что в основном к ним идут родители, которые изначально решили не отдавать ребенка в муниципальный сад: "Как правило, эти родители сразу нацелены на то, чтобы с их малышом занимались в индивидуальном порядке, для них неприемлем 'потоковый подход' стандартных детсадов. Некоторые мамы и папы обращаются к нам, потому что видят, что в муниципальном детсаду их ребенок может весь день просидеть в одиночестве на табурете и никто к нему не подойдет. К тому же у 'частников', в отличие от государственных учреждений, другой подход к формированию групп -- до 30 человек численность мы не раздуваем".
В центре "Потешки" максимальная заполненность групп -- 12 человек. Сейчас сформированы две группы -- 12 самых маленьких в возрасте от 1,5 до 3 лет и 10 детей постарше в возрасте от 3 до 5 лет. Оплата за посещение группы -- от 11 до 15 тыс руб в месяц в зависимости от того, на сколько часов оставляют ребенка. Есть дети, которых приводят не на весь день (с 8.00 до 18.00), а на несколько часов: в этом случае минимальная оплата -- 100 рублей в час.
"Когда мы полтора года назад писали бизнес-план, подсчитали, что для нормальной работы и окупаемости центра нам нужно не меньше 36 детей, -- вспоминает Антонина. -- На практике выяснилось, что и нынешних 22 детишек центру вполне хватает, чтобы выйти на самоокупаемость". Вернуть первоначальные вложения супругам Боровик удалось даже быстрее, чем они планировали. Потраченные 1,5 млн руб предприниматели вернули через полгода вместо ожидаемого года.
Наиболее крупные траты до открытия центра потребовались на оплату аренды помещения и его ремонта. "Подходящие площади мы искали почти год, -- рассказывает Игорь Боровик. -- Несколько вариантов сорвалось, в итоге мы остановились на этой новостройке по улице Поленова. Почти центр города, а потому в самом начале наших отношений с собственником аренда обходилась нам довольно дорого -- 500 рублей за 'квадрат'. Всего тут 285 кв.м. Сейчас собственник пошел нам навстречу и стоимость аренды снизил -- в месяц уходит примерно 100 тыс руб". На ремонт и покупку детской мебели, оборудования для столовой и небольшого кабинета ушло около 1 млн руб, рассказывают супруги: при этом предприниматели экономили и большую часть ремонтных работ выполнили сами. Мебель заказали у иркутских производителей, специализирующихся именно на детских товарах. А родители принесли любимые игрушки детей.
На 285 "квадратах" центра уместились просторный холл с "живым уголком", две спальни, два игровых зала, столовая, совмещенная с кухней, небольшой кабинет для бухгалтера и директора.
Проходя по центру, чувствуешь себя Гулливером -- игрушечные шкафчики и столы, крошечные кровати и миниатюрные раковины в полуметре от пола. Кабинки для верхней одежды, полотенца возле раковин подписаны именем и фамилией маленького владельца и снабжены индивидуальной картинкой -- бабочкой, лягушонком. Все как в обычном детсаду. "Это больше для воспитательниц и родителей, сами дети никогда не путают и в чужих ботинках не уходят", -- шутит Антонина и проводит в соседний зал, где старшая группа репетирует музыкальный номер.
Кроме четырех воспитательниц (по две на каждую группу) в центре работает музыкальный педагог, хореограф, логопед и повар. А также регулярно приходят студенты из кукольного театра и преподаватели из танцевального кружка "Бусинка". Для студентов это дополнительная практика, а внештатные педагоги получают почасовую плату. Штатных воспитателей Боровик старалась набирать из своих бывших учениц, выпускниц Иркутского пединститута, но жалуется, что и их опыт работы в городских детсадах успел испортить -- сделал равнодушнее.
"При отборе кандидатов смотрю на образование -- обязателен пединститут со специализацией дошкольный или социальный педагог и стаж работы по профилю, -- перечисляет Антонина Боровик. -- Внешний вид тоже важен -- никаких длинных ногтей, педагог должен заниматься ребенком, а не собой". Испытательный срок для нового педагога -- примерно месяц. Многие после него отсеиваются. Но это не страшно, говорит Боровик, на места в центре буквально очередь: "Зарплаты в "Потешках" выше, чем в муниципальных садах: в месяц наши воспитатели получают от 10 тыс руб и выше, в садиках -- от 4 тыс руб", -- поясняет Игорь Боровик.
Пока мы разговариваем в холле, дети успевают несколько раз промаршировать в столовую "на утренний сок". "В принципе малыши могут в любой момент и поодиночке забежать в столовую или в туалет. Никакой строевой 'дисциплины', наоборот, стараемся привить им самостоятельность. Но при этом режим дня довольно строгий: посмотрите -- по часам расписаны умывание, зарядка, завтрак, обед, сончас и так далее (главный педагог протягивает ежедневное расписание). -- Но это, конечно, не значит, что утром в восемь пятнадцать у нас двери 'на засов': опоздавших родителей и детей мы принимаем, а вечером задерживаемся не до шести, а до семи, потому что кто-то из родителей в пробках стоит".
Отдельная статья расходов и забот -- питание. Боровики сотрудничают с Шелеховской детской молочной кухней, кроме того, в центре готовит свой повар. На продукты, по расчетам Боровик, ежемесячно уходит до 100 тыс руб. Плюс-минус 20 тыс руб, поскольку количество детей не постоянно -- кто-то заболел или, наоборот, 'почасовиков' пришло больше обычного.
Плюс к этому, меню для некоторых детей -- особенное: из-за пищевой аллергии и невозможности употреблять определенные продукты. "Центр изначально создавался для детей, которым требуется особый подход. К примеру, у нашей внучки заболевание, которое сверхзаботы не требует, но в стандартном саду ей будет некомфортно. Так и у большинства остальных наших малышей", -- делится Антонина. По этой причине родители соглашаются платить довольно большие для Иркутска деньги за посещение детского центра и не уходят в более бюджетные места, замечают супруги.
Мария Фаизова